double arrow

Фонвизин

Моск. Период газетно-журн. издательской деятельности Новикова (79-89).

Полемика «Трутня» со «Всякой Всячиной».

Полемика «Трутня» со «Всякой Всячиной» носила политический характер. (Полемика по поводу сатиры). Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной.

За подписью Правдолюбова Новиков в V листе «Трутня» от 26 мая высмеивает «человеколюбие», проповедуемое «Всякой Всячиной»: «Они говорят, что слабости человеком обыкновенны и что должно оные прикрывать человеколюбием; следовательно, они порокам сшили из человеколюбия кафтан; но таких людей человеколюбие приличнее называть пороколюбием. По моему мнению, больше человеколюбив тот, кто исправляет пороки».

«На ругательства, напечатанные в «Трутне» по пятым отделением, мы ответствовать не хотим, уничтожая оные…» - писала разгневанная «Всякая Всячина».

В заметках Правдолюбова и Чистосердова (в 8 листе), в заметках издателя «Трутня», Новиков раскрывает сущность политической игры Екатерины, объясняя читателю реакционность позиции официозного журнала, который распространяет вздорную и политически несостоятельную легенду о «просвещенном» характере самодержавного правления.

В это десятилетие он арендует типографию Московского университета. Он издает ряд журналов: «Утренний свет» (77-80), Вечерняя заря (82-83), Покоящийся трудолюбец (84-85), Московское издание (81), газету Московские ведомости (79-89), тираж которой при Новикове увеличился в 6 раз, с 600 экземпляров до 4000. Ведомости выходили с приложениями литературного и практического характера.

Нравственно-философский ж-л «Утренний свет», связанный с идеологией масонов. На его страницах был поставлен вопрос о внимании к человеку как индивидууму. Внутренний мир человека, стремление его к нравственному самоусовершенствованию, способность к самоанализу – все это явилось предтечей русского дворянского сентиментализма.

Новиков был издателем первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума (85-89), приложение к «Московским ведомостям». Он был обращен к «благородному российскому юношеству» и преследовал воспитательные и педагогические цели. «Детское чтение» публиковало научно-популярные статьи, статьи природоведческого характера, переводные и оригинальные беллетристические произведения.

В 1779 г. Новиков начал издавать первый русский журнал для женщин «модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета (вышло 4 части, 12 книг). Журнал этот был преимущественно литературным, но к каждой книжке прилагались картинки с изображением модных нарядов и уборов. И детский, и женский журнал преследовали прежде всего образовательные и воспитательные цели.

1) Фонвизин – публицист.

После недолгой службы в Петербурге, Фонвизин вновь поступил в Коллегию иностранных дел, где сблизился с Н. Паниным, вельможей, который играл значительную роль в государственной жизни страны (он был идеологом дворянского либерализма) Став его секретарем, Фонвизин полностью разделяет оппозицию «самовластию» Панина, и своим творчеством драматурга, публициста борется протии деспотии в бюрократическом государстве, против неограниченного рабства крестьян. Например – резкая полемика Фонвизина с Екатериной на страницах «Собеседника любителей российского слова». В 1777-1778 гг. Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции (в Париже он пробыл свыше 5 месяцев). Из Франции Фонвизин пишет частные письма к своей сестре Аргамаковой, брату Н.И. Панина. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер и явились замечательным памятником русской публицистики 18 в. Франция для передовых людей России обладала притягательным интересом. Но непосредственное знакомство со страной, где Фонвизин наблюдал нравственное разложение дворянского общества, фаворитизм при дворе, экономическое неравенство, вызвало резкую критику со стороны писателя.

Это стремление, изучая французскую действительность, глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине придавало письмам остроту публицистического пафоса.

Вместе с тем Фонвизин оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции: торговля и промышленность.

По мыслям Панина Ф. написал публицистический трактат «Рассуждение о непременных государственных законах». Мысли Панина он сумел облечь в яркую литературную форму, благодаря которой «Рассуждение», умеренное по своему содержанию, приобретает черты памфлета.

В России Ф. видел разгул реакции после крестьянского восстания 1773-1775 гг., фаворитизм, расхищение гос. Казны. Написанное им «Рассуждение»(1782-1783) явилось одним из лучших произведений русской публицистики 18 века. Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина – будущего императора Павла Петровича. Если рассуждения об обязанностях монарха перед подданными были в духе общих просветительских идей, то более определенно прозвучала мысль о праве подданных на насилие отвечать насилием, хотя Фонвизин и имеет в виду дворцовый переворот, способный сместить монархию.

Наиболее впечатляющей является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы гос. Управления. В этом страстном обличительном пафосе – сила публицистического мастерства Фонвизина.

комедия Фонвизина «Бригадир»

«Бригадир» - первая русская национально-самобытная комедия, которую Ф. писал с 1766 по 1769 гг. Тема комедии, казалось бы, не нова. Еще со времен Кантемира русскими писателями велась борьба с раболепством перед иностранным, с французоманией. Заслугой Ф. явилось то, что он сумел показать французоманию дворянства как страшное социальное зло, разобщающее дворянское сословие с народом, Родиной, и запечатлел это с большой художественной убедительностью. Раскрытие этой темы заключено прежде всего в образах Иванушки и Советницы, которые стыдятся, что родились в России, и презирают русский язык как достояние «подлого» народа. Побывав в Париже, Иванушка считает, что «он уже стал больше француз, нежели русский»: «Тело мое родилось в России, это правда, однако дух мой принадлежит короне французской». В разговоре с Советницей, которой он строит куры, Иванушка говорит: «Все несчастие мое состоит в том только, что ты русская». А Советница, жеманясь, отвечает: «Это, ангел мой, конечно, для меня ужасная погибель». Речь их пересыпана французскими словечками, и речевая характеристика, которой наделил своих персонажей Фонвизин, помогает раскрыть их невежественное и убогое «французобесие», презрение ко всему отечественному. Достаточно привести слова Советницы, в которых дана исчерпывающая характеристика этой пустой, невежественной щеголихи: «Ах, радость моя! Я довольно знаю, каково жить с мужем, который в Париже не был». «Боже тебя сохрани от того, чтобы голова твоя наполнена была иным чем, кроме любезных романов!» Советница и Иванушка напоминают действующих лиц сатиры Новикова, комедий Сумарокова.

Выведенные Фонвизиным персонажи комедии на редкость жизненны.

Фонвизин уже в этой комедии стремится показать значение воспитания для формирования характера человека. Подобные Иванушки – порождение невежества среды, воспитавшей их.

В «Бригадире» тема значения воспитания, окружающей среды прозвучала отчетливо, и в дальнейшем она получает более глубокое и реалистическое осмысление в комедии «Недоросль». Пустоту, невежество, корыстолюбие и другие пороки, порожденные крепостнической действительностью, резко обнажил Ф. и в других персонажах комедии. Груб и неотесан отец Иванушки – Бригадир, не прочитавший за всю жизнь ничего, кроме воинского устава, «Артикула воинского» и «Инструкции межевым губернским канцеляриям». Вместе с тем в изображении Бригадира Ф. отходит от однолинейности, показывая, что невежественный самодур не лишен природного ума. Его упрек жене относительно воспитания Иванушки и значительная часть критических реплик в адрес Иванушки не лишены здравого смысла.

Не только содержание речей персонажей, но и язык, которым они говорят, способствуют раскрытию характеров персонажей. В комедии Ф. индивидуализация языка Бригадира, Советника, Иванушки, Бригадирши и др. способствовала типизации характеров. Достаточно вспомнить диалоги Бригадира с Советницей, Советника с Бригадиршей, Иванушки с Советницей.

Речь Бригадира отрывиста, грубовата, пересыпана воинскими терминами.

Сатирически остро, без всяких полутонов дан в комедии Советник, ушедший в отставку после Сенатского указа 1762 г. о лихоимстве. Борьба со взяточничеством, корыстолюбием чиновников, их произволом нашла отражение и в предшествующей, и в современной Фонвизину литературе, особенно в сатирах и комедиях Сумарокова. Продолжая эту традицию, Ф. раскрывает характер Советника с помощью прямой характеристики и опосредствованно. Рассуждения Советника о службе говорят о том, что перед нами судья-взяточник, для которого нет ничего святого. Он глубоко убежден (разговор с Добролюбовым), что «взятки и запрещать невозможно», а жить одним жалованьем – «против натуры человеческой». Советник глубоко безнравствен, ханжа и лицемер. Характерно отношение Советника к Добролюбову, который был неподходящим женихом для Софьи, пока не оказался обладателем двух тысяч душ.

При всей сатирической остроте Советник дан в значительной степени традиционно.

Бригадирша невежестенна, глуповата, мелочна до скаредности. Фонвизин показывает, что все эти черты обусловлены ее жизнью. Она таскается по походам за мужем, и часто ей приходится дома отвечать за то, «что в строю мужа раздразнили». Но, как справедливо отмечает один из исследователей, «Фонвизин неожиданно открывает в ней черты доброй, страдающей и безропотно покорной русской женщины». В рассказе Бригадирши о судьбе капитанши Гвоздиловой проявляется ее человечность, ее способность сострадать чужому горю. Она и сама безропотно выносит гнев мужа, предана ему, как мать она восторгается своим дурнем-сыном и не в состоянии понять все его ничтожество.

Вместе с тем в ее репликах, в разговоре с Софьей проявляются и черты находчивости, меткость суждений. В образе Бригадирши воплотилась горестная судьба многих подобных ей женщин.

Наименее убедительными оказались положительные персонажи комедии – Софья и Добролюбов. Это традиционные образы, выдержанные в рамках требований, предъявляемых поэтикой классицизма, и схематизм в их изображении отмечало большинство исследователей.

«Бригадир» - первая русская бытовая комедия, в которой жизненные ситуации, быт выведены на сцену. На сцене показана домашняя жизнь. В этом также заключалось новаторство Ф. как драматурга, разрушавшего каноны комедии классицизма.

Вместе с тем в комедии еще много традиционного, идущего от поэтики классицизма. Построение комедии довольно условно, фабула несложна. В исследовательской лит-ре отмечалось отсутствие в комедии главного героя и недостаточная оправданность названия комедии.

С традицией классицизма «Бригадира» связывает элемент морализации (открытая декларированность мыслей автора в устах положит. Героев и даже Иванушки, Бригадира), статичность, обязательные 5 актов, соблюдение единств: единства места, времени и в основном действия, от классицизма идет и поэтика имен. Однако главным в комедии является художественное новаторство Фонвизина-драматурга, которое проявилось в ярко выраженной реалистической тенденции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: