Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения. Что изучают в окружающем мире: тела и вещества (три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства), явления природы, человека и человеческое общество.
Экология - наука о взаимосвязи природы и человека.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, микроскопом, термометром.
Взаимодействие сил природы (12 ч.)
Вода. Вода на Земле. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха и вкуса, прозрачность, текучесть. Вода - растворитель. Вода - одно из условий жизни на земле. Разнообразие ветров. Значение воздуха для растений, животных и человека. Взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды;
измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование.
|
|
Кто такие "Мы" (28 ч.)
Современное человечество. Устройство нашего организма. Основные продукты питания и вещества, входящие в них. Пищеварительная система человека, гигиена пищеварительной системы. Витамины и их сохранение. Кожа и органы чувств человека. Сравнение особенностей, возможностей и гигиенических навыков для различных органов чувств. Опыты по самоисследованию.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса:
Устанавливать связи:
· Между компонентами неживой природы и живыми организмами;
· Между растениями и животными;
· Между деятельностью человека и природой.
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
· Проводить наблюдения за природой родного края (на примере одного из сообществ);
· Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
· Уметь выделить главное в письменном тексте.
· Доказывать (устно) высказываемые утверждения
· Описывать (устно) объекты (явления) природы;
· Пользоваться учебной и дополнительной литературой.
Знать:
· Что такое вещество и тело
· Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
· Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
· Устройство компаса и правила пользования им;
· Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;
· Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
· Условия, необходимые для жизни растений и животных;
|
|
· Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
· Правила поведения в природе и меры ее охраны.
Уметь:
· Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
· Ориентироваться на местности относительно своего тела;
· Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
· Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
· Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
· Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;
· Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;
· Выполнять правила личной гигиены.
Содержание курса «Окружающий мир, 4 класс»,
Часа (2 час в неделю)