Структура государства
Деятельность государства по осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. А они в свою очередь связаны с таким понятием, как структура, или механизм государства. Без него нет и государства. Механизм раскрывает материальную субстанцию государства как элементов различного свойства: регулирующих, охранительных, карательных и обосновывает сущность государства второго порядка.
Механизм государства — это система государственных институтов и организаций.
Сущность государства определяет его механизм. Это связь причины и следствия, опосредованная влиянием формы государства. Именно в механизме воплощается материальная сила власти. Государственный механизм существует в определенной форме, обеспечивающей реальность его силы.
Механизм государства испытывает влияние со стороны общества в лице его экономических и политических структур. Сюда же надо добавить цели, задачи и функции государства, всоответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.
|
|
Основными чертами механизма государства являются:
а) иерархическая соподчиненность друг с другом образующих его государственных образований;
б) наличие определенных полномочий укаждого государственного образования;
в) вооруженность организационными и материальными средствами.
Структуру, или механизм государства составляют государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственный аппарат — это совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями.
Государственные учреждения — это государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т. п.
Государственные предприятия представляют собой организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Центральное место в механизме государства принадлежит государственному аппарату. Он осуществляет государственную власть, и на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные, исторические факторы.
Структура государственного аппарата обычно представляется тремя основными блоками органов:
|
|
а) органы законодательной власти;
б) органы исполнительной власти;
в) судебные и правоохранительные органы.
Государственный орган — это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную материальную и принудительную силу государства.
Государственный орган формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции. Он выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности. Его организационная структура, компетенция, территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами являются юридически закрепленными. Государственный орган обычно наделен определенными материальными средствами и полномочиями государственно-властного характера, состоящими в праве издавать правовые акты и обеспечивать их реализацию.
Таким образом, государственный орган — это социальный институт, представляющий собой совокупность лиц, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. По своему содержанию государственный орган как институт — это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.
В условиях развитых демократических государств организация и деятельность государственных органов и всего государственного аппарата строятся в соответствии с принципами законности, подотчетности, сочетания коллегиальности и единоначалия, гласности и демократизма.
Все органы государства подразделяются на органы главы государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и правоохранительные органы.
Орган главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства.
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций.
Верховным законодательным органомгосударства является парламент. Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.
Органом исполнительной властиявляется правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т. д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.
Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором — двух или нескольких.
Судебные органы образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, транспортных и иных судов. Как правило, возглавляют эту систему верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
|
|
В аппарате каждого государства есть система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. В самом общем виде под правоохранительной деятельностью понимается функция государства и одновременно форма осуществления функций государства, содержание которых составляют охрана и защита от нарушений, контроль за соблюдением правовых предписаний всеми адресатами. При этом выделяется специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений и органы, ее осуществляющие, так как любой орган государства решает те или иные вопросы права путем издания и исполнения правовых актов.
В систему специализированных правоохранительных органов принято включать наряду с судами органы юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, внешней разведки, раскрытия и расследования преступлений, налоговой инспекции и адвокатуру.
Они имеют общие функции:
а) обеспечение безопасности личности, общества и государства;
б) защиты и охраны прав, свобод и законных интересов личности;
в) создание условий для осуществления личностью своих прав и обязанностей;
г) охраны и защиты политической, экономической, социальной и духовно-культурной основ общества.
Их отличают властные полномочия (кроме адвокатуры), правовая опосредованность и другие свойства. Именно через эти органы государство использует свое исключительное право применения насилия. И в то же время именно эти органы оказывают населению правовые услуги.