Материал для создания экскурсионного рассказа

Южную анфиладу интерьеров Корпуса под Гербом открывает Коридор.

В XVIII веке здесь находились служебные помещения (гардеробная, ванная). Сейчас позади Опочивальни - небольшая проходная комната со стенами, обитыми голубым шелком. Здесь хранятся вещи, связанные с историей петергофских придворных церквей – предметы церковного культа, изготовленные из благородных металлов, украшенные драгоценными и полудрагоценными камнями, золотым шитьем и живописью.

Члены императорской фамилии были людьми искренне верующими: приезжая в Петергоф, они заботились о процветании местных храмов. В каждом из залов петергофских дворцов традиционно присутствовали иконы. Официальные богослужения обычно совершались в церкви Большого дворца, а для императорской семьи и самого узкого круга приближенных в парке «Александрия» в 1834 году была выстроена домовая церковь Святого Александра Невского, более известная под названием «Готическая капелла».

На южной стене - две акварели, дающие представление о внешнем виде Капеллы (И. Шарлемань, 1850-1860 гг.) и ее внутреннем виде (Э. Гау, 1850-1860).

Для Капеллы была изготовлена серебряная дарохранительница (в центре верхней полки), а также литургический набор (в центре нижней полки) и большое Евангелие (нижняя полка, справа). Все эти предметы несут на себе черты неоготического стиля, столь модного в годы правления Николая I.

 

СПРАВКА. Дарохранительница – священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары – Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название «кивот». Святые Дары, хранящиеся в дарохранительнице, служат для причащения больных или умирающих верующих, неспособных прийти в храм на литургию.

От дарохранительницы следует отличать дароносицу, представляющую собой ковчежец для перенесения Святых Даров. Ее использует священник, отправляющийся причащать кого-либо за пределами храма (например, больных).

Литургия (греч. - «служение», «общее дело») – главнейшее христианское богослужение в Православной, Католической и древневосточных церквях, во время которого совершается таинство Евхаристии или Святого Причащения, установленного самим Иисусом Христом на Тайной вечере и признаваемое всеми христианскими вероисповеданиями.

Таинство причащения состоит в том, что благодатью Божией хлеб и вино пресуществляются – делаются истинным Телом и истинной Кровью Христовой, и человек таким образом приобщается к благодати.

 

Евангелие ( греч.- «благая весть») - жизнеописание Иисуса Христа. Входит в состав книг Нового Завета. Рассказывает о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.

Литургический набор состоит из напрестольного креста, лжицы, потира, губки, дискоса и звездицы. С помощью этих предметов совершается одно из главных таинств православной церкви – таинство евхаристии (причастия).

Потир - греческое название чаши, из которой православные христиане причащаются. Это образ той чаши, в которой во время Тайной вечери Иисус поднес ученикам вино со словами: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мар.14.24). В чашу-потир вливают красное вино, смешанное с водой, в память о том, что из пронзенной воином груди Иисуса вытекли Кровь и вода.

На дискос – специальное круглое плоское блюдо на ножке, символизирующее одновременно ясли и гроб Христа, в строго определенном порядке помещают вырезанные части просфор.

Просфора – квасный, т.е. дрожжевой хлеб, используемый для причастия в православии (в католичестве используется пресный хлеб в виде облаток). Просфора всегда составлена из двух частей в знак двойной – Божеской и человеческой – сущности Иисуса Христа. Печать на просфоре изображает крест и слова «IC XC – НИКА» (что переводится с греческого как «Иисус Христос – Победа).

Для вырезания из просфоры кубической части, именуемой агнцем, используется копие – плоский нож с коротким треугольным лезвием в виде наконечника копья (нижняя полка, справа). Мистически оно соотносится с копьем, которым воин проткнул тело Христа, желая удостовериться, что Он умер. Железное копие, разрезающее мягкий хлеб, является для верующих символом жестокости мира.

Святые Дары сверху накрывают матерчатыми платами – покровами. Малые крестообразные покровы, предназначенные для дискоса и потира, называют покровцами (нижняя полка), а большой квадратный – воздухом (верхняя полка). Воздух олицетворяет небо, где явилась волхвам рождественская звезда, а все вместе покровы – память о рождественских и погребальных пеленах.

Между дискосом и покровом помещают звездицу, состоящую из двух металлических дуг, скрепленных посередине винтом, чтобы их можно было сложить или установить крестообразно. На пересечении дуг изображена Вифлеемская звезда. Она зажглась во время рождения Спасителя и указывала путь волхвам, которые несли дары Богомладенцу.

При помощи лжицы – ложечки с длинной ручкой для причащения мирян – достают частицы из потира и вкладывают в рот причастника.

В сороковых годах XIX века в Петергофе возникла традиция: подданные часто дарили иконы в домовый храм императорской фамилии. Так, на верхней полке витрины находится икона «Александр Невский», которая тематически связана с церковью «Капелла» и выполнена в мастерской Морозова Ивана Екимовича (1825-1885) – золотых дел мастера, поставщика высочайшего двора. Фирма «Торговый дом И.Е. Морозов» имела собственную мастерскую по изготовлению ювелирных изделий и специальное отделение по изготовлению серебряных изделий.

На нижней полке представлен массивный серебряный крест-мощевик, который был отлит в самом начале правления Екатерины II (1763; серебро, литье, чеканка, золочение). Подобные вещи могли сохраниться в ризнице дворцового храма Святых Апостолов Петра и Павла.

Напрестольное Евангелие в массивном серебряном окладе (нижняя полка, слева) украшено крупными овальными медальонами ростовской финифти.

 

СПРАВКА. Финифть – это древнерусское название эмали (фр. email). Слово «финифть» происходит от греческого «фингитис» - «светлый, блестящий камень».

Финифть (фр. эмаль) - вид декоративной обработки, при которой прочное стеклообразное покрытие наносится на лицевую поверхность какого-либо элемента изделия и закрепляется обжигом.

По традиции в центральном медальоне Евангелия изображена сцена «Воскресения Христова», а в четырех угловых – евангелисты Матфей, Иоанн, Лука и Марк с их атрибутами. Сама книга была отпечатана в Москве в 1773 году по велению Екатерины II, о чем свидетельствует надпись на титульном листе: «Повелением Благочестивейшей Великой Государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны всея России напечатана книга сия Священное Евангелие в Царствующем Великом граде Москве 1773 11 февраля месяца».

Напрестольное Евангелие символизирует присутствие Спасителя в храме во время богослужения. Чтение Евангелие входит в состав богослужения.

Во время богослужения представители высшего духовенства надевают позолоченный головной убор - митру (верхняя полка, слева). Она символизирует власть и одновременно напоминает о терновом венке, которым был коронован Иисус Христос. Митра выполнена из бархата. Для ее украшения использованы: золотое шитье, галун, перламутр, роспись, серебро, стекло и аквамарины. Аквамарин – камень, который часто украшает богослужебное облачение. Он может быть голубым, когда на душе у владельца мир и покой; бледнеет, когда он находится во власти тоски и беспокойства. Аквамарин охлаждает бурные эмоции, гасит гнев и раздражение, помогает обрести душевный покой, обращает к Богу.

К облачению священнослужителя относится драгоценная панагия (греч.-«всесвятая») – это нагрудный знак высшего духовенства: небольшая икона, которую носили на цепочке поверх одежды.

На нижней полке, слева, представлена овальная Панагия с камеей из яшмы - «Богоматерь с младенцем»- выполненная мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики (1886). Она усыпана искусно ограненными бледно-сиреневыми аметистами, горным хрусталем и дымчатым кварцем.

Миниатюрные Евангелия карманного формата на верхней полке украшены золотом, серебром и эмалью. Серебряный оклад одного из них изготовлен в петербургском отделении известной фирмы Сазикова.

О русском ювелирном и декоративно-прикладном искусстве рубежа XIX-XX веков речь пойдет в последней выставочной комнате, которая получила условное название «Мастерская ювелира».

«Мастерская ювелира»

Темы:

1. Рабочее место ювелира.

2. «Русская эмаль» ювелира Брицына И.С.

3. Предметы ювелирного и декоративно-прикладного искусства XIX – XX вв., созданные мастерами Торгового дома Карла Фаберже.

4. Мемориальные вещи, принадлежавшие представителям царствовавшего дома и выполненные лучшими мастерами фирмы Карла Фаберже.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: