Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

PR и проблемы управления общественным мнением




Свобода конкуренции в борьбе за общественное мнение — одна из основ демократии. За мнения людей PR-службы подчас ведут ожесточенную войну, недаром в социально-психологической на­уке было выработано соответствующее понятие психологичес­кая война. Назначение и суть психологической войны — проти­водействовать пропаганде противника и опровергать ее, разбить оппозицию на легко подавляемые группы и привлечь их на свою сторону.

Общественное мнение как социально-психологический феномен.

Для того чтобы успешно воздействовать на общественное мнение, надо знать принципы его формирования, которые отчасти пред­ставляются и как законы его функционирования. Наиболее важными в теории PR признаются следующие:

• Мнение в большей степени, чем словами, определяется со­бытиями, если только сами слова не являются событиями.

• Степень влияния события зависит от его важности и кон­кретности (близости к проблеме).

• Суть события (сообщения), цель которого — повлиять на об­щественное мнение, должна быть предельно ясной — без этого оно не может быть убедительным.

• Общественное мнение может сформироваться в условиях де­фицита информации.

• Для формирования общественного мнения всегда нужен лидер.

• Люди меньше сопротивляются принятию важных решений руководством, если они чувствуют, что принимают какое-то уча­стие в этом процессе.

• Людям легче сформировать мнение относительно целей (что надо делать), чем относительно методов достижения этих целей (как надо делать).

• Люди более благоприятно относятся к идеям, которые со­провождаются планом конкретных действий.

• Следует использовать принцип поэтапности в формирова­нии общественного мнения: приняв определенную точку зрения, люди стараются ей следовать и далее.

• В формировании общественного мнения действует принцип взаимности, или «услуги за услугу» («вы нам пенсии, мы вам — свои голоса»).

• Принцип деликатности: отношение к проблеме может ме­няться в большей мере в результате меньшего общественного воз­действия.

• Кампания, на проведение которой тратится слишком мно­го денег, может вызвать подозрение и неодобрение.

• Повторение сообщения до трех-четырех раз повышает вни­мание к нему, однако очень частое повторение сообщения без до­статочных для этого оснований снижает внимание к событию.

• Единичные и необычные сообщения запоминаются лучше.

• Мнение может быстро меняться и не стабилизируется до тех пор, пока событие или его последствия не станут более или ме­нее очевидными.

• Довольно часто общественное мнение выражает убеждения, основанные не на фактах, а на субъективных и эмоциональных оценках этих фактов.




• Психологически мнение определяется личной заинтересо­ванностью. Если появилась личная заинтересованность, то изме­нить мнение очень сложно. В этом случае в демократической среде общественное мнение будет доминировать над официальной по­литикой.

• Мнение людей по конкретному вопросу во многом зависит от того, как им преподнесен этот вопрос, и от обстоятельств, в ко­торых они находились в это время.

• Люди будут поддерживать ту идею, которая может положи­тельно повлиять на их будущее.

• Люди склонны одобрять узнаваемые идеи, исходящие из знакомого для них и надежного, с их точки зрения, источника.

• Обычно люди склонны верить больше тем, кто на них по­хож или на кого они хотят быть похожими.

• Заставить людей во что-то поверить проще, чем заставить их чему-то не верить.

Наиболее общими и важнейшими характеристиками обществен­ного мнения являются состояние оптимизма или пессимизма.

Оптимизм — (от лат. optimus — наилучший) означает представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро, а существующий мир — это лучший из миров. Оптимизм — всегда состояние действия, когда людям понятно, что, как и ради чего надо делать. Считается, что именно оптимистические настро­ения лежат в основе успеха индивида и общества в целом: успех приходит к росту оптимизма в обществе, т.е. может формировать мечты и заряжать ими людей. Всегда более эффективными ока­зываются те политические деятели, которые излучают оптимизм и в состоянии вести за собой общество. Распространение и укреп­ление оптимизма в обществе — важнейшая задача PR-служб.

Пессимизм (от лат. pessimus — наихудший) — представление о том, что в мире преобладает отрицательное начало, царят хаос, зло и несправедливость. Пессимист, для которого характерны настро­ения безысходности и неверия в будущее общества, делает акцент на негативных аспектах ситуации.



Распространению пессимистических настроений в обществе может способствовать определенный тип мышления и мироощу­щения, для которого характерна склонность к крайностям, мыш­ление типа «все или ничего», восприятие мира только в черно-белых тонах. Человек с пессимистическим мироощущением скло­нен принимать на себя ответственность за негативное событие, над которым в принципе не могло быть полного контроля, и даже временную неудачу он будет воспринимать как постоянное и не­избежное явление и провал всей жизни. Отдельное негативное событие способно заслонить для него все остальные положитель­ные. Общий итог такого подхода — человек живет во враждебном мире.

Основой общественного пессимизмастановится, прежде всего, пренебрежение органами власти интересами населения. В том случае, если власть не проявляет должной заботы о людях — не обеспечивает их безопасность, не желает или не способна удов­летворить их материальные потребности, не вникает в различные проблемы жизни общества, неизбежным следствием станет рас­пространение пессимистических настроений. Общество, для ко­торого характерен пессимистический настрой, взрывоопасно. Сле­довательно, преодоление пессимизма является важнейшей задачей в системе управления общественными отношениями. Практичес­кую роль в этом могут и должны сыграть PR-службы.

Для решения этой задачи существуют определенные методы.Система воздействия PR-служб на общество как целевую аудито­рию должна быть построена таким образом, чтобы состояние бес­покойства и ожидания перешло к желанию действия и обретению чувства уверенности в том, что решение проблем возможно. Та­ким образом, главная PR-задача — убедить человека и общество, что ситуация находится под контролем. Если люди чувствуют, что способны влиять на ситуацию, они с оптимизмом воспринимают ситуацию. Считается, что важнейшим средством преодоления пессимизма являются правильно подобранные, а именно дости­жимые,цели, реализация которых приносит успех.Кроме того, надо давать обществу конкретную информацию о конкретных достижениях, успешно работающих структурах и организациях, людях, которые уже достигли успеха в каких-то областях, пока­зывать многообразие окружающего мира, воспитывать интерес к нему. В этом плане большие возможности имеет социальная рек­лама.

В основе управления общественными отношениямилежит метод убеждения.

Процесс убеждения состоит из определенных этапов и всегда, начинается с привлечения внимания аудитории. Для этого необ­ходимо предпринять меры к тому, чтобы взять под контроль по­ток информации и трансформировать его таким образом, чтобы данная аудитория начала ассоциировать свои интересы с деятель­ностью организации, проводящей PR-акцию. Действия PR-служб должны состоять в том, чтобы донести до слушателя необходимую информацию. Третья стадия процесса убеждения — понимание, когда требуется организовать передачу информации слушателю таким образом, чтобы он воспринял суть сообщения. Понимание сообщения можно считать критическим моментом в процессе убеждения. Это связано с тем, что любая передача информации начинается с ее кодировки: сообщение предстает как речь, жесты, символы. Затем следует ее раскодировка той аудиторией, для которой она предназначена. При раскодировке может происходить как потеря информации, так и ее искажение. Например, если это относится к устному сообщению, то, услышав одни и те же сло­ва, разные люди будут вкладывать в них разный смысл, посколь­ку у каждого «своя правда». Поэтому главная задача следующего этапа убеждения — добиться согласия с предлагаемой информа­цией. С этой целью подбирается определенный речевой модуль, т.е. соответствующая (под конкретную аудиторию) речевая уста­новка в тексте, а из речевых модулей собирается нужная речь. После этого требуется обеспечить сохранение (запоминание) ин­формации и ее распространение. Заключительным этапом процес­са убеждения должны стать действия людей в соответствии со сформированным у них общественным мнением.

Убеждение может быть личным и безличным. Личное убежде­ние осуществляется через действия какого-то конкретного, извест­ного человека. Безличное убеждение, осуществляемое через реклам­ные объявления или статьи в СМИ, обладает меньшей силой.

Основными составляющими метода убеждения, используемы­ми в PR-работе, являются утверждение и повторение. Они нераз­рывно связаны между собой: утверждение оказывает реальное воз­действие лишь тогда, когда оно повторяется часто и, по возмож­ности, в одних и тех же выражениях — следует «говорить в один голос». «Посредством повторения идея водворяется в умах до та­кой степени прочно, что, в конце концов, она принимается уже как доказанная истина»[50].

Так как общественное мнение часто меняется, важной задачей PR-служб является его измерение и оценка, что достаточно слож­но. Существуют разные методики исследования общественного мнения, но единой последовательной системы измерения и оцен­ки этого явления до сих пор нет.

Информационные процессы в обществе и управление ими

Управление общественными отношениями в определяющей степени основывается на доступе к информации и регулировании информационных потоков. Известная формула «информация — это власть» имеет достаточное обоснование. Именно информация играет все большую роль в жизни людей и определяет темпы и ха­рактер развития современного общества — недаром оно получило статус информационного. В конце XX в. виртуальный информа­ционный мир и мировое информационное пространство стали реальностью.

Соответственно, изменился статус информации: резко возрос­ла роль профессий, которые связаны с ее созданием, сбором, об­работкой, хранением и использованием. Право человека на полу­чение информации определяется как одна из основных граждан­ских свобод наравне с другими фундаментальными правами — такими, как право на частную жизнь, свободу слова, собраний, вероисповеданий.

Для управления общественными отношениями важен не толь­ко доступ к информации, но и возможность ее использовать для достижения определенных целей. Тот, кто владеет информацией, всегда будет стараться контролировать ее распространение. Такой контроль подразумевает принятие решения относительно того, «что, кому и как сказать». В понятие «контроль над информаци­ей» входит и управление новостями, т.е. организация текущих ин­формационных потоков таким образом, чтобы происходящее рас­ценивалось обществом как событие, заслуживающее внимания, и целенаправленное привлечение внимания к аудитории к опре­деленным фактам.

Контроль над информацией невозможен без выбора конкретного средства информации для освещения данного события. Это связано с тем, что выбор информационного канала, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки, часто имеет реша­ющее значение для представления сообщения обществу. PR-специалисты должны знать эти особенности и учитывать их свойства.

Если фундаментом для здания общественного мнения являются массовая культура, народные традиции, национальный ментали­тет, процессы и события, происходящие в стране и мире, а «строи­тельной бригадой» выступают PR-службы, то их важнейшим ин­струментом являются средства массовой информации. Занимаясь формированием общественного мнения, PR-службы работают в непосредственном контакте со средствами массовой информации (СМИ). Именно СМИ, создавая и организуя информационное пространство, играют особую роль в формировании общественно­го мнения. Событие имеет для публики смысл только тогда, ког­да о нем становится известно. Как правило, о событии сообщают СМИ, воздействуя, таким образом, на общественное мнение, власть, политиков, конкурентов.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 1792; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8097 - | 7763 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
  2. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ. Принятые в комментариях сокращения
  3. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ. · Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества
  4. I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
  5. I. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения
  6. I.3.2. Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы
  7. II. Регион и центр: проблемы взаимоотношений
  8. III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в
  9. III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг
  10. III. Проблемы внешней политики Турции
  11. III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
  12. III. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления


 

107.23.129.77 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.