Материал для создания экскурсионного рассказа

Стены гостиной обиты шелком под цвет императорского штандарта. Ткань лично выбирал император Николай I к бракосочетанию своей второй дочери Ольги Николаевны (1846 г.). Несколькими годами ранее (1841 г.) состоялась свадьба его старшего сына Александра. Ему посвящена витрина № 9, в которой хранятся уникальные реликвии – свидетели появления на свет и трагической кончины Александра II.

Он родился на Пасху, 17 апреля 1818 года в Москве. Александра Федоровна вспоминала об этом событии в своем дневнике: «Яощутила нечто важное и грустное при мысли, что этому маленькому существу предстоит некогда сделаться императором».

Первенца крестили в церкви Чудова монастыря. К таинству крещения из золоченой бронзы был изготовлен, так называемый, «крещальный ларец» с изображением лика Христа в терновом венце (витрина № 9, центр верхней полки). Украшающие его самоцветы были огранены и отшлифованы на знаменитой Петергофской гранильной фабрике, которая с середины XVIII века славилась изделиями из разнообразных пород камня. В этом ларце бережно хранилась крестильная одежда, в которую был облачен маленький цесаревич во время таинства крещения.

Его младенческое изображение можно увидеть рядом. Миниатюрный двусторонний портрет укреплен на малахитовом прессе. Он был заказан бабушкой цесаревича, вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

Император Александр II, отменивший в России крепостное рабство, вошел в историю под именем «Освободитель». Он провел многочисленные реформы: судебную, военную, в городском управлении, в образовании, крестьянскую, земельную и др. Но в тот момент, когда император уже стоял на пути, дающем стране конституцию, он был убит террористами. Покушение произошло 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала.

Справа, на желтой шелковой подставке, - небольшие карманные золотые часы. Они были при императоре в момент трагедии, когда взрыв бомбы оборвал его жизнь. Вторая супруга Александра II Екатерина Михайловна Долгорукова (княгиня Юрьевская) так описала эти часы: «Маленькие часы из золота, открывающиеся, украшенные переплетенными буквами синей и красной эмали. Они были выполнены фирмой Томас в Лондоне по приказу королевы Виктории и были подарены ею российскому императору в 1867 году. Александр II очень любил эту вещь и никогда с нею не расставался».

Слева от крещального ларца – ручка, принадлежавшая Александру II. Он подписывал ею последние в своей жизни бумаги. Она лежала на рабочем столе императора в кабинете Зимнего дворца. На крышке футляра, в котором хранилась ручка, надпись по-русски: «Перо, которым Александр II подписал утром 1 марта 1881 года конституцию, вскоре уничтоженную его сыном Александром III».

Документы, бумаги хранили в специальных настольных бумажниках (папках). На верхней полке слева представлен кожаный бумажник Александра II.

Рядом – Евангелие в окладе золоченого серебра. Это рождественский подарок Александра II Екатерине Долгоруковой. На титульном листе император написал: «От всею душою и сердцем любящего тебя существа, которого вся жизнь заключается в тебе. 24 декабря 1877г.» В книгу вложены 12 закладок, отмечающие страницы, на которые император считал необходимым обратить внимание княгини. Все надписи сделаны рукой Александра II.

На нижней полке этой витрины подарочные вещи: серебряные поднос и сухарница, созданные московскими мастерами, а также турецкой работы из серебра и фарфора «прибор к султанскому кофе» - новогодний подарок «Их Императорских Величеств» Александра II и Марии Александровны сыну, великому князю Александру Александровичу. Все перечисленные вещи выполнены в технике филигрань.

Семья императора делала заказы и приобретения в модном тогда «Английском магазине–мастерской К. Никольс и В. Плинке» в Петербурге. Предметы, приобретенные в этом магазине, представлены в витринах №10 и №11 (южная стена).

В витрине №10 - коллекция ложек, вилок и ножей с ручками из разнообразных сортов яшмы. Это десертные приборы николаевской поры, которыми пользовались обитатели и гости Петергофа.

На ручке серебряного ситечка – уже знакомый нам герб Александрии: меч, продетый в венок из белых роз.

Набор изящных десертных приборов, состоящий из ложки, вилки и ножа, принадлежал цесаревичу Александру (будущему императору Александру II) и его супруге цесаревне Марии Александровне. Черенки украшены монограммой из букв «А» и «М» под великокняжеской короной (мастер И.Ф. Фальк, «магазин К. Никольс и В. Плинке», серебро, золочение). В этой витрине находятся серебряные столовые приборы, созданные в мастерских Москвы, Петербурга, Берлина в первой половине XIX века.

Вещи в соседней витрине №11 напоминают о приданом великих княжон: Ольги Николаевны, средней дочери Николая I, и Александры Николаевны – младшей дочери императора.

Именно здесь, в Желтой гостиной, великую княжну Ольгу Николаевну наряжали в подвенечное платье 1 июля 1846 года, когда в Церкви Большого петергофского дворца она венчалась с принцем Карлов Вюртимбергским.

По традиции приданое великих княжон было роскошным и разнообразным. В его состав входили многочисленные ювелирные украшения, мебельные гарнитуры, посудные сервизы, столовое и постельное белье и многое другое. Серебряная тарелка и столовые приборы, представленные здесь, имеют скромное украшение: монограмму из переплетенных букв «О» и «Н» под великокняжеской короной и изображение геральдического орла. Большую часть из имеющихся в Петергофе предметов этого сервиза, который был создан в Петербурге мастером Хенриком Августом Лангом, можно увидеть в экспозиции Ольгина павильона на Ольгином острове в Колонистском парке. Павильон был подарком императора Николая Павловича к свадьбе дочери. За несколько лет до свадьбы, на соседнем острове, для императрицы Александры Федоровны был построен Царицын павильон. Его изображение, выполненное по литографии Щульца К.К., украшает фарфоровую тарелку в центре витрины. И эта тарелка, и находящаяся справа от нее тарелка сервиза из приданого великой княжны Александры Николаевны, сделаны на Императорском Фарфоровом Заводе (ИФЗ), в Петербурге.

Столовые приборы из серебра не случайно экспонируются в Особой кладовой. Ведь здесь накрывались столы для важных гостей и зарубежных родственников.

Здесь на «куртагах», которые проводила Елизавета Петровна, блистали вице-канцлер Михаил Илларионович Воронцов; государственный деятель и меценат Иван Иванович Шувалов; дипломат граф Александр Иванович Румянцев – отец знаменитого полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Каждая фамилия - это страница отечественной истории.

 

СПРАВКА. Первым иностранным титулованным гостем Корпуса под Гербом стал принц Польский, Герцог Курляндский, Карл, который несколько лет провел при дворе Елизаветы Петровны. 23 июля 1759 года отмечали орденский праздник Белого Орла. Он не входил в число традиционных, но таким образом Елизавета Петровна и русский Двор проявляли внимание к Карлу, являвшемуся гроссмейстером ордена.

Одной из ярчайших страниц в истории апартаментов Корпуса под Гербом стало пребывание здесь летом 1777 года шведского короля Густава III, кузена императрицы Екатерины II. Отец Густава III, шведский король Адольф-Фридрих, был родным братом матери Екатерины II - Иоганны Елизаветы Ангальт-Цербской. Портрет короля Густава III (неизвестный художник, тип А.Рослина, конец 1770-х годов; холст, масло) экспонируется в Желтой гостиной над витринами №10 и №11(южная стена).

Посещая кузину, король Густав III пытался заручиться поддержкой Екатерины II в случае возникновения конфликта с Данией и Пруссией, но визит его носил неофициальный характер. Густав III прибыл к русскому Двору инкогнито под именем графа Готландского.

Здесь, во втором этаже Корпуса, ему были приготовлены комнаты. Он провел в апартаментах Корпуса 1 месяц.

 

СПРАВКА. Программа месячного пребывания в Петербурге была расписана по дням и включала в себя посещение общественных учреждений, осмотр достопримечательностей. Он посетил академию Художеств, Горный институт, Монетный двор, Смольный институт, присутствовал на лекциях в Академии Наук.

27 июня при Дворе традиционно отмечали годовщину Полтавской баталии, но во время пребывания в России шведского короля празднества были отменены, а на следующий день состоялись торжества по случаю 15-летнего пребывания Екатерины II на престоле. Вечернее кушанье происходило в «наугольной комнате» Голубой Приемной Большого Дворца, после чего гости могли перейти в Желтую гостиную.

Во время визита Густав III получил из рук Екатерины II в подарок дорогую трость, набалдашник которой был украшен множеством бриллиантов с крупным солитером и шнурком из жемчужин с кистями, усыпанными бриллиантами (всего 450 камней).

После столь изящного подношения, неслыханно дорогого, Густав III пребывал в большой растерянности, однако еще 26 июня он в письме брату герцогу Карлу просил реквизировать из Сокровищницы Шведский королевский рубин, и драгоценный камень был отправлен в Санкт-Петербург со специальным курьером.

Вопрос состоял только в том, успеет ли рубин прибыть до отъезда Густава III. У него оставалось в запасе всего несколько дней, чтобы отблагодарить императрицу. 4 июля состоялось вручение прощальных подарков, записных книжек с портретом царственного кузена. Но эти подарки были только прелюдией к поистине царскому подношению, которое ожидало Екатерину II. Густав завел разговор о Шведском королевском рубине, и каково же было удивление императрицы, когда он тут же вынул его из кармана и преподнес ей. На устроенном вечером приеме Екатерина II впервые надела Шведскийрубин,закрепив его на орденской ленте.

Шведский Королевский рубин (розовый турмалин) оформлен в виде виноградной грозди с зелеными листочками (эмаль на золоте). В настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Каких только блистающих бриллиантами и золотом мундиров ни видели апартаменты «орлиного салона» (как называла Корпус под Гербом великая княжна Ольга Николаевна). Останавливался здесь и старший брат императрицы Александры Федоровны – Фридрих Вильгельм IV (король Пруссии с 1840 г.) На западной стене – его портрет (неизвестный художник с оригинала Франца Крюгера, 1830-1850; холст, масло).

Два скульптурных портрета, представленные в этом зале, изображают младшего брата Николая I, великого князя Михаила Павловича (скульптор И.П. Витали, СПб, 1849-1850, бронза патинированная) и его супругу Елену Павловну (скульптор К. Ф. Вихман, Берлин, 1833г., мрамор), которые жили в Корпусе под Гербом, когда в Петергоф на лето переезжал двор Николая I.

А в центре зала, в большой витрине №12, выставлены роскошные вещи екатерининской поры. Мужские костюмы дают представление о вельможах XVIII века. В подобных костюмах при дворе Екатерины II могли появиться и Густав III, и Григорий Орлов.

По исторической легенде, эта одежда являлась частью гардероба князя Григория Александровича Потемкина (1739—1791), всесильного фаворита императрицы. В середине XIX века по распоряжению Николая I платья Потемкина были переданы в Гардероб Императорских театров. Некоторые позже поступили в Петергоф. Костюмы сшиты из дорогих шелков и бархатов; главное их украшение – искусная вышивка шелковыми, золотыми и серебряными нитями.

Чем ближе подданный стоял к престолу, тем больше золота и серебра требовалось на его мундир. На костюмы тратились целые состояния. Так в царствование Екатерины II на 1 рубль серебром семья из трех человек могла жить целый месяц. А пошив одного подобного костюма обходился в сумму около семисот рублей.

 

СПРАВКА. В конце 18 века мужской костюм состоял из кафтана, камзола и штанов-кюлотов. Кафтан кроился в талию, сзади делался разрез, сбоку другой - для ножен шпаги, которую носили под кафтаном. Кафтан носился расстегнутым, под ним - камзол с рядом наглухо застегнутых пуговиц. Кюлоты шились длиной немного ниже колена, с откидным клапаном и широким поясом, а разрез сзади стягивался шнуром, продетым сквозь петли. Внизу по боковым швам штанин делали застежки на несколько пуговиц.

В этой же витрине находится женское платье, выполненное из модной в 1770-х годах шелковой ткани в полоску с мелким цветочным рисунком. Приталенный лиф спереди имеет две узкие полоски ткани, имитирующие жилет; спинка - со «складкой Ватто». Отделка из широких плиссированных полос окантована цветной тесьмой с разноцветными «мушками» из синели, подкладка из тафты желто-зеленого цвета.

Мужские и женские костюмы, представленные в Корпусе под Гербом, позволяют говорить о тканях, особенностях кроя, видах отделки, которые были модны в тот период. Они являются свидетелями материальной культуры XVIII - XIX столетий, наряду с веерами и игральными картами.

На изящном дамском бюро (Франция 1760 гг., мастер Н. Пети, маркетри) - игральные карты из Гамбурга (1787 года) с шекспировскими фигурами Гамлета, Офелии, Корделии, Фальстафа, Генриха IV и др., которые представляют героев из четырех драм Шекспира. Поводом к их выпуску послужил юбилей руководителя гамбургского театра Фридриха Людвига Шредера, благодаря которому в Германии возник небывалый интерес к Шекспиру. Игральные фишки (денежный эквивалент) - выполнены из перламутра и панциря черепахи.

 

СПРАВКА. Петр I карты не любил, с детства предпочитал шахматы, но ввел эту забаву по учреждении ассамблей, как дополнение к танцам и беседам, и она увлекла русскую знать. При Анне Иоанновне карточная игра стала официальной придворной забавой, а дочь Петра Великого Елизавета Петровна была страстной картежницей, нередко плутовала и приводила в отчаяние подданных «Вини - желуди всех нас разорили, лишив нас пропитания, по миру пустили», - так иронизировал над этой страстью писатель Сумароков. Екатерина II предпочитала несложные карточные игры, позволявшие во время игры вести светские беседы с придворными. При ней карты стали печатать в России. Нередко проигрыши оплачивали бриллиантами.

Рядом с картами, на бюро, необычные часы «Череп», изготовленные из серебра в Швейцарии мастером Бордье в 1722 г. Они напоминают о быстротечности времени.

На верхней полке бюро – прежде неизменный спутник дам - веер.

Витрина №13 посвящена веерам, а также другим изящным аксессуарам, без которых невозможно представить модниц XVIII и XIX столетий (на верхней полке веера XVIII в., на нижней – XIX века).

Впервые веера появились в Европе в конце XV в. В России веер получил широкое распространение одновременно с платьем европейского покроя в первые десятилетия XVIII века.

В эпоху Екатерины II употребляют ввозные английские, французские и немецкие веера. Для производства отечественных вееров организуются веерные фабрики Петра Филиппова и Владимира Ружнова в Москве.

Веера создавали из бумаги, пергамента, кружев, шелка, атласа и других тканей, натянутых на ребра из перламутра, слоновой, черепаховой, моржовой или коровьей кости. Остов веера декорировался резьбой, гравировкой, золотыми и серебряными накладками, драгоценными камнями. Тематика росписи вееров была самой разнообразной. Это были мифологические, пасторальные сюжеты, галантные, жанровые сцены, портреты.

 

СПРАВКА. Нередко в середину веера вставлялось зеркальце. Необычно выглядел веер «кокарда», который при раскрытии имел круглую форму. Некоторые веера имели «экран» - живописную верхнюю часть, как на веере «Музыкальный момент», представленном на верхней полке витрины, где изображены играющие музыканты и накрывающие на стол слуги. На балу веер был неизменным помощником, когда обессиленным танцами дамам требовался глоток свежего воздуха. Поэтому популярны были складные двусторонние веера, которые благодаря сквозной резьбе создавали легкий освежающий ветерок. (Нижняя полка).

Английский поэт Эдисон (1672-1719 гг.) однажды верно заметил: "Дама без веера - все равно, что рыцарь без меча". Что и говорить - веер создавал романтический ореол. Он подчеркивал красоту руки, изящество жеста. Существовал язык вееров. С помощью различных манипуляций веером светские красавицы могли выразить самые изощренные чувства: одним щелчком веера дама могла пресечь все надежды своего поклонника; не говоря ни слова, она могла подать знак "следуйте за мной". Обмахивание левой рукой означало "нас видят"; держать веер у левого уха - "оставьте меня в покое" и т. д. Р. Кларк, купивший в Лондоне патент на веер, на обратной стороне которого был изображен своего рода веерный разговорник, нажил на этом целое состояние.

Предметами роскоши были лорнеты - складные очки на ручке. Их украшали не менее эффектно, чем другие ювелирные изделия. Лорнеты упоминали в завещаниях. Представленный на нижней полке лорнет сделан в Швейцарии в 1840-60 гг. из золота, синей эмали, жемчуга и бриллиантов.

СПРАВКА. Притворная близорукость становится признаком щегольства. Лорнеты не были рассчитаны на долговременное пользование, с их помощью было трудно читать. Однако, чтобы посмотреть на прекрасную незнакомку, находящуюся в конце зала и разглядеть драгоценности дамы, - для этого лорнет подходил как нельзя лучше. Он стал модной безделушкой в царствование Александра I: его носили, подражая императору, который действительно был близорук, но не любил очки.

Модницы, приглашенные на бал с участием императорской особы, выглядели особенно роскошно. Их туалеты дополняли ювелирные гарнитуры - парюры.

 

СПРАВКА. Парюра - комплект ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.

Малая парюра (полупарюра) – включает 2-3 предмета (брошь, серьги, запонки и т.д.) пригодна для повседневного ношения.

Большая парюра (полная парюра) – может включать до 15 предметов (диадема, ожерелье, брошь, серьги, браслеты, кольца, запонки, пуговицы, застежки, шпильки и т.д.), надевается в особо торжественных случаях.

Термин «парюра» (parure) появился в XVII веке во Франции (pah-rur), позже стал широко применяться по всей Европе.

На нижней полке этой витрины, представлена малая парюра, включающая золотые серьги, брошь и браслет. Браслет сделан в Англии (1840-1841 гг.), а брошь и серьги - в России (1862 г., мастер Лундманн А.Ф.). Вещи этого гарнитура подобраны по материалу и стилю. Они украшены бриллиантами и бирюзой. Бирюза - камень, слывший символом любви. В переводе с персидского это слово означает "удача, счастье". Не случайно, в прошлом, бирюзой украшали обручальные кольца. Возможно, от татар пошло поверье, что бирюза - талисман всадников. У многих русских кавалеристов были кольца с этим камнем. Считалось, что бирюза оберегает всадника и лошадь от падений, поэтому бирюзой украшали и конскую упряжь.

Дамы высшего света с ранних лет обучались верховой езде. Почти все русские императрицы были прекрасными наездницами и хорошо держались в седле. Прекрасной наездницей была и Екатерина II. Она часто скакала по петергофской дороге верхом на своем коне Бриллианте.

В большой витрине №12 на специальной подставке экспонируется упряжь, так называемый седельно-сбруйный комплект. Именно эта упряжь с роскошным золотым шитьем по алому бархату запечатлена на знаменитом конном портрете Екатерины II из Тронного зала Большого петергофского дворца. В витрине - уменьшенная копия с оригинала, созданного датским художником Вигилиусом Эриксеном. На парадном портрете Екатерина II изображена возвращающейся из Петербурга в Петергоф 28 июня 1762 года во главе гвардейских войск после провозглашения ее российской императрицей. Акварель Кестнера И.К. «Отъезд Екатерины из Петергофа» (в этой же витрине) прекрасно передает драматический момент, когда на карту было поставлено все, и мыслила она: «царствовать или умереть».

Истинная продолжательница петровских реформ, верившая в великое предназначение России, Екатерина II полагала, что в публичной жизни монарха нет мелочей. Только в кругу самых близких друзей, родственников она могла позволить себе быть слабой женщиной.

В Корпусе под Гербом были оборудованы личные апартаменты Екатерины II, состоящие из Кабинета, Опочивальни и Туалетной.

Кабинет Екатерины II

Темы:


1. Убранство Кабинета.

2. Екатерина II - яркая представительница века просвещения в русской истории.

3. Екатерина II и ее роль в развитии искусства и культуры России.

4. Увлечение европейской философией и коллекционированием предметов искусства.

5. Личные вещи императора Александра I - любимого внука Екатерины II.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: