Партнерство — важный элемент корпоративной культуры, означающий признание взаимозависимости интересов и прав работников на основе доверия, открытости, взаимопомощи, необходимое условие эффективного управления человеческими ресурсами. Программа развития внутрифирменного партнерства должна основываться на формировании таких корпоративных ценностей, как солидарность, лояльность, заинтересованность, сопричастность, и реализовываться в вовлечении всех работников в дела организации, расширении самоуправления и коллективных форм трудовой деятельности, создании атмосферы социального мира.
Опыт подтверждает, что механизм партнерства помогает обеспечить взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, повышении конкурентоспособности производства, социальном благополучии и укреплении демократии; росте трудовой и социальной активности, оздоровлении процесса конкуренции; улучшении условий труда и жизни; смягчении остроты социальных конфликтов, переводе забастовочных ультиматумов в конструктивные предложения.
По мнению И. К. Макаровой, для развития партнерства необходимо соблюдение следующих принципов.
• Групповая оценка задачи: различие профессиональных и социальных ролей сотрудников, их возраст, пол, национальность, образование, темперамент не станут причинами неконструктивных взаимоотношений, если есть общая цель, идея, совместные ценности, мотивы. Управление и самоуправление в партнерских отношениях — это коллегиальное управление, при котором каждый работник включен в коллективные действия, подготовку и принятие решений, разработку новых идей, предложений, в политику вознаграждения и распределения доходов.
• Оптимизация численности коллектива. В слишком больших организациях происходит формализация партнерства.
• Четкая координация взаимоотношений между работниками на основе норм коллективной деятельности:
открытость, честность в общении;
способность конструктивно критиковать не только «сверху», но и «снизу»;
готовность к консенсусу;
поддержка и поощрение, так как признание, оценка успехов дает человеку ощущение значимости, уверенности в результатах своего труда.
• Открытость и информированность работников о стратегии и результатах деятельности организации, инновациях и перестройке структуры, возможных сокращениях и финансовых трудностях. Сокрытие информации тормозит развитие партнерства, подрывает доверие.
• Особый стиль руководства. Развитие конструктивного партнерства требует от руководства использования разных стилей управления в зависимости от ситуации, специфики решаемых задач. Высокие результаты могут быть обусловлены только демократическим (не авторитарным) стилем руководства. При этом демократический стиль не затрудняет единоначалия, не ослабляет власть, не снижает ответственности.
• Обучение партнерству и коллективизму. Дискуссии, совместные мероприятия, собрания могут служить задаче закрепления новых правил и норм. Хороший результат дают специальные семинары, проведение тренингов, деловых игр, тестов для выработки стиля коллективной работы, делегирование полномочий, ротация, планирование карьеры.
• Реформирование системы контроля: тотальный внешний контроль уступает место отношениям доверия между работниками разных уровней и возникающему на этой почве самоконтролю.
Идеология партнерства такая:
преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;
согласование социально-экономической политики, в первую очередь политики доходов;
согласование критериев социальной справедливости и мер защиты интересов всех субъектов социального партнерства;
утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и других сферах общественного труда;
участие наемных работников в управлении.
В России с началом экономических реформ была провозглашена демократизация трудовых отношений: стали образовываться рабочие советы, советы трудовых коллективов. Официально их цель состояла во введении «производственной демократии» и вовлечении трудящихся в управление организациями. Однако любые перемены в трудовых отношениях связаны с преодолением психологических барьеров, ломкой сложившихся установок и стереотипов поведения.
Сейчас, хотя и медленно, развивается практика партнерских отношений, вырабатываются формы их реализации, например, коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры, согласование действий, направленных на обеспечение оптимального баланса реализации интересов основных субъектов — работодателей и наемных работников, совместный контроль за выполнением достигнутых договоренностей.
В современной России создается механизм социального партнерства. Еще в 1991—1992 гг. прошли трехсторонние консультации представителей профсоюзных объединений (ФНПР, Соц-проф и др.), объединения работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс деловых кругов и др.), Правительства РФ о регулировании социально-трудовых отношений в условиях реформ. В ноябре 1991 г. был издан указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В 1992 г. начала работу Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, призванная воплотить в жизнь идею социального партнерства.
Становление механизмов социального партнерства осложняется тем, что государственные органы во многом утратили способность координации общественных процессов, а профсоюзы и предприниматели не организованны. Существенно осложняют ситуацию поляризация российского общества, неподготовленность населения России к восприятию ценностей и идей социального партнерства.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте понятие власти.
2.Что такое формальная и реальная власть?
3.Какие существуют источники власти?
4.Каковы личностная и организационная основы власти?
5.В чем причины ослабления власти?
6.Какова роль партнерства в системе производственных отношений?
7.Назовите основные принципы развития партнерства.