Приемы ведения речи

Правило усиления воздействия заключается в таком расположении материала, при котором интерес слушателей постоянно нарастает. Самые сильные доводы используются в конце главной части.

Методы изложения материала

На структуру выступления влияют избираемые оратором методы изложения материала:

Анализ – логический метод, при котором сущность понятия раскрывается путем расчленения понятия.

Синтез – логический метод, предполагающий соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа.

Индукция – логическое умозаключение, состоящее в обобщении частных случаев и получении общего вывода. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедукция – логическое умозаключение от общего к частным выводам. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Аналогия – сопоставление различных фактов, событий, явлений. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это помогает восприятию основных идей, лучшему пониманию материала, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический – расположение материала вокруг главной темы, рассмотрение данного явления со всех сторон. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый – последовательное изложение одного вопроса за другим, материал очередного вопроса базируется на предыдущем. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Хронологический – изложение материала в хронологической последовательности, рассмотрение процесса или явления в его становлении, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течение времени.

На практике в одном и том же выступлении используются различные методы изложения материала – это позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Заботясь о лучшем восприятии выступления, оратору необходимо соблюдать также такие правила композиции, как усиление воздействия и экономия средств.

Правило экономии состоит в достижении цели выступления наиболее рациональным способом – с минимальной затратой времени и речевых средств. Количественное ограничение материала связано не только с регламентом выступления, но и с возможностями человеческой памяти. Как показывают исследования психологов, главная часть выступления может включать в себя не более 7 крупных смысловых частей.

Продумывая структуру своей речи, оратор должен помнить о различных приемах ведения речи, использование которых позволит поддерживать внимание аудитории:

обзор, информация, пересказ, рассказ, характеристика, обоснование, цитирование, пример. У этих композиционных приемов – различные манеры и темп речи, ее стилистическая и эмоциональная окраска, характер связи с аудиторией. Особенно эффективны приемы ведения речи, способствующие непосредственному взаимодействию со слушателями: обращение к аудитории, прямые и риторические вопросы, вопросно-ответный ход, при котором оратор задает вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, т.к. он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы. Диалогизация выступления способствует его успеху. Элементы диалога при этом могут использоваться не только в виде вопросительных предложений или вопросно-ответного единства, но и в имитации диалога с воображаемым оппонентом. Говорящий в ходе выступления встает на точку зрения предполагаемого оппонента, и часть текста строится с чужой точки зрения, а затем оратор либо присоединяется к ней и уточняет ее, либо опровергает.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение – логическое завершение речи. В процессе восприятия ораторской речи действует «закон края»: лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении полезно суммировать все казанное и сделать вывод, подчеркнуть актуальность и перспективность рассмотренной темы и в результате усилить убедительное или побудительное воздействие выступления. При повторяющихся встречах с аудиторией (лекциях, уроках, теле- и радиопередачах) можно назвать тему следующего выступления и наметить пути развития изложенных идей. Традиционная фраза завершения речи «Благодарю за внимание!» Заключение занимает примерно 5% времени выступления.

Самые распространенные недочеты композиции – это перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов, отсутствие вступления или заключения либо их чрезмерная затянутость, использование лишь одного – двух приемов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: