Адские местопребывания

Под континентом Джамбудвипа находятся восемь адов, расположенных этажами. Самый глубокий – великий ад Авичи (“Без избавления”), над ним последовательно – Пратапана, Тапана, Махараурава, Раурава, Сангхата, Каласутра и Санджива.

Эти адские местопребывания заполнены существами, избывающими кармические следствия своих ужасных деяний. Следует, однако, помнить, что адские жители не тождественны христианским грешникам. Речь идёт о типологическом классе живых существ, называемых нарака. Это несчастная форма существования, а не вид наказания, поскольку нет творящего суд и наказывающего субъекта. Рождение в аду – результат функционирования причинно-следственной закономерности. Нарака объявляется в соответствующем аду, падая туда вниз головой; он не проходит стадий возрастного развития и не имеет возможности для какой-либо индивидуальной активности. В великом аду Авичи страдание непрерывно, тогда как в других адах бывают паузы. Однако в других семи адах также нет никаких приятных ощущений.

Основные восемь адов имеют по четыре стороны и по четверо ворот. Ады разделены на множество частей и окружены железной стеной; их своды также из железа. Адская твердь – это пылающее и искрящееся раскалённое железо.

Основные ады сопровождаются дополнительными, которых у каждого ада шестнадцать. Эти дополнительные ады располагаются по четыре у каждых ворот основных адов.

В аду Кукула (“Горящие угли”) нарака пребывают по колено в горящих углях, их плоть подвергается ожогам до полного обугливания. Когда же нарака приподнимает ногу из углей, плоть снова возрождается.

Кунапа – это Грязь, море нечистот, кишащее клюворотыми червями, головы которых черны, а тела белы. Своим иглообразным ртом эти черви язвят плоть нарака до костей.

Кшурамарга – Великий путь, сплошь утыканный острыми лезвиями. Когда нарака вступает на этот путь, его плоть рассекается, затем срастается и рассекается вновь.

Асипаттравана – Лес, в котором деревья имеют вместо листьев мечи. Опадая, эти листья рассекают тела нарака, а собаки Шьямашабала пожирают рассечённую плоть.

Аяхшалмаливана – Лес железных деревьев шалмали, покрытых острыми шипами в 16 пальцев длиной. Нарака принуждены то взбираться на эти деревья, то спускаться с них. В этом лесу есть ещё и вороны с железными клювами, которые выклёвывают несчастным глаза.

Вайтарани – река, наполненная кипящей солёной водой; брода в этой реке нет. На её берегах несут стражу воины с мечами, копьями и палицами; они не дают нарака выбраться на сушу.

Нарака первоначально попадают в один из основных адов. Выходя через любые из четырёх ворот, они оказываются в каком-либо дополнительном аду.

Буддисты много дискутировали о том, считать ли хранителей ада живыми существами. Ранние хинаянисты считали, что это некие “роботы”, действие которых объясняется совокупной энергией живых существ. Действия хранителей ада они уподобляли движению первоначальных ветров, которые обусловливают космогонический процесс. Ашвагхоша полагал, что это – живые существа, ракшасы Ямы, те, кто испытывает удовольствие от чужих страданий. Они бросают нарака в различные ады по воле царя претов Ямы. Васубандху утверждал, что ракшасы Ямы – это тоже нарака. Тела этих ракшасов состоят из специфических элементов, неподвластных огню. Ракшасами Ямы рождаются в результате приверженности садистским действиям в прошлых рождениях. Но поскольку в адах они продолжают мучить живые существа, их карма реализуется немедленно и они сами страдают в тех же адских местопребываниях, подвергаясь действию адского пламени, но не сгорая в нём.

Теперь нам следует сказать несколько слов о том, кто такой Яма. В буддийской мифологии это – бог смерти. После своей земной кончины существа предстают перед Ямой, который решает, заслуживают ли они рая или ада. Во многих буддийских текстах говорится о нескольких Ямах. В Ваджраяне Яма перечисляется среди главных дхармапал – божественных защитников буддийского учения. В подчинении Ямы находятся голодные духи прета. У них огромное чрево и очень маленький рот, размерами с игольное ушко, поэтому они всегда голодны. К рождению в виде прета ведут алчность, скупость и чревоугодие. Среди прета есть такие, кто обладает сверхъестественными способностями и потому обретает божественную славу.

В Тибете существует замечательная легенда. Некогда был отшельник, который жил в пещере и предавался там глубокой медитации. Через пятьдесят лет созерцания он должен был уйти в нирвану. Однажды ночью, когда прошло 49 лет, 11 месяцев и 29 дней, в его пещеру вошли два разбойника с украденным быком. Быка они тут же убили, отрубив ему голову. Когда разбойники увидели аскета, они решили убить его как свидетеля их преступления. Отшельник умолял их пощадить его жизнь, уверяя, что он скоро уйдёт в нирвану; если же они убьют его, он потеряет 50 лет совершенствования. Однако разбойники не поверили и отрубили ему голову. Тогда тело отшельника приняло страшные формы адского царя Ямы. Взяв бычью голову, он посадил её себе на шею. Затем он убил обоих разбойников и выпил их кровь из их черепов. В своей ярости он намеревался истребить всех тибетцев. Тибетцы взмолились бодхисаттве Манджушри, который, приняв устрашающие формы, победил Яму и изгнал его в ад.

Восемь великих адов, о которых мы говорили, называются горячими. Существует ещё восемь холодных адских местопребываний: Арбуда, Нирарбуда, Агата, Хахава, Хухува, Утпала, Падма и Махападма. Названия холодных адов соответствуют изменениям тел и звукам, издаваемым нарака под действием холода. Они также расположены под Джамбудвипой, на одном уровне с горячими адами. Кроме того, есть ещё локальные ады, которые располагаются не только в толще материка, но и на его поверхности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: