Ковшовые элеваторы (нории)

Нория (рис.7)состоит и собирается из нескольких частей. Нижняя часть (где загружается сырьё) называют башмаком 1, верхняя часть (где происходит разгрузка) называют головкой нории 2. Башмак и головка нории соединены между собой средней частью 3 – норийными трубами.

Башмак состоит из сварного кожуха, в котором расположении натяжной барабан, вал которого может перемещаться в вертикальном направлении, и натяжного устройства. Для натяжения используют винтовые и грузовые механизмы.

Подача груза осуществляется через приёмные носки 4. Приёмные носки бывают низкими с углом наклона дна 450 и высокие – 600. Низкие носки используют при транспортировании хорошо сыпучих грузов и могут быть установлены походу вращения барабана или против хода. Высокие носки устанавливают при транспортировке плохосыпучих грузов против вращения барабана.

 
 

Рисунок 7 – Ковшовый элеватор (нория)

Головка нории служит для установки приводного барабана, механической передачи (как правило, в виде редуктора) и электродвигателя. На валу приводного барабана устанавливают останов – тормозное устройство, предотвращающее движение ленты в обратном направлении под действием силы тяжести заполненных грузом ковшей при отключении электродвигателя. В качестве остановов используют храповые, роликовые остановы или электромагнитные тормоза.

В головке нории имеется разгрузочный патрубок 5, в который поступает груз из ковшей. Разгрузка ковшей может осуществляться тремя способами в зависимости от диаметра барабана и скорости ленты:

1. Центробежная разгрузка - груз высыпается под действием центробежной силы, вдоль наружной кромки ковша (в быстроходных нориях).

2. Самотёчная разгрузка - груз высыпается под действием силы тяжести, вдоль внутренней кромки ковша (в тихоходных нориях).

3. Смешанная разгрузка – под действием центробежной силы и силы тяжести.

На частицу находящуюся в ковше (рис. 8) действует центробежная сила и сила тяжести G=mg. В результате на частицу действует равнодействующая сила F которая изменяется по величине и направлению в зависимости от положения ковша. Однако если продлять вектор силы, в любом положении ковша, до пересечения с вертикалью проходящей через центр барабана, то получим одну и туже точку А – называемую полюсом, а расстояние от цента барабана до полюса называют полюсным расстоянием h.

 
 

Рисунок 8 – Схема к определению полюсного расстояния

При h>R – гравитационная разгрузка (Pц<G), при линейной скорости 0,4…1м/сек.

При h=R – смешанная разгрузка (Pц=G), при линейной скорости 1…2м/сек.

При h<R – центробежная разгрузка (Pц>G), при линейной скорости 2…4м/сек.

Величина полюсного расстояния определяется следующим образом. Из подобия заштрихованных треугольников можно записать следующее выражение:

Тогда:

Линейная скорость частицы при движении по окружности равна:

где, n – частота вращения барабана, об/мин.

Подставив выражение скорости, получим значение полюсного расстояния:

Зная частоту вращения барабана можно определить полюсное расстояние и определить способ разгрузки.

Грузонесущими элементами норий являются ковши. Они предназначены для захвата, подъёма и выгрузки продукта. Ковши бывают стальными, литыми из чугуна, пластиковыми и резиновыми.

В зависимости от расположения ковшей на тяговом органе нории бывают (рис.11):

1. С расставленными ковшами, года h<t, где t – шаг ковшей.

Используют в быстроходных нориях с глубокими и мелкими

ковшами.

2. С сомкнутыми ковшами, при h=t. Применяют в тихоходных

нориях с сомкнутыми ковшами.

 
 

Рисунок 11 – Схема расположения ковшей

Расчёт производительности элеваторов.

Погонная нагрузка нории равна:

(кг/м)

где, zK – количество ковшей на 1м тягового органа (), м-1;

t – шаг ковшей, м;

i – паспортная вместимость ковша, м3;

γ – объёмная масса груза, кг/м3;

ψ – коэффициент заполнения ковшей (отношений действительного объёма груза к паспортной вместимости ковша).

Тогда производительность нории можно определить по формуле:

(кг/ч)

Производительность полочных и люлечных элеваторов, перемещающих груз отдельными партиями, определяется по формуле:

(кг/ч)

где, G – масса груза на одной полке или люльке, кг;

а – расстояние между полками (люльками) – шаг, м;

v – скорость тягового органа, м/сек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: