double arrow

Раннехристианское иск


Искусство эллинизма

IV-I века до нашей эры

Распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию. Греческое искусство этого времени обогащает ся некоторыми идеями и темами восточного искусства. Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: величественных царей, смелых воинов, мудрых философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа (начало II в. до н. э., Музей античной скульптуры, Мюнхен).

В то же время эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей — новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран Востока. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н. э., Лувр, Париж).

В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 г. до н. э. был сооружен алтарь Зевса — огромный мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков, увенчанный колоннадой и украшенный большим рельефным фризом.

Храм Геры в Пестуме. 2-я четверть V в. до н. э.

Мирон. Дискобол. Середина V в. до н. э. Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Национальный музей. Рим

Поликлет. Дорифор

Лисипп. Апоксиомен. 2-я половина IV в. до н. э.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом.

Афродита (Венера) Милосская

Раннехристианское искусство испытало сильное влияние архитектуры и искусства Древнего Рима: создатели христианского искусства переняли и римский архитектурный тип - базилику, модифицировали некоторые иконографические изображения и мотивы (добрый пастух, философ, ангел, рыбы, виноград и др.).

подземные христианские кладбища II—IV вв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины (их стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб). Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения — кубикулы. Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии.

В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, Христос уподобляется пастырю, а его ученики — пастве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигура юноши-пастуха с ягненком на плече —добрый пастырь, наиболее распространенное в раннехристианском искусстве олицетворение Христа. Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души. Душа усопшего изображалась в виде оранты — женщины в молитвенной позе с воздетыми руками.

Фигуры еще объемны, как в поздней античности, но в орантах, например, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, тело исчезает под хитоном, главное внимание обращается на лицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение вещественности

Архитектура

С появлением христианства появилась и новая архитектурная традиция. У христиан первыми сооружениями стали катакомбы , представляющие собой подземные помещения и галереи, которые прокладывали могильщики фоссары. Располагались они пределами городов в виде сложного разветвления улиц-коридоров, которые тянуулись на большие расстояния. Первые христиане в катакомбах погребали своих единоверцев и там же молились и совершали поминовение. Ходы-галереи под землей обладали обычно метровой шириной и достигали 3–4 м в высоту.

В некоторых случаях галереи размещались друг над другом в несколько ярусов и они окружали Рим сплошным кольцом. После того, как христианство в 313 г. было признано государственной религией, начинается строительство христианских храмов, называемых базилики. Их назначение и форма перешли от более ранних античных базилик, которые являлись судебными и административными зданиями империи.

Форма раннехристианских базилик была прямоугольной. Внутри их пространство разделялось на три или пять нефов. Там где находился алтарь, нефы связывались поперечной галереей. Расположение самого алтаря было в апсиде (полукруглая ниша). Перед базиликой был широкий прямоугольный двор. По конструкции базилика была достаточно проста ( пример Санта-Мария Маджоре), а в строительстве использовался камень в сочетании с деревом.

Древнеримская монумент. живопись.

Такой вид живописи называется монументальной. Любой вид живописи на стенах архитектурных сооружений и других стационарных основаниях называется монументальной. Монументальная живопись самая древняя (росписи в пещерах, например).

Основные техники монументальной живописи это:

Фреска

Мозаика

Витраж.

В 79 году до н.э. город был разрушен и засыпан пеплом при извержении вулкана Везувия (этой катастрофе посвящена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»).

В середине XVIII века археологи начали проводить раскопки в Помпеях, и их глазам предстали улицы, площади, дома с внутренними двориками, уцелевшие под слоем пепла. Стены домов были украшены фресками, а полы - мозаикой.


Сейчас читают про: