Материал для составления экскурсионного рассказа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ ПО

МУЗЕЮ «ОСОБАЯ КЛАДОВАЯ»

 

Продолжительность экскурсии – 2 академических часа (1 час 30 минут).

 

 

Составитель: заведующий методическим отделом Н.В. Семко.

(использованы материалы ведущего методиста Н.Б. Рыжовой)

 

ПРОВЕРЕНО:

Заведующий методическим отделом

_______________________________Н.В. Семко

СОГЛАСОВАНО:

Начальник экскурсионно-методической службы

_______________ Е.Ю. Михалева

 

«1» июня 2016 г.

 

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

«Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Санкт-Петербург

Задачи экскурсии:

1. Ознакомить с историей строительства и восстановления после Великой Отечественной войны Корпуса под Гербом.

2. Дать представление об архитектурно-декоративном убранстве Корпуса, выполненном архитекторами Ф. Растрелли и А. Штакеншнейдером в середине XVIII - первой половине XIX столетия.

3. Определить роль Корпуса под Гербом в комплексе Большого петергофского дворца, напомнить о событиях в истории государства и дома Романовых, связанных с этим памятником.

4. Подчеркнуть мемориальный характер многих экспонатов музея «Особая кладовая».

5. Ознакомить с лучшими достижениями отечественных и западноевропейских мастеров ювелирного и декоративно-прикладного искусства конца XVII – начала ХХ вв.

6. Отметить художественную значимость и непреходящую ценность произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства в собрании музея.

 

 

Маршрут экскурсии:

1. Передняя

2. Малиновая приемная

3. Желтая гостиная

4. Кабинет Екатерины II

5. Опочивальня

6. Туалетная

7. Коридор «за Опочивальней»

8. «Мастерская ювелира»

ВВЕДЕНИЕ

Музей «Особая кладовая», открытый в августе 2003 года, располагается в Корпусе под Гербом, который является частью единого архитектурного комплекса Большого петергофского дворца и завершает его композицию с западной стороны.

Корпус появился в результате перестройки и расширения Нагорных палат Петра I в начале царствования Елизаветы Петровны, в 50-е гг. XVIII века, по проекту архитектора Франческо Растрелли.

Архитектор, бережно сохраняя палаты Петра, значительно увеличил центральный объем дворца и пристроил к нему две легкие симметричные галереи, которые завершаются с востока Церковью, а с запада - Корпусом под Гербом.

Свое название Корпус получил в 1751 году, когда купол его был увенчан флюгером-орлом, изготовленным мастером Жирардоном по модели и чертежу Растрелли. В отличие от геральдического изображения орел имеет не две, а три головы. Такой флюгер снизу, с любой точки обзора, выглядит как двуглавый орел на государственном гербе Российской империи. В лапы птицы помещены символы императорской власти: держава, скипетр и меч.

Перестраивая петровский дворец, Растрелли был связан рамками архитектуры петровского времени и должен был согласовывать свой замысел со стилистикой предшественников. Поэтому наибольшей свободы творческой фантазии он достиг в оформлении боковых павильонов Большого дворца.

По богатству и выразительности силуэта, по изяществу пропорций, пластичности масс, ясности объемов Церковный и Корпус под Гербом принадлежат к самым ярким созданиям европейской архитектуры середины XVIII столетия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. В особых случаях вводную часть можно рассказать в комнате первого этажа, где собирается группа. Перед подъемом по лестнице обязательно предупредить посетителей об осторожности и попросить их держаться за перила.

Гостям музея предстоит осмотреть 8 комнат «Особой кладовой».

 

Передняя

Темы:

1. История строительства и декоративного убранства интерьеров Корпуса под Гербом.

2. Посольские или дипломатические дары, наградные вещи, подарки.

3. Личные вещи Петра I в коллекции «Особой кладовой».

 

Материал для составления экскурсионного рассказа

Характер декоративного убранства интерьеров Корпуса под Гербом на протяжении длительного времени (с середины XVIII до начала XX столетия) оставался неизменным. Оформленные Ф. Растрелли в стиле барокко апартаменты Корпуса под Гербом по роскоши отделки не уступали парадным покоям Большого дворца. Деревянная золоченая резьба и тканые шелка украшали стены. Живописные плафоны, скрывая плоскость потолков, создавали иллюзию бесконечного пространства. Паркеты, набранные «зигзагом», превращали полы в своеобразные мозаичные картины.

Резные детали для интерьеров Корпуса были выполнены бригадой русских резчиков под руководством «вольного резных дел мастера» Иосифа Шталмеера. Полы настилались столярным мастером Бернгардом Эггом и охтинскими столярами А. Ворониным, И. Сидоровым и др.

Стены в парадных комнатах на северной стороне, предназначенных для представительства, были украшены плотными шелковыми тканями, а в более скромных помещениях, выходящих на юг, - бумажными обоями.

Спустя столетие интерьеры Корпуса были обновлены по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера, но изначальный принцип отделки интерьеров сохранялся вплоть до ХХ века.

В годы Великой Отечественной войны Корпус под Гербом, как и Большой дворец, пострадал от пожара и разрушений.

В настоящее время фасад и интерьеры Корпуса под Гербом выглядят такими,

 

какими они были в середине XVIII - первой половине XIX вв.

По цвету шелка первую комнату можно назвать «Зеленой передней».

 

В отреставрированных интерьерах Корпуса были воссозданы мраморные камины и нарядные многоярусные изразцовые печи. В Передней находится одна из печей. Она облицована голландскими кафлями. Так изначально называлась гладкая (с обеих сторон) керамическая плитка, расписанная вручную кобальтовой краской.Пока русские мастера в начале XVIII века ни освоили на петровских кирпичных заводах производство такой плитки, ее привозили из Голландии. Позднее голландские кафли стали называть изразцами, как называли рельефные коробчатые керамические плитки, издавна создаваемые русскими мастерами. В России изразцы использовали не только для декора, но и как материал, способный длительное время удерживать тепло от печи.

Голландия была одним из первых государств, в котором Петр I побывал в составе Великого посольства (1697-1698 гг.). В петровское время кораблестроением и морским делом славились Голландия и Англия.

Полгода Петр I работал плотником на судовых верфях Ост-Индской компании в Амстердаме. Затем отправился в Англию, где прошел теоретический курс кораблестроения.

О пребывании Петра I в Англии напоминает портрет работы художника Годфри Неллера (Кнеллера)(Gottfried Kneller) – ученика Рембранта. Во время встречи в Кенсингтонском дворце английский король Вильгельм III Оранский уговорил 25-летнего русского царя позировать художнику. Годфри Неллер создал несколько идеализированный, эффектный, но, как свидетельствовали современники, узнаваемый образ.

Это один из немногих прижизненных портретов Петра I. В Передней музея «Особая кладовая» представлена русская копия, сделанная в первой половине XVIII века неизвестным художником с оригинала Годфри Неллера.

 

СПРАВКА. На портрете в царственной позе, в мантии, отделанной горностаем, в военных доспехах, предстает молодой человек с правильными, привлекательными чертами лица, энергичным взором, большими карими глазами. Сегодня оригинальный портрет находится в Лондоне, в Королевской галерее Кенсингтонского дворца, то есть там, где более трехсот лет назад зашел разговор о создании портрета. С него делались многочисленные копии. Одна из них, заказанная в середине XIX века императором Николаем I итальянскому художнику Белли, хранится в Эрмитаже и выставлена в галерее царских портретов в парадной части Зимнего дворца.

 

Из Европы Петр I привозит не только новые знания, умения, идеи, но и посольские дары, которые с древних времен были важным инструментом дипломатии. От них зависел успех дипломатической миссии.

Еще в допетровские времена на Руси существовала традиция: в царских покоях на столах-поставцах и в специальных витринах выставлять драгоценные подношения, которые хранили память о тех или иных событиях и торжествах.

Только в XIX веке обычай обмена посольскими дарами прекратил свое существование. Часто эти дары изготавливали из серебра. Стоили они очень дорого, так как сырье (серебро) привозили из-за границы. Первое отечественное серебро было добыто на Нерчинских рудниках Забайкалья в 40-х годах XVIII столетия.

В витринах Передней представлены посольские дары, личные вещи, наградные подарки, выполненные русскими и западноевропейскими мастерами в конце XVII – первой половине XVIII века. Здесь находятся самые ранние вещи из фондов петергофского собрания.

В витрине № 1(западная стена) на верхней полке - произведения русских мастеров. Справа - подносной ковш традиционной для Руси формы «ладья», изготовленный из серебра в 1736 году московским мастером. Подносными или жалованными называли вещи, которыми награждали за верность государю и особые заслуги. Этот ковш был дарован Анной Иоанновной в знак монаршей милости атаману Донского казачества Семену Савельеву «за его многие и верные службы», о чем свидетельствует надпись на борту ковша. Его дно украшает двуглавый орел, а ручку – портрет императрицы Анны Иоанновны.

В это же время (1736 г.) в Ревеле мастером Адрианом из серебра, с золочением и гравировкой, был изготовлен подносной кубок «флота лейтенанту Гуру Костомарову за Азовское взятие» (верхняя полка, слева).

В центре верхней полки - две тарелки золоченого серебра, сделанные в Москве в 1745 году, в начале царствования императрицы Елизаветы Петровны. Мастер украсил их рельефным изображением двуглавых орлов под короной. Это свидетельствует о том, что заказ сделан императорским двором для собственных нужд или как дар за особые заслуги.

На нижней полке этой витрины находятся произведения западноевропейских мастеров. Слева, на высокой подставке,- изящная золоченая чайница, отлитая из серебра и украшенная цветочными гирляндами, - работа мастерской известного лондонского серебряника Самюэля Курто, датированная 1764 годом. Такие чайницы использовали для хранения сухого чая, который был очень дорог, и поэтому его нередко помещали в емкости из драгоценных металлов.

 

СПРАВКА. В Европе чай появился в начале XVII века. В России этот напиток попробовали раньше, чем в Англии и Голландии, но началом истории чая в России принято считать 1638 год, когда московский посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу Романову 4 пуда чая в качестве посольского дара монгольского Алтын-хана.

Перед чайницей стоят две стопы с тонкой гравировкой и резьбой. Они сделаны на рубеже XVII и XVIII веков знаменитыми ювелирами немецкого Аугсбурга. Этот город процветал благодаря своему выгодному географическому положению, а также славился искусными мастерами золотого и серебряного дела. Они виртуозно владели техниками обработки самых разнообразных материалов: драгоценных металлов, дерева, раковин моллюсков, рога и кости.

Крайняя справа кружка – тоже из Аугсбурга. Высокий рельеф по всей поверхности (так называемая «муфта»), ручка и фигурка мальчика с виноградной гроздью на крышке вырезаны из слонового бивня. Рядом находится массивная серебряная кружка работы немецкого мастера Лоренца Хоффмана. Она создавалась в 1660-1680-е годы в Кенигсберге. Тулово кружки украшает рельеф на библейский сюжет «Царь Соломон и царица Савская».

Наибольший интерес вызывают предметы, принадлежавшие Петру I и изготовленные в память о нем. Витрина №2 (восточная стена).

В центре верхней полки – уникальные для своего времени солнечные корабельные часы, изготовленные в 1715 году мастером Раули. Это дипломатический подарок английского короля Георга I (на верхней полке представлен его портрет, копия акварели неизвестного художника первой половины XIX века) царю Петру I, преподнесенный через русского посланника С.Г. Нарышкина. Они интересны тем, что их показания считываются не по тени, а с циферблата, как в механических часах. В плоскости часового кольца закреплена визирная система с двумя линзами, на которую проецировалось световое пятно. На часовом кольце таблица городов с их географическими широтами. Из 21 города – 6 российские: Санкт-Петербург, Москва, Архангельск, Новгород, Смоленск, Воронеж.

 

СПРАВКА. Генерал-адъютант Петра I, камергер С.Г. Нарышкин был послан в Англию с поздравлением Петра I Георгу I по случаю его вступления на английский престол. Нарышкин прибыл в Лондон 20 января 1715 года и 25 января имел «приватную» аудиенцию у короля, вручил ему грамоту Петра I и царский подарок – компас. Георг I пожелал сделать Петру I ответный подарок – солнечные часы, изготовление которых заняло несколько месяцев. Этот подарок Нарышкин получил в конце июня 1715 года и в июле отбыл в Россию.

Камергер – придворный чин и придворное звание высокого ранга (согласно «Табели о рангах», камергер – придворный чин VI класса), а с 1809 г. – почетное придворное звание, не дававшее прав на статский или военный чин. Титулование камергера – «Ваше превосходительство».

На верхней полке справа - обычные солнечные часы петровского времени, сделанные из серебра французским мастером и снабженные компасом.

Рядом представлена серебряная модель парусного бота, изготовленная в 1754 г. русским мастером по заказу дочери Петра - Елизаветы Петровны. Подобные боты, выполненные по типу голландских буеров конца XVII -начала XVIII вв., состояли в Невском флоте, учрежденном Петром I в 1713 году. Надпись на корме свидетельствует о том, что эта вещь создавалась в память о «заложении флота российского в 1697 году».

Слева на верхней полке представлен миниатюрный портрет Петр I, исполненный на эмали художником-миниатюристом Шарлем Буа. Такие изображения в XVIII веке назывались «персонами», ими Петр I стал награждать подданных, заслуживших его милость. Серебряная оправа к миниатюрному портрету Петра I добавлена позже, в 40-х годах XIX столетия. В витрине представлена еще одна миниатюра, предположительно, работы знаменитого мастера петровского времени, одного из основоположников русской портретной миниатюры, Григория Семеновича Мусикийского. Это изображение любимой сестры Петра I Наталии Алексеевны, выполненное эмалевыми красками на выпуклой золотой пластине.

СПРАВКА. Мусикийский Григорий Семенович (ок.1670 - ок.1740 гг.) - один из основоположников русской портретной миниатюры по эмали.

Работал в Москве, в Оружейной палате, с 1711 г. - в Петербурге как «финифтяных дел мастер». Исполнил более двадцати миниатюр, среди них портреты Петра I, его семьи и приближенных. Все работы Г. С. Мусикийского отличаются яркостью красок, декоративностью, тонкой техникой и являются характерным примером стиля «петровского барокко» в области миниатюрной живописи.

Буа, (Буат) Шарль (1662-1727) - шведский живописец-миниатюрист по эмали. Сын француза, родился в Стокгольме. В 1687-1699 гг. работал в Англии, был придворным эмальером Вильгельма III Оранского. В 1711-1720 гг. работал в Вене и Дрездене, в 1717 г. и позднее - в Париже. Его миниатюрные портреты на эмали стали характерной чертой французского стиля Регенства и Рококо.

Во время пребывания Петра I в Лондоне, по оригиналу Г. Неллера, художник исполнил миниатюрный портрет Петра (1698), позднее неоднократно копировавшийся Г. Мусикийским и другими художниками-миниатюристами.

Здесь же, на верхней полке слева, лежит золотой жетон, отчеканенный в 1725 году на смерть императора Петра I, с надписью: «общая печаль». Такие жетоны раздавались на память участникам погребальной церемонии.

На нижней полке этой витрины находятся предметы роскоши. В центре –итальянская вазочка из серого агата с ажурным орнаментом, дополненным изумрудами и эмалью (вторая половина XVI века).

Интересное произведение ювелирного искусства – кубок «Единорог», выполненный в середине XVII века неизвестным немецким мастером. Изображения мифического белого коня с рогом на голове украшают крышку, основание и тулово кубка, которое выточено из рога морского млекопитающего - нарвала, обитателя северных морей. В средние века его называли «морским единорогом». Бивни нарвала, которые могут достигать в длину 3 м, отличаются высокой прочностью и гибкостью, а по качеству превосходят слоновую кость.

Справа на нижней полке - два кубка с крышками, сплошь усыпанные гранатами. Это работа шведских златокузнецов конца XVII века, которые для украшения кубков использовали зернь (маленькие серебряные шарики) и скань (филигрань) - ажурный узор из серебряной нити, напоминающий тончайшее кружево на поверхности кубков. Зернь, одна из древнейших ювелирных техник, является неотделимой частью техники «Скани».

 

СПРАВКА. Скань (или филигрань – итал.) – вид декоративной обработки, при которой из тонкой гладкой или витой металлической нити выполняется кружевной узор. Скань – от древнерусского «скать» - сучить, свивать нитки. Художественные центры филигранных изделий находятся в Нижегородской и Владимирской областях. Название «филигрань» происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» (зерно).

Может быть, кубки стали военным трофеем в споре между Россией и Швецией за Балтику как, возможно, и серебряная чашечка, что стоит перед ними. На дне чашечки вычеканен профиль противника Петра I в Северной войне – шведского короля Карла XII. А портрет самого Петра вмонтирован в крышку табакерки русской работы.

Всегда привлекает внимание посетителей столовый прибор на шесть персон (двузубые вилки, ложки, ножи, две солонки). Он сделан во Франции во второй половине XVII века из агата, украшенного золоченым серебром, но «рабочие части» вилок и ножей – стальные. Столовый прибор числился среди личных вещей супруги императора Николая I Александры Федоровны. С 1870 года он хранился в Петергофе, во дворце «Коттедж».

Использование вилок и ножей, как индивидуальных столовых приборов, начинается в России при Петре I. Его реформы затронули все сферы жизни русского общества, в том числе и костюм. Всего за период своего правления Петр I издал 17 различных указов, касающихся внешнего вида своих подданных и правил ношения ими одежды. В 1699 году вышел первый указ Петра о ношении европейской одежды.

В витрине №3 представлен европейский мужской костюм, введенный в российский обиход самим императором – это парадный костюм, принадлежавший Петру I. Камзол из льняной ткани надет на белоснежную рубашку с жабо. Часто камзолы шили из ярких шелковых тканей, украшали вышивкой и множеством пуговиц, которые застегивали только сверху. Поверх камзола - приталенный кафтан светлого сукна с вышивкой шелком, карманными клапанами и нарядными пуговицами, хотя кафтан обычно носили нараспашку. Костюм дополняют короткие мужские штаны – кюлоты. Для полного комплекта необходимы белые шелковые чулки и башмаки с пряжками.

На левой стороне кафтана вышита звезда ордена Святого Апостола Андрея Первозванного с девизом «За веру и верность». Самый первый из российских орденов был учрежден в 1698 году, а первым его кавалером через год после учреждения стал один из ближайших сподвижников Петра, фельдмаршал Федор Головин. Сам Петр получил этот орден в 1703 году за участие в операции по захвату в устье Невы двух шведских военных кораблей; он был шестым из удостоенных этой высокой награды.

 

СПРАВКА. После кончины Петра I его одежда долгое время хранилась в «казенных палатах» дворцовых кладовых. В царствование Елизаветы Петровны «Гардероб» Петра был перевезен во дворец «Марли», расположенный в западной части Нижнего парка.

Костюмы хранились в больших шкафах и сундуках. При приеме гостей некоторые из вещей Петра I изредка выставлялись напоказ.

Когда нависла угроза продвижения войск Наполеона в сторону Петербурга, коллекцию вещей из гардероба Петра I вывезли из Марли и возвратили обратно только когда опасность миновала.

Эволюция и реформирование костюма в России продолжались на протяжении XVIII-XX веков. В Малиновой Приемной представлены образцы военной формы и парадного придворного платья XIX века.

Малиновая приемная

Темы:

1. Церемониал Двора.

2. Парадное придворное платье XIX века, военная форма эпохи правления императора Николая I.

3. Коронационные кресла.

4. Императорские подарки.

5. Памятные вещи, связанные с важными датами в истории Дома Романовых.

6. Личные вещи императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Экспозиция Малиновой приемной требует особенно тщательно и четко продумать логику перехода от витрины к витрине, чтобы схема движения по интерьеру исключала хаотичность, возвраты и «метание». Необходимо заранее продумать, в каком месте интерьера (по ходу рассказа экскурсовода) рациональнее всего ставить группу посетителей.

 

Поскольку Большой дворец с середины XVIII столетия являлся центром парадной летней резиденции Романовых, местом их официального представительства, апартаменты «Под Гербом», как их именовали в камер-фурьерских журналах, играли заметную роль в придворном церемониале. Особенно отличалась в них Малиновая приемная, которая открывает северную анфиладу помещений Корпуса. Это наибольший по размерам и самый парадный интерьер с высоким потолком и окнами, выходящими в Нижний парк и Верхний сад.

Свое название Приемная получила по цвету шелка. В настоящее время на стенах комнат «Особой кладовой» шелк, воссозданный в мастерской «Старинные ткани».

 

СПРАВКА. Мастерская «Старинные ткани» находится в Москве на территории мужского Новоспасского монастыря. Ткани XVII – XIX веков возрождают здесь обыкновенные женщины (мирянки) на старинных ручных жаккардовых станках XIX века.

Ткацкий жаккардовый станок изобрел в 1801 году французский изобретатель Жозеф Мари Жаккард.

В Россию машины Жаккарда попали в 1822 году и впервые были установлены на фабрике купцов Рогожиных.

В жаккардовом ткачестве сохранились и развиваются лучшие традиции ручного узорного ткачества, имеющего многовековую историю.

Сегодня в мастерской работает 14 старинных станков, деталей для которых нет, поэтому мастер по чертежам воссоздает детали, что-то придумывает, дорабатывает. Станки приспосабливают отдельно для каждой ткани, т.к. у каждой - своя уникальная структура. Художник по ткани изучает ее структуру, чтобы сделать рисунок. Это долгий процесс. Он может занять несколько лет.

Дорогой шелк-сырец доставляют в мастерскую из Китая в тюках. Сырье разматывают, вываривают, красят и снова скручивают. Красят шелк натуральными красителями, используя ромашку, крапиву, зверобой, лук и т.д. У специалиста есть специальная тетрадь со старинными рецептами.

Восстановление любой ткани в этой мастерской получается абсолютно стопроцентным. Работают для крупных музеев, театров, галерей. Заказчики мастерской – Петергоф, Гатчина, музей-усадьба Архангельское, музей-усадьба Кусково, музей Чайковского, Толстого, Павловский дворец, Юсуповский дворец, Большой театр.

Малиновая приемная часто упоминается в источниках в связи с самыми разнообразными событиями жизни Двора.

Здесь, в Малиновой приемной, начиналась важнейшая церемония «Выхода при Высочайшем Дворе». Таким «Выходом» называли торжественное шествие «Их Императорских Величеств с прочими Августейшими Особами из внутренних апартаментов в церковь и обратно». Выходы разделялись на Большие и Малые. Большие происходили в особо значимые церковные праздники и торжественные дни.

После знака обер-церемониймейстера «начать выход» все шествовали в порядке, соответствовавшем их рангу по отношению к царю. Позади императора шли члены фамилии, затем придворные дамы, сановники, министры, сенаторы, военная свита.

Из Малиновой приемной через дверь, к которой ведут широкие ступени, процессия выходила на западную галерею, соединяющую Корпус под Гербом с залами Большого петергофского дворца. Шествие продолжалось по северной парадной анфиладе дворца, затем выходили на восточную галерею, по которой попадали в Церковный корпус, где совершались праздничные службы, обряды крещения, обручения, венчания.

Так, летом 1846 года в придворной церкви Большого петергофского дворца венчалась средняя дочь императора Николая I Ольга с немецким принцем Карлом Вюртембергским. В центральной витрине (№4) выставлена икона «Спас Нерукотворный» в серебряном окладе, с золочением и эмалью, которая напоминает об этом событии. Именно здесь, в Малиновой приемной, родители невесты – император Николай I и его супруга Александра Федоровна – благословили молодую пару подобной иконой по православному обычаю.

Для большого Выхода придворные облачались в парадные форменные костюмы. В центральной витрине находится платье из бархата и атласа с роскошным серебряным шитьем – пример парадного придворного костюма конца XIX века.

Шитье выполнялось вручную. Для этого золотую или серебряную нить накладывали на ткань, прикрепляя стежками тончайшего шелка. Узор шитья утверждался государем.

Николай I, любивший все регламентировать, утвердил 11 марта 1831 года описание мундиров придворным чинам и служителям. Император Николай Павлович не обошел своим вниманием и женщин, утвердив 27 февраля 1834 года описание эталонного дамского придворного туалета. После его смерти и вплоть до 1917 года в форме этих туалетов никаких принципиальных перемен с того времени не последовало.

 

СПРАВКА. Наряд состоял из бархатного «верхнего платья» с откидными рукавами и со шлейфом, имевшего «разрез спереди, к низу от талии», который открывал юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки».

Выбор такого кроя женского придворного платья обусловлен несколькими причинами. Во-первых, традиционализмом русского Императорского двора. Такие платья были в ходу при Дворе со времен Екатерины II. Во-вторых, стремлением Николая I усилить национальную составляющую при Императорском дворе, будь то в языке или одежде. В-третьих, для формы, особенно для изменчивой женской, требовалось нечто прочно-устойчивое, чем по мысли Николая I и был «русский» традиционный кройженских платьев.

Все должностные нюансы должны были легко «читаться» по цветам. Статс-дамы и камер-фрейлины получали бархатное зеленое платье с белой юбкой. Наставница великих княжон была одета «по форме» в бархатное платье синего цвета с белой юбкой. Фрейлины Ее Величества, в бархатные платья пунцового цвета с белой юбкой.

Фрейлины великой княгини имели платье пунцового цвета, как и у императрицы, только шитье было серебряным. Фрейлины великих княжон были одеты в бархатные платья светло-синего цвета с золотым шитьем и белой юбкой. Гофмейстерина при фрейлинах носила бархатное платье малинового цвета, украшенное золотым шитьем, соответствующим шитью первых чинов Двора и украшенное портретом императрицы с бриллиантами. Часто в повседневной жизни их называли «малиновыми фрейлинами».

Была определена и форма головного убора для придворных дам. Замужним дамам предписывалось носить «повойник или кокошник произвольного цвета, с белым вуалем, а девицам повязку произвольного цвета с вуалем».

Если дам, не состоявших на службе при Дворе, приглашали на официальную церемонию, то они должны были явиться в белом муаровом платье, украшенном шитьем.

Малейшие отступления от установленной формы одежды, как придворными кавалерами, так и дамами, жестко пресекались Николаем I.

 

Знаком фрейлинского отличия стал усыпанный бриллиантами вензель императрицы. Впервые вензель украсил одежду фрейлин во времена Екатерины II, и его назвали «шифром». Носили шифр на левой стороне форменного платья на голубом муаровом банте.

Пожалование во фрейлины было почетно и выгодно. Юная девушка решала сразу несколько задач. Она получала постоянный доход и положение в обществе. Фрейлинский шифр гарантировал и приданое.

В витрине представлен шифр, который был изготовлен в 80-х годах XIX века для одной из фрейлин императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III. Он представляет собой брошь в виде первых букв имени императрицы под короной и сделан в ювелирной мастерской Петербурга из золота, серебра, бриллиантов и алмазов огранки «роза».

 

Для придворных чинов и кавалеров существовали разного рода ограничения по ношению придворного мундира. Так, например, не дозволялось носить мундир расстегнутым. В царствование Николая I запрещалось отращивать бороду и усы.

Придворный костюм гармонично вписывался в пышную обстановку дворцовых интерьеров и являлся важной составляющей светских церемониалов. Парадные придворные костюмы демонстрировали чувство стиля, мастерство исполнения, высокий художественный вкус. Для пошива использовали самые дорогие ткани: шелк, бархат, парчу, атлас.

О том, как выглядели русские офицеры середины XIX века, дают представление образцы военной формы эпохи правления Николая I.

В центральной витрине - форма гусара, включающая короткую (до талии) суконную куртку со стоячим воротником и шнурами – доломан; короткую куртку, обшитую мехом и надеваемую поверх доломана - ментик и узкие рейтузы - чакчиры. Все составляющие костюма отделаны галуном.

 

СПРАВКА. Галун (от франц. Gallon) – золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка.

Вицмундир Кавалергардского полка с генеральскими эполетами принадлежал самому императору Николаю I. По традиции русские монархи носили только военную форму, считая себя офицерами на троне. На всех парадных портретах императоры изображены в мундирах, и лишь выезжая за границу, они могли переодеться в партикулярное (штатское) платье.

В петровское время, когда шелкоткацкая промышленность в России только зарождалась, ткани были привозные. Однако уже к середине 18 века разнообразные ткани производились на русских мануфактурах, причем их качество было настолько высоким, что они выдерживали конкуренцию с европейскими.

Тканями затягивали стены интерьеров, мебель для сидения, в том числе и тронные кресла.

Слева от выхода на галерею находится коронационное кресло императрицы Марии Федоровны, изготовленное для коронации Александра III. Оно находилось в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца. Это кресло и подножная скамейка к нему были выполнены в 1882-83 гг. в мастерской московского купца Соколова по образцу коронационного кресла, созданного в мастерской А.Тура, для императрицы Марии Александровны. Кресло вырезано из липы, вызолочено. Мифологические существа грифоны, которые играют роль подлокотников, - элемент родового герба Дома Романовых.

Справа – коронационное кресло Андреевского зала Большого Кремлевского дворца, изготовленное в 1896 году для императора Николая II. Оно вырезано из березы, украшено тончайшей резьбой и вызолочено.

Оба кресла увенчаны золочеными изображениями императорской короны и двуглавых орлов. Для обивки кресел использовалась золотая парча. Вышивки, украшающие спинки, обычно выполняли монахини московских женских монастырей.

Традиционно коронация – «венчание на царство» - проходила в Успенском соборе Московского кремля, после чего начинались коронационные торжества. Они сопровождались щедрой раздачей милостей новым государем. Издавался манифест, провозглашавший различные послабления и амнистии: временно снижались налоги, давали отсрочку уплаты по долгам. Елизавета Петровна отменила смертную казнь, Александр I запретил пытки, Александр II на три года отменил рекрутские наборы и возвратил из Сибири оставшихся в живых декабристов.

Для народа устраивались гуляния, угощения и раздача подарков. Самих же коронованных особ осыпали золотыми и серебряными монетами.

В витрине №5 представлены предметы, связанные с памятными датами в истории Дома Романовых. В центре, на красной подставке, - коронационные жетоны: в левом верхнем углу - скромный серебряный с императорской короной и надписью: «За любовь к Отечеству». Он был отчеканен в 1762 году. Такие жетоны, золотые и серебряные, в память о коронации выдавали приглашенным в Гранавитую палату (это были заранее определенные лица). А из окна Грановитой палаты Московского Кремля в день коронации императрицы Екатерина II собственноручно разбрасывала в толпу медные коронационные жетоны. Ниже находится жетон в память о коронации императора Александра III (Россия, серебро, эмаль, 1883 г.).

По случаю коронаций создавались и другие подарочные изделия – табакерки, столовые приборы. В витрине – подарочные коронационные табакерки Анны Иоанновны (Москва,1730 г., серебро, золочение, литье, чеканка, резьба, гравировка) и Екатерины II (Москва, 1762 г., серебро, золочение, литье, чеканка). Серебряная ложка с витым черенком предназначалась для пожалования на торжествах в честь венчания на царство императора Александра III.

Карманные часы, перстни и портсигары относятся к категории императорских подарков. Подобные предметы заказывались у ведущих ювелиров в значительных количествах; их вручали в качестве награды за особые заслуги, по случаю юбилеев и знаменательных дат. Они подразделялись на несколько разрядов – от скромных и недорогих до чрезвычайно роскошных и ценных. Стоимость подарка зависела от ранга одариваемого и степени расположения к нему монарха.

Наиболее ценными считались подарки, украшенные двуглавым орлом, императорской короной, вензелем или портретом императорской особы. Примерами подобных подарков могут служить: наградной перстень с вензелем Александра III (Петербург, 1890-е годы, золото, эмаль, бриллианты); кольцо наградное с двуглавым орлом и бриллиантом (Петербург, нач. XX века); подарочная брошь с императорской короной, украшенная бриллиантами и рубинами (Петербург, 1899-1903,золото, литье, чеканка).

В витрине представлены золотой и серебряный портсигары с двуглавыми орлами. По указу императора Николая I, который не курил, в России запрещалось курить в общественных местах. Сын императора - Александр II (заядлый курильщик, как и все его последователи на троне) этот указ отменил, поэтому только во второй половине XIX века портсигар получил статус императорского подарка.

Однако первое место по популярности среди царских даров занимали часы (на втором месте были перстни). В витрине представлены золотые наградные карманные часы с вензелем Николая II и двуглавыми орлами. Как правило, швейцарские фирмы «Мозер» и «Павел Буре», которые стали поставщиками императорского двора, выполняли многочисленные заказы Кабинета Его Императорского Величества.

После коронации монарх получал государственную печать. В верхнем левом углу витрины находится футляр золоченого серебра для хранения сургучного оттиска государственной печати Российской империи. Он относится к периоду царствования Елизаветы Петровны. Такие футляры на Руси называли «кустодиями»; они должны были предохранять хрупкий сургуч от разрушения. (С византийских времен печати были громоздкими, но к середине 19 века они становятся более компактными).

На противоположной стороне этой витрины, внизу, представлен серебряный юбилейный жетон с гербом Петергофа – вензелем из латинских букв «PPI» (Petrus Primus Imperator) под императорской короной. Он создавался в память о двухсотлетнем юбилее Петергофа, который праздновали в 1909 году.

Петергоф всегда был самым любимым местом летнего отдыха семьи императора Николая I. В витрине №6 находятся предметы, связанные с его именем.

Николай I занимал российский престол в течение 30 лет, с 1825 по 1855 г. Будучи еще великим князем, Николай Павлович получил от брата, императора Александра I, участок земли в Петергофе на побережье Финского залива, восточнее Нижнего парка. Здесь Николай I, любящий отец и примерный семьянин, создал новую усадьбу «Александрия» с пейзажным парком и дворцом «Коттедж». Свое название усадьба получила в честь обожаемой супруги императора Александры Федоровны.

Из дворца «Коттедж» происходят два миниатюрных портрета, которые висят над витриной в ясеневой рамке, сделанной мастером Г. Гамбсом. На обеих миниатюрах запечатлена матушка Николая I – императрица Мария Федоровна. Император получил эту реликвию по завещанию матери, как и ларец с флаконами рубинового стекла, представленный в центре витрины. В одном из флаконов были любимые духи государя – «Придворные».

Перед ларцом – малахитовый пресс для бумаг Николая I с изображением любимца императора, пуделя по кличке Гусар, который стоит на берегу Финского залива, неподалеку от дворца «Коттедж». Этот сюжет мастер Веклер выполнил в технике римской мозаики, известной еще с античности, когда рисунок набирался из мелких кубиков природного камня разных оттенков. Сам пресс выглядит как цельный малахитовый (в начале XIX века мода на малахит захватила всю Европу), однако это впечатление обманчиво. Металлическая основа оклеена тонкими пластинами камня, искусно подогнанными по рисунку, - подобный вид декора получил название «русская мозаика». Так причудливо сочетаются в одном произведении две мозаичные техники.

Император Николай I получил хорошее инженерное образование, он обладал природной склонностью к точным наукам, строительству. За 30 лет его правления Россия достигла большого прогресса, в том числе и научно-технического. Появились: электромагнитный телеграф, первая железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского села, а затем и до Москвы. Активно шло культовое и гражданское строительство.

В витрине представлена готовальня с миниатюрными инструментами из стали, золота и слоновой кости. Этими инструментами император Николай I пользовался для инженерных расчетов. Мастер Андрей Самойлов за их изготовление на Адмиралтейских Ижорских заводах был пожалован бриллиантовым перстнем и направлен в Петергоф «для указания собирания и употребления перспективных инструментов во дворце в Александрии».

Справа от готовальни находится золотой перстень с портретом Николая I, принадлежавший его старшей дочери Марии, великой княгине и герцогине Лейхтенбергской, которая после смерти супруга сменила его на посту президента Российской Академии Художеств. На внутренней стороне кольца гравированная надпись: Mary 17 auril.

Рядом с перстнем - итальянской работы камея на раковине (камея – украшение с выпуклой резьбой из слоистого разноцветного камня или раковины), представляющая собой профильный портрет великой княгини Марии Николаевны.

Именно для нее в Петербурге напротив Исаакиевского собора, который продолжал строиться все время правления Николая I, возводится Мариинский дворец. А на площади, что между дворцом и собором, установлен памятник самому императору (композиция О. Монферрана, скульптор - барон П.К. Клодт).

 

СПРАВКА. В 1856 году сын Николая I император Александр II решил поставить памятник своему покойному родителю на одной линии с Медным всадником: пусть потомки знают, что он продолжил дело своего великого предка. Перед скульптором стояла нелегкая задача – соперничать с самим Э. Фальконе. Клодт нашел удачное решение.

Конь медного всадника опирается на три точки: задние ноги и хвост. Конь Николая I должен опираться только на две точки – задние ноги! Сложные математические расчеты исполнил Владимир Клодт, брат скульптора. Такая неожиданная конструкция спасла памятник от переплавки после революции.

В витрине слева – фрагмент модели памятника: конная фигура императора Николая I в форме Кавалергардского полка, отлитая из серебра в петербургской мастерской ювелира Сазикова по модели скульптора Клодта.

Рядом находится футляр с государственной печатью Российской империи (1829-1840 годы). Ее сделал мастер С. Арндт из стали, золота и слоновой кости (сама печать вырезана из стали, а гладкая ручка выточена из слоновой кости). Перед ней – черепаховая табакерка, оправленная в золото. В крышку табакерки вмонтирована бронзовая медаль с профилем императора.

В двух витринах у противоположной стены собраны вещи, окружавшие супругу Николая I - императрицу Александру Федоровну во время ее пребывания в Петергофе.

В 1817 году, приняв православие и обвенчавшись с великим князем Николаем Павловичем, прусская принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина получила имя Александры Федоровны.

Над витриной №7 – портрет императрицы Александры Федоровны (1798-1860, с 1825 года - императрица). Эта гравюра сделана с оригинала К. Робертсон (Россия,1836-1850, гравировал Н. Демадрил). Александра Федоровна - красавица, которую называли «перлом прусской короны», - была очень похожа на свою мать, прусскую королеву Луизу.

В июле 1829 года, когда Александра Федоровна, желая навестить родных, приехала в Берлин, в ее честь был устроен пышный театрализованный праздник, подобие средневекового рыцарского турнира. Праздник назывался «Волшебство Белой Розы» и проходил в Сан-Суси - королевском парке Потсдама, пригорода Берлина. Белая Роза – поэтическое имя принцессы Шарлотты, навеянное романом «Волшебное кольцо», которым в годы ее юности была увлечена молодежь прусского королевского дома. В течение всей жизни императрицы многие предметы напоминали ей об этом празднике.

В витрине №7 – три серебряных жетона в виде распустившихся цветков розы. Такие знаки «Ордена Белой Розы» на белой атласной ленте получили все участники и гости праздника. Их изготовил королевский ювелир Иоганн Готфрид Хоссауэр. Александра Федоровна, сама хорошо рисовавшая, набросала в блокноте ювелира эскиз жетона.

СПРАВКА «… Взглянув на наброски ордена, которые Хоссауэр придумывал накануне до двух часов ночи, императрица тут же наскоро рисует в дневнике мастера собственный вариант, который и положили исполнить. Неплохо владея карандашом, Александра Федоровна часто выступала соавтором своих ювелиров и портных. Если о художественных качествах ее варианта можно спорить, то его моральный вес в глазах награжденных им должен был несомненно удваиваться. При этом в официальных источниках авторство императрицы не отражено.

В техническом отношении простота варианта Александры Федоровны позволяла быстро его исполнить – до праздника оставалось несколько дней. Всего надо было сделать 127 орденов. Хоссауэр уже ночью смог сделать штемпель для оборотной стороны «13 Juli 1829».

Турнирная книжка Александры Федоровны в синем сафьяновом переплете – «реликвия памяти», ведь на каждой из ее пятидесяти страниц – беглые карандашные рисунки рыцарских гербов с девизами, которые должны были нести на своих щитах участники турнира «Белой Розы». Каждый из них, лично, во время праздника оставил в этой записной книжке своеобразный рыцарский автограф.

Настольное украшение в виде розового куста в горшочке – еще одно напоминание о празднике «Белой Розы». Хрупкий цветок с лепестками из тончайших листков серебра через 20 лет после этого события создал все тот же И. Г. Хоссауэр, на всю жизнь сохранивший любовь и уважение к прекрасной героине «Белой Розы». На горшочке надпись: «Всемилостивейшее воспоминание о 13 июля 1829 года от Хоссауэра и Божье благословение».

Изображения цветов использованы и в декоре флакона для духов из серебра и богемского стекла с нацветом (1830г.).

А французской работы флакон для духов представлен в витрине №8, где находятся личные вещи Александры Федоровны. Этот флакон (Франция, 1820-1840) сделан из хрусталя. На его серебряной крышечке изображена свернувшаяся «клубком» собака.

Украшением письменного стола императрицы был пресс для бумаг немецкой работы из золоченого серебра, декорированный эмалью, жемчугом, изумрудами и рубинами. На прессе - скульптура рыцаря, сражающегося с драконом. Мастер великолепно обыграл жемчуг неправильной формы: из большой жемчужины выполнено тело рыцаря; жемчуг - на его щите, шлеме, а также на теле дракона.

Среди талантов императрицы было рукоделие. Вдовствующая императрица Мария Федоровна завещала своей «возлюбленной невестке» несессер в специальном футляре из золоченого серебра с эмалью и жемчугом, в котором хранились миниатюрные принадлежности для рукоделия: золотые игольник, наперсток; из золота и стали ножницы и крючок. Такой несессер носили на поясе, к которому крепили с помощью специальной застежки, называемой «шатлен».

В центре витрины – овальная шкатулка немецкой работы, украшенная гранатами, альмандинами, бирюзой; в крышку вмонтирована тонкая пластина агата. На дне шкатулки сохранились золотые нити для вышивания. Прекрасное зрение позволяло императрице выполнять тонкие златошвейные работы. Александра Федоровна была искусной рукодельницей.

Перечисленные предметы находились в любимом дворце императорской семьи – Коттедже, интерьеры и предметы убранства которого украшены гербом Александрии. Он изображен и на записной книжке, визитнице, и на топазе золотой печати императрицы. Герб Александрии – это геральдический щит, на котором - меч, продетый в венок из белых роз. И герб, и девиз герба – «За веру, царя и Отечество» - сочинил поэт Василий Андреевич Жуковский, обучавший Александру Федоровну русскому языку и ставший воспитателем ее старшего сына – цесаревича Александра Николаевича. О нем, будущем императоре Александре II, пойдет речь в Желтой гостиной.

 

Желтая гостиная

Темы:

1. Мемориальные вещи Александра II в собрании музея.

2. Титулованные иностранные родственники и гости в Корпусе под Гербом.

3. Придворный мужской костюм XVIII века.

4. Предметы дворцового обихода - образцы лучших достижений отечественных и иностранных мастеров XVII - XIX столетий.

5. Произведения ювелирного и декоративно-прикладного искусства - аксессуары XVIII- XIX веков.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. В Желтой гостиной, как и в Малиновой приемной, особенность экспозиции (витрина в центре зала) вызывает сложности в выстраивании схемы движения по интерьеру. Рекомендуется рассказ построить таким образом, чтобы, следуя его логике, группа посетителей обходила центральную витрину с южной стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: