Материал для создания экскурсионного рассказа

С южной стороны в альковной нише размещается кровать, изготовленная по аналогии с той, что находится под Варшавой в Лазенках – летней резиденции последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. Современному человеку кровать может показаться слишком короткой. Дело в том, что медицина XVIII века рекомендовала спать полусидя, подложив под спину высокую подушку или валик. Это считалось полезным для здоровья.

В нише, слева от алькова, - мундирное платье Екатерины II по форме лейб-гвардии Преображенского полка (Петербург, 1780-е г.). В дальнейшем подобный покрой получает название «русского платья». Костюм состоит из двух платьев, отделанных золотым галуном и пуговицами. Верхнее платье – кафтан свободного покроя. Нижнее – камзол, представляющий широкое платье с длинными рукавами. Традиция ношения подобных платьев зародилась в середине XVIII века. Дамы на троне, как и императоры- мужчины, являясь шефами тех или иных воинских подразделений, по праву носили форму подшефных полков во время присутствия на военных смотрах, парадах и полковых праздниках.

Мундирное платье дает представление о появившейся с возрастом склонности Екатерины II к полноте, а также демонстрирует невысокий рост императрицы. О невысоком росте свидетельствуют и миниатюрные туфли, когда-то принадлежавшие Екатерине II и стоящие перед кроватью на низкой подножной скамеечке.

Вставала императрица в 6 часов утра, сама одевалась и разжигала огонь в камине, слуг не беспокоила. Не завтракала, только неизменно выпивала чашку крепкого кофе.

Императрица была страстной поклонницей этого душистого напитка. Предпочитала сорт «мокко». Кофе пила очень крепкий. На фунт кофе (409,5 граммов) приходилось 5 чашек воды. Чрезмерная крепость напитка умерялась большим количеством сливок.

На круглом чайном столе, на серебряном подносе, стоят чашка с крышкой и блюдце, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе для личного пользования императрицы. Они украшены вензелем Екатерины II. Вензель украшает и посеребренный самовар. Необычность этого самовара в том, что внутри - два резервуара для жидкости, и поэтому снаружи - два крана. На ножке самовара - прорезные изображения карточных мастей. По исторической легенде, этот самовар подавали, когда императрица играла в карты. Здесь же, на столе, серебряный чайник для заварки и сахарница. Позвонив в колокольчик, можно было вызвать служителя.

В XVIII столетии лекарством считался табак. Его нюхали, курили, жевали, смешивали с различными веществами и применяли для лечения головной и зубной боли, простуды и инфекционных заболеваний. «Екатерина II никогда не носила табакерку при себе. Они лежали везде и должны были быть всегда у нее под рукой, во всех углах ее дворца» (К. Валишевский). Однако табак она всегда брала лишь левой рукой, помня, что правую подают для поцелуя.

В витринах у северной стены можно увидеть самые разнообразные табакерки – предметы роскоши галантного века. Впрочем, не всегда табакерки использовались по прямому назначению. Иногда они служили для передачи записок интимного содержания или секретных дипломатических сообщений. Такие табакерки называли «пакетовыми», и одна из них представлена в витрине №15, слева. Она сделана в России из серебра, бирюзовой эмали и золоченой бронзы.

Часто табакерка становилась ценным подарком, памятным сувениром или же наградой, равной ордену. С XVIII века их стали коллекционировать.

По сути, табакерки были своеобразной летописью своего времени. На крышках изображались виды городов, коронации императоров, исторические сражения.

В этой же витрине справа - две эмалевые табакерки, напоминающие о славных страницах нашей истории. Они повествуют о сражениях Семилетней войны. На внутренней стороне крышки одной из табакерок, выполненной в Бирмингеме (Англия, 1759 г., медь, эмаль) - изображение императрицы Елизаветы Петровны с надписью «Боже, сохрани Елисавет империю императриц всея России». А на внешней стороне крышки (это видно в зеркало) – сцена битвы при Кунерсдорфе.

1 августа 1759 года у деревни Кунерсдорф произошло самое крупное сражение Семилетней войны (1756-1763 гг.). Главнокомандующий русской армией генерал Петр Семенович Салтыков (сегодня несправедливо забытый) одержал блистательную победу над величайшим полководцем XVIII века Фридрихом II. Потрясенный неудачей Фридрих едва не покончил с собой.

 

СПРАВКА. «Все потеряно, спасайте двор и архивы»,- писал Фридрих II в Берлин. Шляпу прусского короля, бежавшего после сражения, подобрали русские солдаты. Как реликвия Кунерсдорфа она доныне хранится под стеклом на стенде в музее А.В. Суворова в Санкт-Петербурге.

За победу под Кунерсдорфом Елизавета Петровна удостоила Салтыкова фельдмаршальским чином и особой медалью с надписью «Победителю над пруссаками». Императрица союзной Австрии Мария Терезия подарила ему бриллиантовый перстень и табакерку с бриллиантами.

Победа при Кунерсдорфе открыла путь на Берлин. Вторая табакерка с планом Берлина на крышке напоминает, что русские солдаты брали этот город 28 сентября 1760 года, когда состоялось триумфальное вхождение русской армии в столицу Пруссии. Корпус генерала З.Г. Чернышева атаковал и разбил защитников Берлина. Табакерка сделана в Германии в 1760 г.

Чуть ниже представлена уникальная табакерка из первого русского фарфора, производство которого на открытой в 1747 году порцелиновой мануфактуре освоил ученый Дмитрий Иванович Виноградов.

В центре витрины №15 находятся редкие ювелирные изделия середины XVIII века. Например, крупные серьги из речного жемчуга, который считался издревле типично русским украшением. Речной жемчуг был тем уникальным материалом, который украшал головной убор русской крестьянки и кружево вельможной дамы, тихим светом освещал лик иконы и подчеркивал румянец молодой купчихи; им обшивали мужское и женское платье, обувь, церковные ризы, облачения. Речной жемчуг находили в раковинах пресноводных моллюсков, которые обитают в местах с умеренным климатом. Особенно энергично велась добыча речного жемчуга в XVIII веке. Екатерине II пришлось даже установить государственный контроль над ловлей жемчуга, дабы не истощить запасы раковин-жемчужниц.

 

СПРАВКА. По мнению исследователей, именно Россия занимала до начала XX века второе место в мире – после Индии – по экспорту речного жемчуга. Среди других европейских стран она имела самые богатые промыслы речного жемчуга. Жемчужные раковины водились в более чем двухстах реках Архангельской, Псковской, Ярославской, Выборгской и Олонецкой губерний, а также Вятской, Казанской, Симбирской, Пермской, Петербургской и Новгородской. Славились своими жемчужными месторождениями и бассейны Днепра, Дона, Волги, побережье Северного Ледовитого океана.

С годами жемчуг может тускнеть и разрушаться, так как в нем присутствует органическое вещество, подверженное воздействию времени. При правильном уходе жемчуг способен столетиями радовать своей красотой и блеском, ведь средняя продолжительность жизни жемчужины 250 – 500 лет. Люди давно заметили, что главным условием сохранения качества жемчуга является его частая носка. Жемчуг боится яркого света, перепадов температуры, загрязнений, химических воздействий.

Жемчугу наши предки приписывали лечебные и мистические свойства. На Руси особенно рекомендовалось носить его девушкам и незамужним женщинам. Речной жемчуг носили даже маленькие крестьянские девочки.

Первое упоминание о жемчуге на Руси датируется X веком. Особенно его ценили в XV- XVIII столетиях, когда было распространено узорное жемчужное шитье по льну, шелку, парче и бархату.

Размеры речного жемчуга колеблются от мелких зерен до горошин диаметром 10-14 миллиметров. Крупные экземпляры продавались поштучно, мелкий жемчуг – на вес. Жемчуг никогда не выходил из моды, порой увлечение им достигало невероятных размеров.

Так, на рубеже XVIII-XIX веков до шести часов вечера дамы носили практически только жемчуг, обвивая им шею, руки от кисти до плеча, украшая волосы.

 

Однако официальным представительским камнем императорской России был символ мощи и богатства – бриллиант (от фр. brillant – блестящий).

 

СПРАВКА. Редко внутренняя красота камня может быть раскрыта без вмешательства рук мастера – гранильщика. Алмаз до XV века не могли обработать из-за его чрезвычайной прочности. «Огранка» алмаза вначале сводилась к шлифовке его естественных граней. Шлифовку граней алмаза металлическими дисками с алмазным порошком изобрели в Индии.

Лишь к концу XVI века были созданы очень простые и правильные формы огранки алмазов – «алмазный наконечник» и «алмазная таблица».

Более сложная огранка «роза» - это полусфера с 24 треугольными гранями (фацетами) и плоской базой.

Основная форма огранки алмазов – бриллиантовая огранка (круглая симметричная форма с 57 гранями. Те, что имеют более 57 граней, называют модификациями бриллианта). Считают, что впервые бриллиантовую огранку применили в XVII веке. Слово «бриллиант» стали использовать для алмазов, ограненных именно таким способом.

Бриллианты оценивают по четырем критериям: огранка, чистота, цвет, вес. Все бриллианты измеряются в каратах (1 карат равен 0,2 грамма).

Для маленьких алмазов массой не более 0,03 карат наряду с огранкой 57 фацетов применяют огранку на 17 фацетов.

Количество граней (фацетов) увеличивалось на протяжении столетий. В XX веке были разработаны новые, более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат» на 73 фацета. Для еще более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов и «величественная» огранка с 102 фацетами.

Только в России бриллианты носили мужчины, соперничая с женщинами. Многие вельможи были буквально осыпаны бриллиантами. А для женщин бриллианты собирали в драгоценные букеты.

В витрине представлена бриллиантовая брошь-букет. Цветы в ней укреплены на крошечных пружинках; когда владелица броши прикалывала ее к корсажу, лепестки цветов подрагивали и этим оживляли игру бриллиантов, которые, переливаясь всеми цветами радуги, оставались прозрачными, т.к. бриллиант имеет самый высокий, по сравнению с другими драгоценными камнями, коэффициент отражения. В камнях ценится высокая дисперсия света, то есть «игра света». Такие изделия с подвижным креплением в XVIII веке называли «дрожалками», «трясилками» или «трясулями».

В припаянное сзади колечко можно было продеть цепочку, и тогда брошь превращалась в кулон-подвеску. Эта брошь была изготовлена в Петербурге в екатерининское время; в ней 148 алмазов старой огранки и 244 алмаза огранки «роза» (всего 392 алмаза).

Знания о мистических свойствах драгоценных камней окончательно сложились к Средневековью. Камни служили талисманами и оберегами. Например, агат в русском сознании символизировал здоровье.

В витрине №16 - табакерка из кружевного агата, оправленного в золото. Она выполнена в Санкт-Петербурге в 1760-1780 годах. Однако этот камень использовали не только для изготовления небольших вещиц. Так, в Царском селе архитектором Чарльзом Камероном было построено для Екатерины II здание Холодной бани с «Агатовыми комнатами» на втором этаже, отделанными пластинами яшмы и агата.

В этой витрине представлена еще одна табакерка русской работы. Она выполнена из гелиотропа в серебре. Другие названия камня: восточная яшма, плазма, кровавая яшма. Это камень ученых и мудрецов, христианский оберег. Характерные пятна на поверхности отождествляли с кровью Христа. Гелиотроп – излюбленный материал для создания церковной утвари. В XVIII веке в России стал светским украшением.

Все остальные табакерки в этой витрине преимущественно французские. На протяжении всего XVIII века они считались эталоном хорошего вкуса. На многочисленных примерах табакерок «Особой кладовой» можно убедиться, что для их изготовления и украшения применялись самые разнообразные материалы. Это золото и серебро, ювелирные и поделочные камни, фарфор, стекло, эмаль, лак, пластины перламутра и черепаховый панцирь.

Глядя на итальянский золотой браслет с крупной камеей из синего лазурита и бриллиантом огранки «роза» в застежке, можно вспомнить о том, что Екатерина II была страстным коллекционером античных резных камней. Ее коллекция камей в Эрмитаже огромна. Размах приобретений императрица в шутку называла «камейной болезнью». В часы досуга она изготавливала бумажные слепки с античных камей, их покрывали лаком, оправляли в золото. Сам Г. Державин посвящал императорским камеям знаменитые оды.

В противоположность камее, которая выполняется в технике выпуклого рельефа, инталия создается в технике углубленного рельефа.

 

Инталия – резной камень с углубленным изображением.

Техника инталия часто применяется для изготовления печатей, оттиск с которых выглядит выпуклым.

В витрине итальянская золотая печатка с сердоликом, на котором изображена сцена танца менады и сатира, выполненная в технике инталия. Рядом представлен оттиск этой печатки.

Личная печать вырезана и на основании футляра для помады. Владелица такого футляра, при желании, могла воспользоваться им для запечатывания писем. Футляр для помады выполнен во Франции из трехцветного золота. Оно приобретает разнообразные оттенки при добавлении в расплав других металлов: платины, серебра, меди или цинка. Например, для получения красного оттенка требуется добавление меди; добавка серебра придает золоту цвет от бледно-зеленого до почти белого, а платина придает белый цвет сплаву. Использование многоцветного золота стало особенно популярным во Франции, начиняя с середины XVIII века.

В центре витрины – французский шелковый веер, по преданию, принадлежавший Екатерине II. На нем искусно изображена карта аллегорического путешествия «Любви» через «море Надежды» мимо «скалы Разлуки», «вулкана Ревности», «болота Неверных», «рифов Печали» на «континент Сердец», где есть не только «берег Несчастных», но и «храм Страсти», как награда влюбленным, прошедшим этот нелегкий путь.

Сюжет для росписи взят из чрезвычайно популярного в екатерининское время романа «Клелия» французской писательницы XVII века Мадлены Скюдери (1656).

В России, следя за нравственностью сограждан, цензуре подвергали не только литературные, но и живописные произведения. Не случайно популярными были картины на Библейские и Евангельские сюжеты.

В Опочивальне, на западной стене, представлена картина итальянского художника Якопо Бассано «Бичевание Христа». Полотно изображает эпизод бичевания, когда «...раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову... и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним... и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Евангелие от Матфея, 27:27-30).

 

СПРАВКА. Якопо Бассано (ок.1510 – 1592) – представитель венецианской школы живописи, для которой характерно тяготение к пышности, изысканному колориту и повествовательности. Родился и умер в городе Бассано-дель-Граппа, недалеко от Венеции. Первые уроки живописи получил от отца Франческо Бассано Старшего.

С 1535 года совершенствовал свою живописную технику в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе(ок.1489-1553), где старательно приобщался к венецианской школе. Создавал религиозные картины, которые включали элементы быта, животных, пейзажи. Выделяют следующие работы Якопо Бассано: «Тайная вечеря», «Благовестие пастухам», «Христос в Эммаусе», «Поклонение пастухов», «Крещение Святой Луциллы», «Отдых на пути в Египет».

В 1540 году, после смерти своего отца, вернулся в родной город, обзавелся семьей. Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками отца в его мастерской. Четыре сына Якопо Бассано разделили его стиль.

Товарищи по цеху высоко ценили талант Якопо Бассано. Об этом свидетельствует тот факт, что Паоло Веронезе(1528-1588) послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Боссано. Умер художник в 1592 году, ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо, скончавшегося полгода спустя.

 

Картина «Бичевание Христа» из коллекции известного во Франции финансиста, мецената и знатока искусств Пьера Кроза (1661-1740). В 1772 году Екатерина II приобрела знаменитую картинную галерею, принадлежавшую умершему в 1770 году Луи Антуану Кроза, барону де Тьеру – одному из трех племянников Пьера Кроза, унаследовавших и поделивших коллекцию своего дяди.

Переговоры с наследниками барона де Тьера проходили при участии философа-энциклопедиста Дени Дидро, который способствовал формированию художественных собраний Екатерины II.

 

СПРАВКА. Обладая неограниченными средствами, Екатерина II через дипломатов и специальных агентов покупала целые коллекции и большие партии картин. Особое значение для формирования картинной галереи Эрмитажа имело приобретение коллекций Кроза (1772) и Уолпола (1779). Блистательная коллекция живописи была собрана императрицей с помощью самых просвещенных и превосходно осведомленных в области искусств ценителей прекрасного. Среди них были яркие представители эпохи Просвещения – Дени Дидро, его друг литератор Фридрих Мельхиор Гримм, приятель Вольтера женевский коллекционер Франсуа Троншен, русский дипломат Дмитрий Алексеевич Голицын – один из образованнейших людей эпохи, друг Вольтера, Дидро, Монтескье и Даламбера. Дружеские отношения князя Голицына с Этьеном-Морисом Фальконе способствовали приезду скульптора в Петербург.

Собиранию произведений искусства императрица придавала прежде всего политический смысл – создание образа могущественной державы, способной соперничать блеском своей культуры с другими государствами Европы.

Дени Дидро писал Этьену Фальконе 20 марта 1771 года о том, что вызывает настоящую ненависть в обществе из-за того, что посылает картины в Россию: «Вопят любители, вопят художники, вопят богачи… Императрица собирается приобрести собрание Тьера во время разорительной войны: вот что их унижает и повергает в смущение» (имеется в виду русско-турецкая война 1768-1774 гг.).

 

Украшали картины и помещение, которое всегда входило в комплекс личных покоев светской дамы – Туалетную, где можно было «привести себя в порядок» перед зеркалом.

Туалетная

Темы:

1. Туалетная - типичный пример помещений интимного характера, входящих в планировку женской половины Дворца XVIII столетия.

2. Предметы гигиены XVIII века.

3. Некоторые особенности медицины XVIII века.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: