Общая характеристика мусульманского права

Основы культа.

Основа вероучения.

1. Вера в Аллаха - единого и всемогущего.

2. Вера в демонов и ангелов.

3. Вера в святость Корана.

4. Вера в пророков и посланничество Мухаммада.

5. Вера в ад и рай.

6. Вера в божественное предопределение (каждое событие предопределенно Богом и вписано в книгу вечности до сотворения мира и что судьба и час смерти каждого человека неизменны и определены заранее).

1. Исповедание веры.

2. Молитва - обязательно 5 раз в день (перед восходом, в полдень, перед заходом солнца и наступлением сумерек, между сумерками и наступлением ночи). Обязательное омовение перед молитвой. При молитве человек должен быть обращен в сторону Мекки. Мусульманин должен стать на колени и совершить земной поклон.

3. Пост. Каждый год во время месяца Рамазан. В течении 30 дней обязаны постится от восхода до захода солнца не принимать пищи, отказаться от чувственного удовольствия и наслаждения. Дневное время должно быть посвящено работе, молитве, благочестивым размышлениям.

4. Милостыня (закят) - это налог на все виды состояний. Он составляет определенный минимум взимается раз в год.

5. Хадж. Паломничество в Мекку.


Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (священных мусульманских преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права". Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате четырех видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

1. Обязательные,

2. Рекомендуемые,

3. Дозволенные,

4. Запрещенные и подлежащие наказанию. Одежда мусульман разнообразна.

Они предпочитают одеваться скромно и считают откровенные и вызывающие одежды лакомой приманкой для низких инстинктов, ибо, по их мнению, такая одежда поощряет мужчин взирать на женщин как «на объект сексуальных желаний», а не как на равных и независимых членов общества. Они хотят, чтобы мужчины обращали внимание прежде всего свое внимание не на плоть, а на ум и нрав женщины.

«Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой ислама служит скромность» (Ибн Маджа).

Мусульманские женщины могут носить любой тип одежды, памятуя о том, что одеяния не должны привлекать излишнего внимания со стороны, будучи либо слишком обтягивающими и короткими, либо слишком открытыми и прозрачными.

Особых правил относительно мужской одежды немного. Некоторые из них регулируют особый стиль паломнической одежды икрам и предписывает определенные требования к одежде, допустимой в мечети. Во время молитвы даже в самых примитивных условиях мужчины должны, по меньшей мере, прикрыть чресла.

Мужчинам не позволяется носить одежды, сделанные из шелка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Им не следует носить никаких иных украшений, кроме обручального кольца, которое должно быть серебряным, а не золотым. Пища

В исламе пища является либо халал, либо харам. Та, что халал, дозволена, а та, что харам, - запретна.

Аллах сотворил эту Землю и плоды ее во благо человечества, установив, однако, некоторые ограничения в использовании их.

«Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо и то, над чем, при заколении, призывался кто-либо другой, а не Бог».


Свинина. Во - первых, мусульманину не следует есть мясо свинины или любой другой продукт, содержащий свинину. На Востоке свинья считается не чистым животным, и справедливо, ибо склонна она к поеданию нечистот. Они полагают, что свинина - источник всех болезней и аллергий, и, возможно, они правы, ибо за последнее время зарегистрировано довольно большое количество заболеваний, связанных с употреблением свинины. На Востоке, к примеру, свиное мясо часто бывает заражено различными гельминтами, и употребление такого мяса в пищу приводит к поистине к ужасным заболеваниям.

Мясо других животных и иная пища. Мясо других животных, таких, например, как корова, овца и коза, разрешено для мусульман, учитывая, конечно, что животное было забито методом халал, состоящим в перерезывании очень острым ножом яремной вены и сопровождающимся чтением молитвы. Произнесение имени Бога служит ритуалом привлечения внимания к тому факту, что жизнь животного не забирается бессмысленно, а для употребления в пищу и с позволения Аллаха.

Мусульмане полагают, что перерезание глотки - самый гуманный метод забоя животного, к тому же весьма благодатно сказывающийся на качестве получаемого мяса. По их утверждению, в животных, которые забиты, например, электрошоком, накапливается и сворачивается кровь, в то время как перерезание яремной вены вызывает у животного мгновенную потерю сознания и благоприятствует свободному стоку крови. Кровь забитого животного должна полностью истечь.

Мусульманам запрещено употреблять в пищу мясо умерших, задушенных, забитых палками и убитых хищниками животных. Также запретно (харам) мясо хищных птиц, животных с клыками и когтями, грызунов, рептилий и насекомых, за исключением саранчи.

Что касается другой пищи, например, рыбы, овощей, фруктов, зерновых и корнеплодов, то все это для мусульман разрешено. Но мусульманам все же следует обращать внимание на состав некоторых продуктов, т.к. бисквиты, например, пирожные, мороженое и суповые концентраты могут содержать в себе животный жир или желатин. Помимо растительного, желатин бывает и животного происхождения и делается главным образом из шкур различных животных, в том числе и свиньи; он входит ь состав многих сладостей, кремов, наполнителей, конфет и фабричный йогуртов.

Различные течения в мусульманстве.

Хотя ислам, в какой- то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. Шиизм

Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением шиизма («шия» по-арабски - партия, секта). Считают, что в шиитском движении появилось недовольство и борьба персов против завоевателей -арабов, т. е. Что


это была своего рода религиозная оболочка национального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер, шиизм принял не сразу, а лишь в последствии. Началось дело ~ внутренней борьбы среди арабов -с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф - Али был кровным родственником пророка - его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности прежних халифов, так как они были не из рода пророка, а были «избраны» религиозной общиной, т. е. попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но его последователи укрепились в Иране и в Ираке, и там шиизм широко распространился как выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая сою религиозную преданность памяти мучеников.

Главная черта шиизма - вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда - имамами - могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее 11 законных имамов - потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель - махди. Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VI веке), распространенная отныне в районах Афганистана, Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно воплощается «мировая душа». Эти имамы образуют наследственную династию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов демократическая секта, члены которой преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, установили общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.

От того же исмаилизма отделилась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против не мусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последоватнлей халифа Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).


Суфизм

«Ступай и очисти покой своего сердца. Сделай их обиталищем Возлюбленного. Когда ты покинешь их, Он войдет в них. В тебе, опустевшем от себя, Он выкажет всю свою красоту» (Шаистари).

Суфизм, или тасаввуф, - это исламский мистицизм. Как движение суфизм возник в ответ на укоренившееся в исламе бесплодное доктринерство. Однако он всегда играл фундаментальную роль в религиозном опыте мусульман, которые подобно Пророку, посвятили себя пожизненной молитве и пребыванию близ Господа. И хотя многие мусульмане-несуфии относятся к этому движению с подозрением, все же его нельзя отделить от ислама, ибо в основ его лежит «пробуждение сердца» посредством искреннего смирения и поклонения.

Некоторые мусульмане считают суфизм наиболее важным аспектом ислама, тогда как другие, не доверяющие эмоциональной и интуитивной стороне религиозного опыта (явно грешащего избытком разного рода самотерзания и самоосуждения, относят его к второстепенным, побочным явлениям. Все зависит от того, какой тип личности являет собой тот или иной мусульманин. Те, кто понял и осознал ценность суфизма, называют его сердцем или духом ислама; однако мусульмане, основывающие свою веру на послушании и последовательном выполнении всех обрядов ислама и страшащиеся всяческих нововведений, посматривают на суфизм с большой подозрительностью.

Слово «Суфи» произошло, вероятно, от арабского слова «суф», что означает «шерсть». По всей видимости, этим словом стали называть отшельников, облачены в простые одеяния из некрашеной шерсти.

Суфии преследуют многие цели. Основные из них:

1. Отвержение мирских желаний, богатства и роскоши;

2. Поиски внутренней духовной жизни;

3. «Очищение сердца» и достижение единения с Богом в результате

4.Непосредственного эмоционального переживания; искоренение

человеческого сознания и полное растворение в сознании Бога; преодоление желаний и страстей самолюбивой человеческой плоти.

Али сказал:

«Аскетизм не в том, чтобы вам ничего не владеть, но в том, чтобы ничто не владело вами».

Значимость суфизма Многие считают, что суфизм спас ислам от излишнего влияния «доктринерства», ибо всегда существует искушение, особенно для мусульман, не обремененных глубокими знаниями, свести ислам к простейшему соблюдению правил и обрядов, полагая, что этого вполне хватит для спасения души. Суфии боролись за сохранение в жизненной целостности заповедей Пророка и Божественной любви. Смиренность, искренность и богобоязненность характера и поведения суфиев глубоко запечатлевались в сердцах тех, кому доводилось с ними встречаться.

Как бы то ни было, суфиев часто не понимали и так же часто преследовали. Вследствие этого они иногда уходили в подполье, стараясь обрести безопасное убежище, чтобы продолжить свое духовное подвижничество скрытно и тайно,


боясь навлечь на себя гнев либо со стороны правителя-тирана, либо со стороны какого-нибудь властного богослова, опасавшегося утратить авторитет и общественно положение из-за общенародной популярности суфиев.

Суфии были и остаются борцами против: гатериализма и продолжают играть важнейшую роль в предупреждении схоластической обрядности, грозящей захватить умму и вытеснить из нее живой дух любви и сострадания.

Их влияние на мусульманские нации продолжает оставаться огромным, и достаточно трудно найти среди правителей суннитских мусульман такого, который не принадлежал бы к тому или иному суфийскому ордену. Суннизм

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII - IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали «справедливость» Бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной Богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (коней IX века) реакционное фанаатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, «несотворенности» Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII - IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы, (по именам их основателей):

- ханиоитов

- шафинитов

- маликитов

- ханбалитов

Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех школ нет.

Ваххабитизм

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама., строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному Богу. После жестокой


борьбы с противниками ваххабиты к началу XX века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

Бабистское движение

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище «Баб», «врата» в смысле посредника между людьми и богом). Движение и получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Ваб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущим; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и др. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение; в этом, может быть, и сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: