Материал для создания экскурсионного рассказа

Многие вещи Кабинета хранят память о «золотом веке» Екатерины II. На западной стене - парадный портрет хозяйки Кабинета, созданный в 1775 году немецким художником Генрихом Бухгольцем. Екатерина II изображена в малой короне и горностаевой мантии; правой рукой она придерживает атрибуты власти – державу и скипетр. Внешность императрицы современник описывал так: «Ее фигура приятна и благородна, манеры полны грации, вид царственный. Голова хорошо посажена. Лоб широк и открыт, глаза прекрасны…»

Рядом, на северной стене, - два небольших портрета работы немецкого художника Ф. Хаккерта. Это изображения родителей Екатерины II, принца и принцессы Ангальт-Цербских. От матери, Иоганны- Елизаветы, Екатерина II унаследовала тонкий проницательный ум; от отца, Христиана Августа,– твердый характер и умение вынашивать планы.

 

СПРАВКА. Маленькая честолюбивая принцесса София-Августа-Фредерика из карликового Ангальт-Цербского герцогства 14-летней девочкой в феврале 1744 года прибыла в Россию, уже тогда понимая, что судьба уготовила ей не самый счастливый брак с наследником российского престола. Позже она запишет: «Сердце не предвещало мне счастья, одно честолюбие поддерживало… Рано или поздно я добьюсь, что сделаюсь самодержавною русскою императрицей». Таких откровений в ее «Записках» немало.

Тридцать четыре года была она на российском престоле. Век ее царствования вошел в историю как «век Просвещения». Всю жизнь она самостоятельно училась, много читала, а главное - умела превращать знания в свое оружие и окружать себя нужными и полезными людьми. Недаром ее назвали истинной дочерью Просвещения.

Кабинет – это комната для деловых занятий. О том, что здесь императрица занимались делами, напоминает письменный стол красного дерева русской работы.

В центре стола – из золоченого серебра и хрусталя чернильный прибор в виде ладьи, сделанный в Лондоне (70-ые годы XVIII века). Он состоит из подставки, чернильницы, стакана для перьев и песочницы. Тогдашние чернила сохли медленно, и, чтобы просушить сделанную запись, листок энергично посыпали из баночки с дырчатой крышкой мелким речным песком, быстро впитывавшим излишки жидкости. Потом песок сдували.

С середины XIX века, когда начала распространяться промокательная бумага, песочницы из чернильных приборов постепенно стали исчезать, а их место заняло немного громоздкое, но довольно удобное пресс-папье.

Слева на столе в красном сафьяновом футляре покоится государственная печать Российской империи, вырезанная из цельного куска горного хрусталя. Справа – скромная, французской работы, серебряная табакерка, наполненная нюхательным табаком.

Любимым делом императрицы было законотворчество: за годы ее царствования было подписано более 14,5 тысяч различных актов и повелений. Один из указов Екатерины II от 14 июля 1765 года, адресованный придворной конторе, находится на столе.

 

СПРАВКА. Считая себя продолжательницей дел Петра Великого, Екатерина II осуществляет его заветную мечту: побеждает в войне за выход России к Черному морю, создает Черноморский флот, развивает торговлю, присоединяет к России новые земли (Крым, Тамань, Кубань, Аляску, часть Польши, Белоруссии и Украины), строит новые города, развивает науки, заботится о процветании отечественного искусства.

Открытие Смольного института благородных девиц, создание Публичной библиотеки, установка памятника Петру Великому («Медный всадник») - это воплощенные в жизнь идеи императрицы.

 

Екатерина II всерьез заботилась о развитии и процветании отечественного искусства, мечтала «привить истинный вкус к искусству в России».

Она была страстным коллекционером, знала толк в искусстве и выбирала лучшее.

На пюпитре представлено описание коллекции, приобретение которой, по мнению специалистов, представляет одно из величайших событий в жизни Эрмитажа – сегодня одного из крупнейших музеев мира, а в XVIII веке возникшего как частное собрание императрицы Екатерины II.

В 1779 году Екатерина II совершает шумную покупку. В Англии она приобретает знаменитую коллекцию картин Хоутон-Холла в Норфолке, которая принадлежала сэру Роберту Уолполу, графу Орфордскому - первому премьер-министру Великобритании.

Внуку министра императрица заплатила 40555 фунтов стерлингов за 204 живописных произведения, среди которых картины Рембранта, Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Франса Снайдерса, Гвидо Рени, Карло Маратти, Никола Пуссена, Клода Лоррена, Бартоломе Мурильо. В те дни посол России в Лондоне доносил, что значительная часть английских аристократов выражала недовольство по поводу утраты коллекции.

 

СПРАВКА. Сэр Роберт Уолпол, премьер-министр Великобритании при королях Георге I и Георге II, был знающим собирателем. Денег на страсть не жалел. Поместье Хоутон-Холл в Норфолке он построил специально как достойный дом для своей коллекции.

Однако многочисленные долги, оставленные внуку Роберта Уолпола, Джорджу Уолполу, третьему графу Орфорд, заставили продать картины (только картины) из коллекции, которая включала и античную скульптуру, и произведения эпохи Ренессанса, и прекрасное собрание мебели. Внук коллекционера Джордж Уолпол предложил императрице Екатерине II через русского посланника в Лондоне А.С. Мусина-Пушкина купить галерею картин Хоутон-Холла.

В английском Парламенте долго спорили, как спасти уникальное собрание, сохранить его в Англии, сделать основой Национальной галереи. В это время Екатерина II сказала: «Так же, как кошка никогда не выпустит пойманную мышь, так и я никому не отдам коллекцию Уолпола.» Огромная по тем временам сумма подтвердила серьезность ее намерений.

То, что стало потерей для Великобритании, послужило основой Петербургского Эрмитажа. По иронии судьбы переезд в Россию фактически спас коллекцию Уолпола: вскоре после ее отъезда в Петербург галерея, в которой располагались картины, сгорела дотла.

В начале своего царствования Екатерина Великая увлекалась идеями просвещенного абсолютизма. Она была хорошо знакома с трудами французских философов-просветителей, а с некоторыми из них состояла в переписке. Бронзовые бюсты Вольтера и Руссо на столе напоминают об этом.

СПРАВКА. Можно сказать, что книги великих французов были ее друзьями и наставниками. Впрочем, это не мешало императрице использовать их авторов порой как надежных агентов. Когда в Петербурге становится известно, что Дидро, в силу обстоятельств, вынужден продать свою прекрасную библиотеку, Екатерина II тут же делает царский жест - не просто покупает книги за 16 тысяч ливров, она оставляет их пока своему бывшему владельцу. Одновременно она назначает его своим библиотекарем с ежегодным жалованием в тысячу ливров, а жалование выплачивает за 50 лет вперед. Европа восхищена и «рукоплещет». Вольтер считает, что писатели Европы должны «пасть к ногам Северной Семирамиды». Прелестно лицемеря, она покупает и библиотеку покойного Вольтера. И вновь Европа «рукоплещет». А Дидро был приглашен в Россию, но уже к концу своего пребывания прославленный энциклопедист вызвал раздражение императрицы своими «утопиями», и она сказала ему на прощание: «... из всех ваших великих принципов можно составить прекрасные книги, но не управлять государством».

Увлечение европейской философией сказалось на воспитании старшего любимого внука императрицы - Александра. Его воспитанию она уделяла особое внимание и возлагала на него большие надежды. «Он взял Париж, он основал Лицей» (А. С. Пушкин) и вошел в историю России, как Александр Благословенный.

Портрет юного цесаревича над письменным столом дополняет убранство интерьера (неизвестный русский художник, тип Скородумова; I половина XIX века).

На восточной стене (справа от двери) представлен портрет единственного законнорожденного сына Екатерины II - Павла Петровича (свободная копия с оригинала Вуаля Ж.Л.; неизвестный художник; 1771-1800). «Русский Гамлет», он, как принц датский, считал свою мать виновницей смерти отца.

С тревогой наблюдая за действиями и образом мыслей сына, Екатерина II приняла решение отстранить его от престола и передать наследование любимому внуку, но ее скоропостижная смерть открыла Павлу путь к власти. Долго он ждал российский престол, но недолго на нем пребывал - 4 года. Император Павел I был убит в Михайловском замке в результате дворцового переворота 11 марта 1801 года. На русский престол взошел старший и любимый внук Екатерины II - Александр I.

Витрина № 14 (южная стена) наполнена произведениями декоративно-прикладного искусства первой четверти XIX века, времени правления императора Александра I.

Профильные изображения родителей Александра I - великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны - на медали, которая была выполнена к бракосочетанию венценосной пары и украсила крышку серебряной табакерки (верхняя полка, слева).

После Отечественной войны 1812 года и победы над Наполеоном становятся очень популярными изображения Александра I. На нижней полке витрины (справа) – портрет русского императора на фарфоровом пласте в серебряной рамке, выполненный в Париже в 1814 году на фарфоровой мануфактуре Ж. Лефевра.

Две табакерки рядом с ним изготовлены из уральской яшмы. Эта разновидность многослойного камня позволяет более темный слой использовать как фон, а на более светлом – вырезать рельефное изображение. Крышку одной табакерки украшает камея с профильным портретом Александра I, а крышку другой (овальной табакерки) - камея «Голова Аполлона Бельведерского». Это изделия Екатеринбургской гранильной фабрики начала XIX века. Для изготовления камей обычно используют многослойные камни: сердолик, оникс, агат.

На нижней полке слева в витрине представлен медальон с портретом Александра I (Россия, 1800-1825, кость, акварель). Портрет обрамлен сплетенной в косу прядью волос императора. Медальон заключен в золотую оправу; он был изготовлен в одной из петербургских ювелирных мастерских; экспонируется в подлинном «родном» футляре красного сафьяна. Подобные памятные вещи получили распространение в начале XIX века, в эпоху романтизма. Медальон числился среди имущества матушки императора Александра I Марии Федоровны. Согласно ее завещанию, был отписан третьему сыну - императору Николаю I.

Хрустальный стакан в серебряном подстаканнике (нижняя полка) был изготовлен в Петербурге в память о Священном союзе, заключенном европейскими монархами после крушения наполеоновской империи. На подстаканнике пять профилей: М.Б. Барклая де Толи, М.И. Кутузова, Франца I (императора Австрии), Фридриха Вильгельма III (короля Пруссии) и императора России - Александра I.

В центре верхней полки – походный чернильный прибор из хрусталя и серебра. Он выполнен в ампирном стиле. Этот чернильный прибор и два серебряных подсвечника принадлежали Александру I. По легенде, эти вещи сопровождали императора в заграничных походах, когда русские войска, изгнав армию Наполеона из России, вступили в Европу.

После кончины Александра I чернильным прибором пользовалась его матушка, вдовствующая императрица Мария Федоровна. Она же завещала его младшему сыну Николаю I – так прибор оказался среди вещей императора во дворце «Коттедж».

На верхней полке справа представлена английской работы готовальня с измерительными инструментами, выполненными из стали и серебра. Деревянный футляр готовальни обтянут крашенной в зеленый цвет кожей акулы. Этот материал получил название «галюша» по фамилии французского мастера, впервые его применившего. Готовальня также принадлежала Александру I.

Комната для деловых занятий была у Екатерины II и на северной анфиладе Большого петергофского дворца, а вот Опочивальня для нее была оборудована только в Корпусе под Гербом.

 

Опочивальня

Темы:

1. Опочивальня - характерныйобразец дворцовых интерьеров подобного назначения XVIII столетия.

2. Личные вещи императрицы Екатерины II.

3. Табакерки XVIII века как предметы роскоши, ценные подарки, награды или памятные сувениры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: