«Транспортирующие машины с тяговым органом»
Ленточные транспортёры.
Ленточные транспортёры используют для перемещения сыпучего, кускового и штучного груза в горизонтальном направлении или под определенным наклоном до 400 вверх или вниз, также встречаются ленточные транспортёры для вертикального перемещения грузов.
Ленточный транспортер, как правило, состоит из следующих основных конструктивных элементов (рис.1): бесконечная лента 1 охватывает ведомый 2 и ведущий 3 барабаны.
Для предотвращения провисания ленты и изменения направления её движения используют соответственно опорные 9 и поворотные 10 ролики. В некоторых конструкциях вместо опорных роликов используются настилы в виде прямоугольных лотков из дерева или стали (листового железа).
Перемещение ленты с грузом осуществляется счет силы трения между лентой и ведущим барабаном.
Привод барабана осуществляется от электродвигателя 4 через механическую передачу 5. В качестве механической передачи используют ременные, цепные или зубчатые передачи. На рисунке представлена зубчатая передача – редуктор.
Перечисленные выше элементы (ведущий барабан, механическая передача, электродвигатель) называются – приводной станцией.
Рисунок 1 – Ленточный транспортёр.
Для обеспечения достаточной силы трения между ведущим барабаном и лентой (для предотвращения проскальзывания) осуществляют натяжение ленты с определенной силой. Для этих целей используется натяжная станция. В ее состав, как правило, входит ведомый барабан, который устанавливается с возможностью перемещения, и натяжной механизм. Для натяжения ленты применяют винтовые, пружинные, грузовые и зубчато-реечные механизмы На рис.1 представлен грузовой натяжной механизм 6.
Загрузка сыпучего груза осуществляется с помощью специального загрузочного бункера 7 либо аналогичным транспортером, а разгрузка путем сбрасывания груза в конце транспортера.
При необходимости разгрузки транспортера в любой точке по длине устанавливают специальные разгрузочные устройства плужкового типа 8 или разгрузочные станции. При перемещении штучного груза загрузочно-разгрузочные операции производят в ручную или специальными механизмами.
Основным рабочим органом, несущим и тяговым, является лента. Для перемещения груза в горизонтальной плоскости или под наклоном до 200 используется гладкая лента.
Максимально возможный угол наклона транспортёра выбирается из условия:
где, ψ – угол трения груза по ленте;
β – угол наклона транспортера.
Угол трения груза по ленте определяется по формуле:
где, fтр – коэффициент трения груза по ленте (для каждого вида груза принимается по справочным данным в зависимости от материала ленты).
На практике для обеспечения надёжного транспортирования грузов наклон транспортера принимают из условия:
Для перемещения грузов под большим углом до 400 используют специальные ленты с рифлёной поверхностью или с поперечными перегородками.
В зависимости от рода перемещаемого груза, температуры и влажности среды используются следующие виды лент:
1. Хлопчатобумажные и ленты из синтетических материалов. Используют в сухой среде с температурой не выше 450.
2. Прорезиненные ленты. Эти ленты нашли наибольшее распространение и их можно применять при повышенной температуре и влажности.
3. Для перемещения грузов в горячей среде с температурой до 3000С используют стальные ленты, из нержавеющей стали или ленты в виде проволочной сетки.
Для поддержания ленты, как говорилось раньше, используют роликовые опоры или настилы (рис.2).
При транспортировании сыпучего материала, для предотвращения его ссыпания, верхняя рабочая ветвь поддерживается с помощью двухроликовой опоры при ширине ленты до 400мм. При ширине ленты от 400 до 1400мм трехроликовые опоры. При ширине ленты более 1400мм используют четырех-, пяти- и семироликовые опоры. В некоторых случаях используют желобообразные гибкие опоры на тросах или капроновом шнуре.
Для поддержания нижней холостой ветви и рабочей ветви при транспортировании штучного груза используются однороликовые опоры.
Рисунок 2 – Виды опор
Расчёт производительности ленточного транспортёра.
Производительностью машин непрерывного транспортирования называют количество груза перемещаемого в единицу времени.
Если принять, что груз по длине транспортера распределен равномерно, то производительность ленточного транспортёра можно определить по формуле:
(кг/ч)
где, q – среднее количество груза на 1м длины ленты транспортёра, кг/м (погонная нагрузка);
v – скорость перемещения ленты, м/сек;
3600 – коэффициент перевода секунд в часы.
Погонную нагрузку можно найти следующим образом. Масса груза на произвольном участке длинной L равна (рис.3):
где, V – объём груза, м3;
γ – объёмная масса груза, кг/м3 (это масса груза приходящаяся на единицу объёма);
F – площадь поперечного сечения груза, м2.
Тогда на 1м длины транспортера количество груза равно:
(кг/м)
Рисунок 3 – Схема к определению погонной нагрузки при транспортировании сыпучих грузов
Соответственно производительность транспортера равна:
(кг/ч)
Данная формула справедлива для горизонтального транспортера. Если транспортер установлен под наклонном, то высота слоя груза будет меньше из-за его осыпания (рис. 4). Поэтому вводится поправочный коэффициент:
(кг/ч)
где, К – коэффициент учитывающий уменьшение площади поперечного сечения груза в результате его осыпания.
Рисунок 4 – Схема осыпания груз при движении ленты под наклоном
В зависимости от угла наклона транспортёра коэффициент принимают равным К=1..0,85.
Для штучных грузов погонная нагрузка равна (рис.5):
(кг/м)
где, G – масса груза, кг;
N – количество груза на 1м длины транспортёра (при равномерном распределении груза ), шт;
а – шаг груза, м.
Рисунок 5 – Схема к определению погонной нагрузки при транспортировании штучных грузов
Производительность ленточного транспортёра при перемещении штучных грузов равна:
(кг/ч)