Материал для создания экскурсионного рассказа

Мастера, создающие изделия из драгоценных металлов и камней именовались в России «золотых и серебряных дел мастерами». В XIX веке, когда имена и изделия русских мастеров приобрели мировую известность, их стали на европейский манер называть ювелирами (от гол. juwelier).

Центральное место в ювелирной мастерской отводится рабочему столу, который носит название «верстак». Его столешница должна иметь совершенно гладкую и ровную поверхность, чтобы отходы драгоценных материалов при обработке были минимальными. Опилки сметали в поддон через сегментарный вырез специальной щеткой.

Разумеется, на этом верстаке (южная стена, у окна) в этом интерьере ювелир никогда не работал. Название комнаты условное, но на точной копии тех рабочих столов, за которыми трудились мастера знаменитых производств, представлены подлинные рабочие инструменты (молоточки, плоскогубцы, лобзики, напильники, надфили, тиски, лупа, ювелирная дрель, весы с набором разновесов), личные вещи и фотография ювелира Брицына Ивана Савельевича (1870-1952).

Родившийся в деревне Часовни Московской губернии в семье крестьянина, подростком он приехал в Петербург учиться ремеслу. Принятый на предприятие Фаберже, в скором времени Брицын добился таких успехов, что смог в 1903 году открыть собственную мастерскую. Его работы были отмечены на «Международной выставке новейших изобретений», проводившейся под патронатом наследника цесаревича весной 1909 года. Тогда он был удостоен малой золотой медали «…за высокохудожественное исполнение эмалей по металлу». Свидетельство о награждении представлено в экспозиции на восточной стене. Успех на выставке позволил И.С. Брицыну в 1910 году открыть новую мастерскую и магазин «Русская эмаль» вблизи Невского проспекта, на Малой Конюшенной, д.12. Период с 1910 по 1917 год, по-видимому, был самым плодотворным в творческой биографии мастера: в эти годы его заказчиками становятся члены императорской фамилии, изделия его предприятия приобретают для Кабинета Николая II. «Русские эмали» Брицына пользуются неизменным спросом на ювелирном рынке Великобритании.

СПРАВКА. После событий октября 1917 года Иван Савельевич был вынужден закрыть мастерскую и магазин. В отличие от многих своих коллег, покинувших страну в первые годы после революции, он остался в Петрограде. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде бывший придворный ювелир, несмотря на преклонный возраст, работал слесарем в госпитале. В 1943 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Скончался мастер в 1952 году, и был похоронен на Ново-Волковском кладбище в Ленинграде.

Несмотря на то, что азы профессии Брицын усвоил, работая у Фаберже, нельзя сказать, что он попал под влияние «стиля Фаберже». Ему удалось создать свой собственный творческий почерк. Талантливый мастер владел всеми ювелирными техниками, высочайшего совершенства он достиг в изготовлении эмалей. Новые составы и цвета он разрабатывал самостоятельно.

СПРАВКА. С XVIII -го века в России выделялся центр по изготовлению эмалевых изделий - Ростов (в Ярославской Губернии). Нанесенный на металл эмалевый сплав имел у ростовских мастеров до 20 тысяч цветов и оттенков.

Самая полная коллекция работ И.С. Брицына ныне хранится в петергофской «Особой кладовой», в витрине №19 (восточная стена).

Большинство предметов выполнено в технике эмали по гильошу, когда металлический фон с нанесенной заранее гравировкой в виде волнистых линий (гильош – от фр. guilloche – «узор из волнистых линий») покрывается просвечивающей цветной эмалью (эмаль – тонкий слой стеклянного легкоплавкого сплава различных цветов). Свет, проникающий через эмаль, отражаясь, создает своеобразный «муаровый» эффект.

Однако, Брицын работал и с драгоценными, и с поделочными камнями. Состав создаваемых вещей разнообразен: настольные часы-рамка и часы-подставка для бумаг, солонки, рамки для фотографий, спичечницы, сигаретницы и портсигары, запонки (здесь двух видов: гелиотроп в золотой оправе и золотые запонки с эмалью и бриллиантом в центре), заготовки для печатей, медальоны, настольные звонки, пепельницы и табакерки, - все они радуют глаз и напоминают о времени расцвета русского ювелирного искусства.

Одна из изящных табакерок работы Брицына оформлена весьма скромно, не сразу можно обнаружить маленький бриллиант, которым украшена прическа девушки, изображенной на крышке. Подобная небольшая деталь придает неповторимое очарование предмету.

Браслет работы мастера Селениуса К.И., напротив, обильно украшен бриллиантами, а в центре – изумруд. Подобные украшения нередко доставляли мучения светским красавицам – они настолько тяжелы, что к вечеру было даже не поднять руки.

К предметам дамского обихода относятся пряжки с рубинами, ручка для зонтика, флакон для духов, пудреница с многочисленными отделениями, сделанная из золоченого серебра, украшенная белой эмалью по гильошу и сапфиром в золотом замочке.

Первые шаги в ювелирном деле мастер Брицын И.С. сделал в фирме Карла Фаберже, имевшей несколько отделений в разных городах (Москве, Одессе, Киеве, Лондоне).

Московское отделение, в основном, выполняло изделия из серебра. В витрине №18 (западная стена) представлена роскошная коллекция хрустальных сосудов, оправленных в серебро. Право иметь собственное именное клеймо имели только мастера петербургского отделения, поэтому изделия ювелиров Москвы часто остаются безымянными.

Справа, на нижней полке стоит массивная чаша для пунша в новорусском стиле, украшенная самоцветами (сапфиры, гранаты, альмандин). На эмалевой вставке с монохромной росписью изображен вид на Брянские рудники. На внешней стороне чаши представлен текст и подписи, свидетельствующие о том, что в 1916 году чашу заказали у К. Фаберже сотрудники железных рудников Брянского завода в подарок своему коллеге, горному инженеру В.Г. Мухину.

Особенно хороши: ваза на подставке с тремя лебедями и кувшин в центре нижней полки, выполненный в стиле модерн и поражающий изысканностью и совершенством формы.

В стиле модерн работал и Рене Лалик (1860-1945) – выдающийся художник французского Ар Нуво, декоратор, ювелир, эмальер и стеклодел.

СПРАВКА. В 1876-1878 гг. Лалик учился в Школе декоративного искусства в Париже, затем в Лондоне. С 1880 г. работал в Париже, осваивал скульптуру, выполнял заказы ювелирных фирм Картье, Ф. Бушерона, Вебер. Экспериментировал с эмалями, глазурями, стеклом. Работал для звезды французской сцены Сары Бернар. Вскоре выработал тот уникальный стиль, по которому всегда можно узнать его произведения. Стиль этого мастера отличается особо утонченной стилизацией растительности и зооморфных мотивов с удивительной фантазией и чувством материала. В 1908-1909. гг. - руководил стекольной фабрикой. В 1925г. для Всемирной выставки в Париже он соорудил фонтан из цветного стекла со световыми эффектами и «стеклянный интерьер» павильона Севрской мануфактуры. Лалик смело использовал всевозможные сочетания драгоценных материалов с простым стеклом, цветными эмалями.

В центре верхней полки представлена ваза работы Лалика, созданная в 1914 году по заказу Президента муниципального совета Парижа. Она преподнесена в дар «дорогому коллеге» графу Ивану Ивановичу Толстому (городскому голове Петербурга-Петрограда в 1913-1916 гг.) в память о его двухнедельном пребывании в столице Франции на съезде муниципалитетов Европы.

СПРАВКА. Правнук М.И. Кутузова, граф И.И. Толстой блистал на многих поприщах. Сделав блестящую карьеру в качестве общественного и государственного деятеля, Иван Иванович был также выдающимся историком, археологом и нумизматом. В столице И.И. Толстой имел репутацию честного и прогрессивно мыслящего чиновника, либерала, правозащитника, благотворителя и очень порядочного человека.

Внучка Ивана Ивановича Толстого в 1988 г. передала фамильную реликвию, вазу Р. Лалика, в коллекцию ГМЗ «Петергоф». Ваза выполнена из литого стекла и золота, что характерно для работ Рене Лалика. Он часто использовал сочетание благородных металлов с литым стеклом.

Во французском Вингене, где производятся изделия «Лалик», хрустальных дел мастера до сих пор работают вручную, причем безжалостно разбивают те изделия, в которых есть дефект, даже невидимый для невооруженного глаза. Этот принцип применялся у многих знаменитых мастеров, в том числе и у прославленного Фаберже, для которого главным критерием оценки стало безукоризненное качество исполнения.

На рубеже XIX-XX веков многочисленные дворцы Петергофа были наполнены лучшими произведениями из мастерских петербургского отделения фирмы Фаберже. Некоторые из этих вещей представлены в витрине № 20 (северная стена).

В центре верхней полки – массивный серебряный кубок-приз. В конце XIX века ежегодно в Петергофе Невский яхт-клуб устраивал парусные регаты. Кубок был заказан Николаем II для победителя в Большой парусной гонке 1898 года (она проходила 30 мая – в День рождения Петра I). Заказ императора выполнил один из ведущих мастеров фирмы Фаберже Юлиус Раппопорт. Ювелир использовал созданный еще в XVIII столетии образ пышного барочного кубка. В тулово и крышку вмонтированы юбилейные монеты и медали с изображениями русских императоров и императриц от Петра I до Николая II.

Гонку выиграли отец и сын Берги: Федор Густавович и Кирилл Федорович. Дистанцию 123 мили они прошли за 3 часа 52 минуты 46 секунд на яхте «Перкун».

Еще одна работа Ю. Раппопорта – миниатюрная копия «Медного всадника» из мрамора и серебра (нижняя полка, справа). Это тоже приз, на этот раз – для победителя в конных состязаниях, проводившихся в 1916 году.

Серебряные изделия, выставленные здесь, отличаются великолепной техникой обработки металла. Это и выразительная фигурка кошки для настольного электрического звонка (нижняя полка, слева), и забавная обезьянка-пепельница, работы Ю. Раппопорта (верхняя полка, слева от кубка), и бокалы-шутихи в виде фигурок медведей, которые надо перевернуть, чтобы налить в них вино (нижняя полка, слева). Такие бокалы могли подарить на свадьбу. Здесь по внутреннему краю сделана надпись: «Чашу любви и согласия пейте на здравие многие годы…»

 

СПРАВКА. В фирме Карла Фаберже работало много талантливейших ювелиров, их имена хорошо известны: Август Хольмстрем; Альберт Хольмстрем младший; Виктор Аарне; Ялмар Армфельт; Генрик Вигстрем; Андерс Невалайнен; Владимир Соловьев; Андрей Горянов; Юлий Раппопорт; Август Холминг; Альфред Тилеман; Михаил Перхин и др.

Выдающиеся ювелиры Михаил Перхин и Август Хольмстрем, окончившие свой жизненный путь в самом начале XX века, были авторами почти всех самых репрезентативных произведений, выполнявшихся для царствовавшего дома и наиболее видных представителей петербургского общества. Именно в их мастерских создавались первые и самые изысканные произведения, являющиеся шедеврами русского и мирового модерна.

На нижней полке витрины представлены часы из красно-коричневого мрамора с серебряным декором, которые некогда стояли на письменном столе Николая II в Зимнем дворце. Это работа известного мастера Михаила Евлампиевича Перхина. Именно он был автором большинства знаменитых больших яиц с сюрпризами, которые ежегодно на Пасху преподносил Николай II супруге Александре Федоровне и матушке Марии Федоровне. Традиция дарения на Пасху таких яиц возникла при Александре III. Первое яйцо императорской серии от Фаберже Александр III подарил супруге Марии Федоровне в 1885 году.

Портрет молодой Марии Федоровны – на верхней полке слева в красной эмалевой рамке работы мастера А. Невалайнена. После того как летом 1904 года в Петергофе родился внук Марии Федоровны – цесаревич Алексей, она поставила его фотографии в рамке от Фаберже (мастер Я. Армфельт) в своем кабинете во дворце «Коттедж». Эта двусторонняя рамка представлена на верхней полке справа. С одной стороны рамки – фото царевича в матроске, с другой – в форме матроса яхты «Штандарт».

Из Коттеджа происходит и лазуритовый пресс с серебряными фигурками ящерок (центр нижней полки). Он находился в кабинете вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

На верхней полке справа привлекает внимание золоченое деревце с развешанными на крючках миниатюрными яйцами-подвесками. Такие подвески в России начала XX века дарили на Пасху. Дамы со временем собирали из них ожерелья и браслеты, мужчины носили как брелоки на цепочке от часов. Для изготовления таких подвесок ювелиры использовали золото, серебро, эмали, алмазы, сапфиры, изумруды и другие драгоценные камни. Висящее сверху яйцо из крупного изумруда в золоте – еще одна работа М.Е. Перхина.

Две работы ювелиров, представленные в этой витрине, непосредственно связаны с Петергофом. Они находятся на нижней полке. Это табакерка «Петергоф» из золота и эмали, созданная в 1909 году Г. Вигстремом к 200-летнему юбилею Петергофа. На миниатюрах, украшающих табакерку, - виды императорской резиденции: Большой каскад, дворцы Марли, Монплезир.

Большой каскад изображен и на большом фарфоровом яйце, верхняя часть которого повторяет очертания купола Корпуса под Гербом. Яйцо опирается на ножки в виде золоченых дельфинов. Прогулка по Петергофу вдохновила Тео Фаберже – потомка знаменитого Карла Фаберже – на создание так называемого «Петергофского яйца», подаренного музею в 1997 году. Оно, как и яйца императорской серии, скрывает в себе сюрприз: миниатюрную модель восточной стены Тронного зала Большого дворца с портретом императрицы Екатерины II и тронным креслом.

 

СПРАВКА. Тео Фаберже (1922-2007) – последний внук легендарного ювелира Карла Фаберже.

Несмотря на то, что у Карла Фаберже было пятеро сыновей, спастись от революции удалось только младшему Николаю, который был поставлен во главе лондонского представительства фирмы. В 1906 году Николас (Николай) прибыл в Лондон, чтобы принять участие в руководстве отделением Дома Фаберже за пределами России, на Довер стрит в Лондоне. После 1917 года Николас остался в Лондоне, и в 1922 году там родился его единственный сын Федор, впоследствии поменявший имя на Тео. Он также стал ювелирным дизайнером и создавал свои собственные коллекции пасхальных яиц. У Тео Фаберже не было сыновей, только дочь Сара, которая продолжает семейную традицию.

Тео Фаберже скончался в Англии в своем доме в Сен-Леонардс-он-Си в возрасте 85 лет.

Как известно, право на производство ювелирных изделий под маркой Faberge было выкуплено у семьи, поэтому в 2004 году Сара Фаберже открыла в Санкт-Петербурге магазин «Grand Gallery», где выставлены изделия, изготовленные Тео Фаберже и ее собственные.

Клейма «TF» и «SF» зарегистрированы для работ Тео Фаберже и Сара Фаберже в драгоценных металлах. Это является продолжением семейной традиции, так как Карл Фаберже зарегистрировал для своих изделий в Лондоне в 1911 году клеймо «CF».

В современном мире изделия Фаберже являются образцами высочайшего мастерства и тонкого вкуса. Они воплощают представления о «золотом веке» отечественного ювелирного искусства.

 

СПРАВКА. Основатель династии Петер Фаберже происходил из семьи французских гугенотов, покинувших родину из-за религиозных гонений в конце XVII века и осевших в Германии. В конце XVIII века он эмигрировал в Россию. Его сын Густав (1814-1894) был первым представителем семейства, овладевшим ремеслом ювелира. В 1842 году он открыл свой первый магазин в Петербурге. Через четыре года родился его старший сын Карл (1846-1920), благодаря которому фамилия Фаберже приобрела всемирную славу. После завершения своего образования в Европе Карл на основе отцовского производства с магазином сумел создать прогрессивное, финансово успешное предприятие и в короткое время добился широчайшей популярности. Торговая марка «Фаберже» стала настоящим брендом. Являясь с 1885 года официальным поставщиком двора Его Императорского Величества, Карл Фаберже, кроме того, снабжал украшениями и предметами роскоши многих европейских и несколько азиатских монархов.

Мировую известность Дому Фаберже принесла серия знаменитых пасхальных яиц с сюрпризами, изготовленных ведущими мастерами для императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны. Но экономический успех фирмы был основан не на создании единичных шедевров, а на производстве массовых изделий, доступным средним слоям общества. Широкий ассортимент – от дешевых серебряных столовых приборов до многотысячных бриллиантовых гарнитуров – обеспечил финансовое процветание. Продукцию Фаберже могли приобрести покупатели с самыми разными материальными возможностями. При этом и роскошные украшения для высокопоставленных заказчиков, и скромные недорогие вещицы были сделаны с поистине виртуозным мастерством и изумительной тщательностью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. На вопросы, которые возникнут у посетителей в последнем интерьере музея, ответить, спустившись на первый этаж, обязательно предупредив посетителей об осторожности на лестнице и попросив их держаться за перила.

Заключение

На протяжении почти 300 лет дворцы Петергофа, являвшиеся местом летнего пребывания российских венценосцев, копили свои многочисленные коллекции предметов искусства и вещей мемориального характера.

Музей «Особая кладовая» хранит произведения ювелирного и декоративно-прикладного искусства, которые являются шедеврами русских и западноевропейских мастеров.

Особая кладовая в Петергофе не похожа на традиционные музейные хранилища редкостей. Она уникальна и неповторима: в дворцовых интерьерах, наполненных мебелью, живописью, фарфором и бронзой, «живут» своей удивительной жизнью ювелирные драгоценности и императорские реликвии, раритеты, хранящие память о российских монархах от Петра I до Николая II. Собранные в Особой кладовой,они являются национальным достоянием и свидетелями исчезнувшего быта XVII - начала XX столетий.

 

Рекомендуемая литература

1. Буланая Н.Б. Корпус «под Гербом» Большого петергофского дворца (история строительства). - Архив ГМЗ.

2. Буланая Н.Б. Корпус «под Гербом» в петергофской жизни русского двора. - Архив ГМЗ.

3. Буланая Н.Б. Музей «Особая кладовая» в Петергофе. Путеводитель.- ГМЗ «Петергоф», 2011.

4. Вернова Н.В., Знаменов В.В. Сокровища Петергофа. Большой дворец, Корпус под Гербом. – ГМЗ «Петергоф»: Абрис, 2005.

5. Гузевич Д.Ю., Гузевич И.Д. Великое посольство: Рубеж эпох, или Начало пути: 1697-1698. – СПб: «Дмитрий Буланин», 2008. - 696 с.

6. Данилова А. Судьбы закон печальный. Жены сыновей Павла I. Биографические хроники / Альбина Данилова. – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.

7. Епанчин Н.А. На службе трех императоров. Воспоминания. – М.: издание журнала «Наше наследие» при участии ГФ «Полиграфресурсы», 1996. – 576 с.

8. Забозлаева Т.Б. Драгоценности в русской культуре XVIII- XX веков: Словарь (История. Терминология. Предметный мир). – СПб: «Искусство-СПб», 2003. – 464 с.

9. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII – начала XX в. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.- 329 с.

10. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII – I пол. XIX ст.- М., 1995.

11. Кузнецова Л.К. Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый… - М.:Центрполиграф, 2009. – 542 с.

12. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. Панорама столичной жизни (Серия: Былой Петербург).- СПб: Издательство «Пушкинского фонда», 2006.—320 с.

13. Мир вещей /ред.коллегия: М.Аксенова, Т.Евсеева, А.Чернова и др. –М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007.

14. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров (Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II). - М.: Мысль, 1990.

15. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. – М., 1998.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: