double arrow

Трудовые споры и порядок их рассмотрения

Конституция Российской Федерации признает право каждого на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения.

Трудовой кодекс Российской Федерации рассматривает индиви­дуальный трудовой споркак неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных ус­ловий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индиви­дуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между ра­ботодателем и лицом, ранее состоящим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заклю­чить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодате­ля от заключения такого договора.

Прежде чем обратиться в орган по рассмотрению трудового спо­ра, стороны обычно принимают меры к урегулированию (согласова­нию) возникших разногласий. Стороны, между которыми возникли разногласия по применению норм Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, пытаются их урегулировать по взаимной договоренности.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами.

Распределение компетенции между КТС и судом таково, что за­щитой прав работника в трудовых отношениях в первую очередь за­нимается КТС. На суд возложена задача защиты самого права потрудовому договору и рассмотрение других трудовых споров после или вместо КТС или когда КТС отсутствует.




Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС установлен Трудовым кодексом Российской Федерации, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определя­ется как Трудовым кодексом Российской Федерации, так и положе­ниями гражданского процессуального законодательства.

Для отдельных категорий работников предусмотрены особенно­сти рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Так, государственные служащие вправе обратиться в соответст­вующие государственные органы или в суд для разрешения споров, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной ответственности государственного слу­жащего, увольнения с государственной службы и др.



Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обяза­тельным условием, без соблюдения которого работник не может об­ратиться в судебные органы. Работник может обратиться в суд, ми­нуя комиссию.

Инициаторами образования КТС выступают сами стороны тру­дового спора — работник и работодатель. На рассмотрение комис­сии трудовой спор поступает, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Течение сроков, с которыми закон связывает прекращение тру­довых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отно­шений.

КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в те­чение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявле­ние, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заяв­лению. Некоторые трудовые дела вообще не подлежат рассмотре­нию в КТС и рассматриваются в судах непосредственно.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

— работника — о восстановлении на работе независимо от осно­ваний прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о вы­плате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

— работодателя — о возмещении работником вреда, причинен­ного организации, если иное не предусмотрено федеральны­ми законами.

— об отказе в приеме на работу;

— лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;

— лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Истцом в суде считается работник, возбудивший трудовой спор в суде, а ответчиком — организация, оспаривающая требования ра­ботника, даже если дело поступило в суд по жалобе предприятия на решение КТС.

Организация выступает истцом в суде по трудовому спору лишь в случае предъявления ею к работнику иска о возмещении матери­ального ущерба, причиненного предприятию.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работник освобождается от уплаты пошлин и судебных расходов.

Коллективный трудовой спор —неурегулированные разногла­сия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и вы­полнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительно­го органа работников при принятии актов, содержащих нормы тру­дового права, в организациях.

Стороной коллективного спора признаются работники, а не их представительные органы. Органом, представляющим работников (при отсутствии в организации первичной профсоюзной организа­ции) в коллективном (трудовом) споре, может быть признан совет трудового коллектива, рабочий совет или другой орган, образован­ный работниками.

Важным этапом разрешения коллективного трудового спора яв­ляется максимальное использование примирительных процедур, призванных предотвратить назревающий конфликт. Примиритель­ные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием по­средника и (или) в трудовом арбитраже.

Процедура разрешения возможного трудового спора начинается с выдвижения требований работников и их представителей.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представитель­ным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников

Собрание работников считается правомочным, если на нем при­сутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей из­бранных делегатов.

Требования работников излагаются в письменной форме и на­правляются работодателю.

Требования профессиональных союзов и их объединений вы­двигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников. Работодатель сообщает о принятом ре­шении представительному органу работников организации.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе ук­лоняться от участия в примирительных процедурах.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от уча­стия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установлен­ного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглаше­ния в определенные сторонами сроки влечет наложение админист­ративного штрафа.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных проце­дур. Примирительная комиссия представляет собой временно дей­ствующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя и работников. Прими­рительная комиссия формируется из представителей сторон на рав­ноправной основе. В качестве представителей сторон могут высту­пать работники, как состоящие, так и не состоящие в штате органи­зации.

Решение примирительной комиссии принимается по соглаше­нию сторон, оформляется протоколом, подписывается представите­лями сторон и членами примирительной комиссии, имеет для сто­рон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.

Члены примирительной комиссии на время участия в разреше­нии коллективного трудового спора освобождаются от основной ра­боты с сохранением среднего заработка на срок не более трех меся­цев в течение года.

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при не достижении ими согла­сия в примирительной комиссии. Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулиро­ванию коллективных трудовых споров, так и по ее рекомендации

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой по урегули­рованию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех ра­бочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного тру­дового спора примирительной комиссией или посредником.

Трудовые арбитры имеют право:

— запрашивать и получать от сторон необходимые документы по существу коллективного трудового спора;

— приглашать на заседания специалистов, компетентных в во­просах данного коллективного трудового спора;

— требовать от представителей сторон доведения решений тру­дового арбитра до сведения трудового коллектива;

— предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисципли­нарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномо­чившего их на представительство органа.

Соглашение в ходе коллективного трудового спора может быть заключено сторонами на любом этапе переговоров. Это может быть соглашение по результатам работы примирительной комиссии, со­глашение с участием посредника или соглашение о выполнении ре­комендаций трудового арбитража.

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обяза­тельную силу. Контроль за его использованием осуществляется сто­ронами коллективного трудового спора.

Невыполнение работодателем или его представителем обяза­тельств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа. Админи­стративная ответственность в отношении другой стороны — работ­ников или их представителей — в данном случае не установлена.






Сейчас читают про: