В истории политической мысли государство понималось и определялось различным образом. В современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.
Теологический подход рассматривает государство как богоустановленное явление. Этот подход безраздельно господствовал в средних веках.
Юридический подход к государству заключается в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации, как воплощение права и, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, оно должно в своих действиях быть связано с правом.
Классический подход рассматривает государство как совокупность трех элементов: власти, территории и населения, ибо государство действует на определенной территории, оно - орудие политической власти, власть его распространяется на все население.
Социологический подход представлен многими школами и течениями (марксистскими и немарксистскими). С точки зрения марксизма государство рассматривается как классовый институт, орган диктатуры определенного класса. Диктатура пролетариата, выполнив задачи преобразования общества, перерастает в общенародное государство, а оно в свою очередь заменяется безгосударственным коммунистическим самоуправлением.
|
|
Немарксистские социологические школы рассматривают государство в качестве арбитра в отношениях между социальными слоями, партиями, движениями.
Современный подход основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства. Сущность государства видится в его способности объединять все общество, является средством достижения социального согласия и компромисса. Следует отметить, что классовое и общесоциальное начала не исключают друг друга. Правящие классы выражают волю тех социальных сил, которые они представляют, асдругой стороны, современное государство привержено общечеловеческим идеалам и использует демократические средства управления обществом. Классовое и общесоциальное начала сочетаются в разных вариантах: вдемократическом государстве доминирует общесоциальное начало, втоталитарном государстве - классовое.
В современной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки.
К важнейшим, определяющим признакамгосударства принято относить:
1. Наличие публичной и политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государственная власть осуществляется органами, образующими государственный аппарат, который:
а) осуществляет управление обществом,
б) обладает властными полномочиями,
|
|
в) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты,
г) состоит из особого слоя людей, для которых работа в государственном органе является профессией.
Государство располагает специальными учреждениями - армией, судом, полицией, тюрьмами, которые обладают правом легального применения принуждения по отношению ктем, кто не подчинится предписаниям государственной власти.
2. Территориальная организация населения неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление и очерчивает пределы осуществления государственной власти.
3. Государственный суверенитет является одним из основных признаков государства. Он означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами.
4. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства означает исключительные полномочия государства осуществлять правотворчество. Только государство может установить правовой порядок в обществе и принуждать его к исполнению.
5. Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства. Это понятие включает в себя: налоги, обязательные платежи, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги — все это важнейшие источники доходов государства, необходимые для поддержания жизнедеятельности общества.
С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.
Научное познание государства обязательно предполагает рассмотрение его функций.
Функции государства - это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.Они вытекают из природы, из нужд самого общества и обретают характер государственных функций. Существенными признаками государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства. Важнейшими общесоциальными функциями государства являются обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан.
Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций, так как по сравнению с функциями государства они обладают относительно узким, локальным характером и распространяются не на всю деятельность государства, а лишь на отдельные его части.
Функции государства можно классифицировать по многим основаниям. Их подразделяют в зависимости от продолжительности действия на постоянные (действующие на всех этапах развития государства) и временные. По значению в общественной жизни функции можно подразделить на основные и неосновные, по формам их реализации — на правотворческие, правоохранительные, правоприменительные.
Наиболее распространенным является подразделение функций на внутренние и внешние.
Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. Они очень разнообразны ипрактически охватывают все сферы жизни общества игосударства: экономическую, социальную, политическую, экологическую и др.
Экономическая функция государства представляет собой выработку долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая и другие политики. Государство обеспечивает правовую базу в области государственного кредита, финансового субсидирования, налогообложения. В отношении особо важных отраслей экономики (энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика) государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или же основного держателя акций.
|
|
Политическая функция в современном демократическом государстве предполагает, прежде всего, обеспечение народовластия, формирование органов власти, реализацию волеизъявления народа в форме правотворчества, обеспечение государственного суверенитета, формирование условий для самоорганизации исамоуправления народа, формирование демократического гражданского общества, защиту конституционного строя. Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как она создает условия для эффективного выполнения других функций.
Социальная функция определяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здравоохранения, образования, культуры.
Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка означает деятельность государства, направленную на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В современном государстве особое внимание уделяется и правоохранительной деятельности, ибо ее эффективность — один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.
Экологическая или природоохранительная функция становится все более актуальной в условиях ухудшения экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной сферы.
|
|
Функция налогообложения и финансового контроля предполагает использование налогов в качестве инструмента экономической и социальной политики. С помощью налогов государство покрывает расходы на содержание государственного аппарата, перераспределяет доходы среди различных групп и слоев населения, обеспечивает развитие страны. Основной задачей финансового контроля является проверка финансовых обязательств перед государством, предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.
Внешние функции государства — это основные направления деятельности на международной арене. Это функции интеграции государства в мировую экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества, функции обороны страны, отвечающие требованиям национальной безопасности, функции поддержания мирового порядка, предотвращения войны, функции разоружения, сокращения химического и ядерного оружия, функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск взаимоприемлемых решений, проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человечества в целом.