И исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Конституция РФ закрепляет характерную для федеративного государства самостоятельность всех субъектов федерации в определении системы органов государственной власти, их правомочий, порядка их формирования и их наименований. Основной закон устанавливает только некоторые общие требования, которыми должны следовать субъекты федерации. Они должны определить систему органов власти в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определена система органов государственной власти, высшее должностное лицо и иные органы государственной власти субъекта России.

Деятельность органов государственной власти субъекта РФ соответствует принципам государственной и территориальной целостности РФ, распространения суверенитета России на всю ее территорию, верховенства Конституции и федеральных законов, единства системы государственной власти, разделения властей, разграничении предметов ведения и полномочий, самостоятельности при осуществлении своих полномочий.

Субъект РФ самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти. Это проявляется прежде всего в структуре. Например, в большинстве республик (Адыгея, Татарстан и т.д.) избираются Президенты, но среди республик есть и такие, где Президента нет (Карелия, Коми, Хакасия). В этих республиках главой субъекта федерации является избираемый народом Председатель Правительства или Глава Республики.

В большинстве субъектов РФ законодательные органы власти формируются как однопалатные. Но в отдельных субъектах РФ действуют двухпалатные законодательные органы (Свердловская область, Республика Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия). По-разному именуются законодательные органы государственной власти (Хурал, Народное Собрание, Государственная Дума). Но иногда встречаются очень своеобразные представительные органы совещательного характера. Например, Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера в Составе Думы Ханты-Мансийского автономного округа.

Законодательные органы государственной власти субъекта федерации являются постоянно действующим и единственным органов законодательной власти.

Законодательные органы государственной власти осуществляют законодательную деятельность, контролируют исполнительный орган власти и принимают участие в процедуре назначения на должность должностных лиц субъекта федерации.

В соответствии с федеральным законом в субъекте федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, который возглавляет руководитель это органа (Глава Администрации). В конституциях и уставах субъектов федерации может быть установлена должность высшего должностного лиц (Президент, Губернатор, мэр). Высшее должностное лицо субъекта федерации возглавляет высший исполнительный орган власти. Закон предусматривает обязательные прямые выборы высшего должностного лица субъекта федерации населением региона.

Основой деятельности исполнительного органа власти субъекта федерации является исполнение Конституции, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, конституции, устава, законов и иных нормативно-правовых актов субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: