Сатирические журналы Н. И. Новикова

Журналистская деятельность Н.И.Новикова

– удивительное явление в истории русской литературы и журналистики. Значение его сатирических журналов не исчерпывается острой полемической и социальной борьбой с Екатериной. Новиков, как писатель, с редкой смелостью нападает на помещиков-крепостников, защищая угнетенное крестьянство.

Николай Иванович Новиков происходил из дворянской семьи и вместе с Фовизиным обучался в дворянской гимназии при Московском университете. Вся многогранная деятельность Новикова, продолжавшаяся в условиях непрерывных царских гонений, была направлена «патриотической ревностью к возлюбленному отечеству», заботой о воспитании и образовании молодых граждан России и желанием отдать все силы России.

Журнал Новикова «Трутень» появился 1мая 1769 г. и сразу между ним и «Всякой всячиной» («Всякая всячина» - еженедельный сатирический журнал, который выходил с начала 1769 г. по почину Екатерины II и при ее непосредственном участии. Издание осуществлялось личным секретарем Екатерины «по принятию прошений» - Г.В.Козинским, но руководила журналом сама Екатерина). Название новиковского журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, вы их труд ядите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня». «Трутни» - помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Проповедь на страницах «Всякой всячины» - «человеколюбие» и «снисхождение» к людским порокам, поскольку людей без недостатков не бывает, призывы обличать порок вообще, а не конкретных носителей пороков, вызвали резкую критику издателя «Трутня». Началась полемика по поводу сущности сатиры. Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной. В предисловии к первому листу «Трутня» издатель говорит о своем основном намерении – исправить нравы, видя возможность оного в издании трудов «особливо сатирических, критических и прочих, ко исправлению нравов служащих». Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной» носила политический характер. За подписью Правдолюбова Новиков в пятом листе «Трутня» от 26 мая высмеивает «человеколюбие», проповедуемое «Всякой всячиной»: «По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки, нежели тот, кто оным снисходит или... потакает». В статьях «Трутня» Новиков намекает на плохое знание императрицей русского языка. В ряде стаирических статей он показывает подлинное лицо «просвещенного монарха», раскрывет сущность политической игры Екатерины II. Новиков упрекает Екатерину в том, что она хочет показать себя единственным наставником молодых людей, но как ни старается «неограниченный самолюбец» переодеться в тогу наставника, мудрого государя, он «из-за сего смиренного покрова кусает всех...»

Тематика сатиры «Трутня» не ограничивается борьбой с «коронованным сотрудником» «Всякой всячины», «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, рассматривая эти проблемы, как проблемы социальные. В «Трутне» появилось известие о «молодом российском поросенке, который ездил по чужим землям для просвещения своего разума и... возвратился уже совершенно свиньею». В «Трутне» создан ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных крепостников. Таковы Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающие тщеславием, алчностью, корыстолюбием и другими пороками.

Н.И.Новиков, воспитанный на принципах просветительства, еще верит в силу слова, его всемогущество, в то, что страстное, убеждающее слово может пробудить «уснувшую совесть». Видя все зло в крепостном праве, Новиков еще не поднимается до отрицания самого института крепостничества. Обличая злоупотребление помещиками своей властью, он надеется на «побуждение людей к исправлению» и в этом видит исполнение «должности истинного гражданина».

Публикацией писем к издателю, сатирических заметок, рецептов, сатирических объявлений, литературных произведений и т.д. издатель «Трутня» говорил, что крепостничество пагубно, аморально. В этом журнале перед нами проходят два мира: забитые, измученные Филатки и «дворяне-тунеядцы». Избрав форму документов, форму писем, Новиков с большой правдивостью и безыскусственностью передает ужасающую картину бедственного положения крестьян, их экономического бесправия, нищеты и безысходности. В своей статье «Русская сатира в век Екатерины» Добролюбов писал об этой переписке: «Эти документы так хорошо написаны, что иногда думается: не подлинные ли это?» В письме Филатки впервые в русской литературе была показана правдивая и страшная картина крестьянской жизни. Жизненная правда, обыденность и будничность, с которой эти документы были написаны, таили в себе огромную силу обличения крепостничества.

На XVII листе «Трутень» прекратил свое существование: «Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь», – писал Новиков. Обстоятельства, на которые намекал Новиков, крылись в правительственной цензуре.

В июне 1770 г. Новиков попытался через подставное лицо издавать новый журнал «Пустомеля», но и он был закрыт на втором номере, в котором Новиков напечатал перевод с китайского «Завещание Юнджена, китайского хана, к его сыну» и стихотворение Д.И.Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В первом говорилось об обязанностях государя и его приближенных. Китайский император, избрав наследником престола сына, указывает, что он установил твердое законодательство, опираясь на своих вельмож. В этой статье можно было найти намек на современность, в частности желание аристократической оппозиции ограничить единовластное правление Екатерины дворянским советом, на который она должна опираться в выработке законов.

Фонвизинское «Послание к слугам» носило остро сатирический, антиклерикальный характер и также не могло понравиться императрице.

Третий сатирический журнал «Живописец» Новиков начал издавать в 1772 году. Продолжая линию «Трутня», Новиков помещает ряд сатирических портретов, изображая хулителей наук, «благородных невежд», зараженных «чужебесием». Сатирические портреты содержат в себе более тонкую психологическую и социальную характеристику. Авторское описание перемежается с откровенными высказываниями персонажей, наделенных речевой характеристикой, что способствует созданию жизненных, во многом типизированных характеров. Перед нами проходят Наркис, Волокита, Худовоспитанник, Кривосуд, Щеголиха. Последняя говорит: «... как глупы те люди, которые в науках прекрасные лета погубляют.» В «Живописце» печатается «Опыт модного словаря щегольского наречия». Жанр сатирического словаря не был новым для русской журналистики, его использовал Сумароков в «Трудолюбивой пчеле». Отличительной чертой словаря Новикова является то, что, пользуясь лексикой и фразеологией щегольского наречия, автор воспроизводит социально-психологические характеры светской аристократии. Он раскрывает психологию, обычаи, нарвственный облик «благородных невежд». Их характеризует отчужденность от национальной культуры, презрение к родному языку, душевная никчемность, нравственная распущенность.

Большое место в сатирических журналах Новикова занимает форма писем в редакцию, переписки между частными лицами («Письма дяди к племяннику», «Письма к Фалалею»). Эта форма сатиры одна из наиболее распространенных в сатирических журналах в 1769-1774гг., ибо письма читателей создавали впечатление «правдоподобности».

На страницах «Живописца» вновь, еще с большей художественной силой и убедительностью, развертывается крестьянская тема. Критика крепостнического дворянства, произвол помещиков и тяжелое положение крестьянства являются основным идейным стержнем таких произведений, как «Отрывок путешествия в «И***Т***», «Письма к Фалалею». Критикуя крепостническую действительность, Новиков не думал о возможности ее уничтожения с помощью народного восстания. Только Радищев поднимется до осознания прав народа насилием отвечать на насилие, признав в нем главного двигателя истории. Если в «Отрывке путешествия...» была показана нищенская, вызывающая глубокое сострадание жизнь крестьян, то в «Письме к Фалалею» – жизнь помещика-крепостника, жестокость и невежество которого вызывают негодование у читателя.

В июле 1773 г. издание «Живописца» было прекращено.

В 1774г. выходит последний сатирический журнал Новикова «Кошелек». Он уступает предшествующим журналам в широте и социальной остроте изображения отрицательных явлений русской жизни. Сказалось и время издания – пугачевское восстание было в разгаре. Основная тема нового журнала – борьба с дворянским «чужебесием». Уже в первой статье шла речь о «злоупотреблении, вкравшемся в нас к порче российского наречия». Назвав журнал «Кошельком», Новиков, по его собственным словам, хотел показать своим журналом «превращение русского кошелька во французский», т.е. бессмысленную трату денег на модные иноземные затеи, растрату не только материального, но и духовного богатства, ибо все эти зараженные французоманией дворяне теряют чувство родины, чувство национального достоинства. «Кошелек» имел и другое значение: кошельком назывался мешок из кожи или тафты, куда убирали косу парика щеголи. Основной задачей издания была борьба за национальные русские начала. Новиков в журнале выступает горячим патриотом, у которого любовь к родине и своему народу сочеталась с критикой отрицательных сторон действительности.

В конце 70-ых и 80-ые годы Новиков издает ряд новых журналов: «Утренний свет» (1777-1780), «Вечерняя заря» (1782-1783), «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), журнал «Московское издание» (1781) и газету «Московские ведомости» (1779-1789).

Нравственно-философский журнал «Утренний свет» своей идейной и эстетической направленностью способствовал началу формирования сентиментализма, ибо на его страницах был поставлен вопрос о внимании к человеку как к индивидуму.

Внутренний мир человека, стремление его к нравственному самоусовершенствованию, способность к самоанализу («познай самого себя») – все это явилось предтечей русского дворянского сентиментализма.

Новиков был издателем первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», выходившего еженедельно с 1785 по 1789 гг. как приложение к «Московским ведомостям».

Еще в 1779 г. Новиков начал издавать первый русский журнал для женщин «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Журнал этот был преимущественно литературный, но к каждой книге журнала прилагались картинки с изображением модных нарядов и уборов. И детский, и женский журнал преследовали прежде всего образовательные и воспитательные цели.

Просветительская деятельность писателя-сатирика, публициста и издателя была высоко оценена современниками Новикова и последующими поколениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: