Происхождение государства и права

Государство явилось закономерным этапом в развитии чело­веческого общества и знаменует собой переход от естественного состояния общества к цивилизованной форме совместного про­живания людей. Государство является аппаратом управления общественными процессами. Оно призвано содействовать раз­витию общества, удовлетворению общественных потребностей. Наиболее важные общественные отношения регулируются го­сударством посредством права.

В истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. Человек современного кроманьонского типа появился около 40 тыс. лет назад, а первые государства возникли лишь 5—6 тыс. лет назад. Лежащая в основе догосударственного общества при­сваивающая экономика включала в себя охоту, собирательство, рыболовство. Человек использовал то, что давала ему природа.

В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разло­жение родовой общины. В условиях первобытного стада суще­ствовали весьма примитивные орудия труда (камни, палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. В позднем палеолите на смену первобытному человеческому стаду приходит родовой строй, основанный на кровном родстве, об­щей собственности и совместном ведении хозяйства. В процессе совершенствования орудий труда присваивающая экономика постепенно вытесняется производящей экономикой. В науке этот период называют «неолитической революцией». Именно тогда зародилось скотоводство и земледелие, появились ремесла. В усложнившемся домашнем хозяйстве господствующее поло­жение стали занимать женщины (матриархат).

С развитием скотоводства, плужного земледелия усиливает­ся значимость мужского труда и на смену матриархату прихо­дит патриархат, а на смену групповому — парный брак.

Складывается патриархальная семейная община, характер­ная для заключительной стадии родового строя. Источником власти являлась вся родовая община. Все важнейшие вопросы решались на общем собрании. Повседневное управление осуще­ствлял старейшина, избираемый всеми членами рода. Власть, построенная на началах первобытной демократии, опиралась на авторитет, обычаи, а также и на возможность жесткого при­нуждения, исходящего от всего рода (карательные органы от­сутствовали).

С переходом к производящей экономике усложнилась орга­низация производства, возникла потребность в новых управ­ленческих, организационных функциях. Общественное разде­ление труда, специализация и разделение функций заметно уве­личили производительность труда и способствовали нарастанию социального неравенства, отделению верхушки общества от ос­новной массы производителей и присвоению ими накапливае­мого прибавочного продукта. Наряду с такими общими законо­мерностями, как появление частной собственности, деление об­щества на классы, на процесс возникновения государства по­влияли:

- демографические факторы (переход от кочевого к оседло­му образу жизни, к моногамной семье);

- психологические факторы (природный страх человека, понимание необходимости создания органа управления, стоящего над обществом);

- антропологические факторы (стремление к коллективно­му совместному проживанию, несмотря на эгоизм и аг­рессивность человека);

В большинстве регионов Азии, Африки первые государства возникли в зонах поливного земледелия, что требовало прове­дения крупномасштабных ирригационных работ и вело к необ­ходимости единого централизованного руководства огром­ными массами людей. Здесь устойчивой оказалась социально-экономическая структура родового строя, земельная община, коллективная собственность. Общинники считались свободны­ми, но постепенно и земля, и жизнь всех подданных стали соб­ственностью государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом. Таким образом, в основе экономики лежала государственная форма собственности, а частная собственность имела второстепенное значение.

Образование государства на Западе происходило иначе, чем на Востоке. Разрушение родовой общины и переход к государ­ственной организации осуществлялись в результате имуществен­ного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. С точки зрения марксистской методологии считалось, что этот путь формирования государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако современ­ные исследования доказывают, что раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Древних Афинах и Риме. Таким образом, западный путь можно назвать не типичным, а уникальным, характерным лишь для вышеназванных государств.

Своеобразным был путь формирования государства у древ­них германцев и славян. Появление государства ускорилось за­воеванием ими владений Римской империи и неспособностью родоплеменного строя обеспечить управление на большой тер­ритории, вследствие чего возникла потребность создания госу­дарственных административно-территориальных структур.

Древнейшие государственные образования первоначально возникали как города-государства. Селение, в котором жили свободные общинники — земледельцы, превращается из родо­вой общины в соседскую. Оно выделяется в хозяйственный и религиозный центр — город. Этот центр с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится го­родом-государством.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством. Причины и условия возникновения права во многом аналогичны причинам, породившим государство, так как они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть, является средством осуществления политики конкретного государства, а государство устанавливает, применяет и гарантирует юридичес­кие нормы. В первобытном обществе отношения между людьми регулировались главным образом обычаями (мононормами). Они расценивались как данные свыше. Наиболее ценные из них, проверенные многими поколениями, были санкционированы го­сударством и стали источником права (обычным правом). В от­личие от мононорм, правовые нормы фиксируются в письмен­ных источниках, содержат четко сформированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты, исходящие от государства, и охраняются специальными органами государства.

Существует множество теорий, объясняющих происхожде­ние государства.

Теологическая теория. Государство рассматривалось как явление, дарованное людям «свыше». Проникнуть в тайну бо­жественного замысла, а следовательно, постичь природу госу­дарства с точки зрения авторов теории — А. Августина, Ф. Аквинского — невозможно, а потому следует лишь верить и безро­потно подчиняться правителям.

Патриархальная теория. Ее основателями считаются Пла­тон и Аристотель, которые считали, что возникновение госу­дарства есть результат разрастания патриархальной семьи, гла­ва которой становится монархом, являющимся отцом всех под­данных.

Теория общественного договора была разработана в тру­дах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Н. Радищева. Согласно этой теории, до появления государ­ства люди находились в «естественном состоянии», которое раз­ными авторами понималось по-разному. Для Руссо это означа­ло неограниченную личную свободу, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Ради мира и благополучия люди зак­лючают между собой договор о создании государства, добровольно передав ему часть своих прав. Суверенитет принадлежит наро­ду, а правители как уполномоченные народа обязаны отчиты­ваться перед ним и сменяться по его воле.

Органическая теория получила широкое распространение в трудах Г. Спенсера. Государство понимается как результат эволюции животного мира — это организм, отношения, между частями которого аналогичны отношениям между частями жи­вого существа. Социальная эволюция понимается лишь как разновидность эволюции биологической.

Теория насилия разрабатывается в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского. Причину происхождения государства они видели ввоенно-политических факторах — насилии, порабоще­нии одних племен другими. Для управления завоеванными тер­риториями нужен аппарат принуждения, которым и стало го­сударство.

Психологическая теория ( Н.М.Коркунов, Л. Петражицкий, 3. Фрейд). Сторонники этой доктрины обосновывают про­исхождение государства и права особыми свойствами челове­ческой психики: потребностью подчиняться, подражанием. Го­сударство понимается как продукт противоречий между силь­ными, активными личностями и пассивной массой, способной лишь подчиняться.

Материалистическая теория (классовая). Основными представителями этого учения являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Они связывают появление государства сестественны­ми процессами возникновения семьи, частной собственности, расколом на этой основе общества на классы и созданием эконо­мически господствующим классом государства, ставшего орга­ном насилия и подавления неимущих классов.

В настоящее время в отечественной науке доминирует многофакторный подход к первоначальному возникновению го­сударства. Этот процесс рассматривается как обусловленный различными причинами. Весьма трудно и едва ли возможно выделить ведущий фактор, детерминирующий процесс возник­новения государства. Существует определенное научное согла­сие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, демографические, экологические, психологические, военно-политические и дру­гие факторы. Многофакторный подход впонимании причин про­исхождения государства позволяет учитывать разнокачественность государства и вего дальнейшем развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: