double arrow

PR – деятельность в органах власти: задачи и специфика

Тема 10. Паблик рилейшнз и органы государственного управления.

PR, свобода слова и владельцы СМИ.

PR-службы, предоставляя СМИ информационный продукт, могут столкнуться с проблемой ограничения свободы слова и преднамеренного искажения информации. Степень свободы жур­налистов в освещении событий во многом зависит от того, кому принадлежит данное СМИ. PR-службы должны знать владельцев средств массовой коммуникации и учитывать специфику и возможности этих изданий при выборе конкретного СМИ для своего сообщения.

Способы ограничения свободы слова. В разных странах существуют различные законы, регулирующие свободу СМИ. Наиболее свободны средства массовой информации в странах западной де­мократии, однако абсолютно свободных и объективных СМИ нет ни в одной стране мира.

Хотя в России в настоящее время государственная цензура запрещена, и властные структуры не имеют прямой возможности контролировать содержание материалов СМИ, тем не менее, для давления на СМИ широко используются административные мето­ды. Под предлогом закона о защите информации, принятие которого было необходимо для формирования правового информационного пространства, нередко идет утаивание от общества важной информации компрометирующего характера. СМИ, не будучи финансово самостоятельными, обслуживают политические и экономические интересы различных учредителей и спонсоров. В провинции зависимость СМИ от дотаций сильнее, чем в центре.




В отечественных СМИ активно развивается и «черный пиар»: кандидаты-двойники, «слив» несуществующего или незаконно добытого компромата, публикация вымышленных рейтингов и т.д.

Всякая информация собирается и кодируется конкретными людьми. Поэтому вольно и невольно искажения вносятся уже корреспондентом, потом усиливаются редакторами и директора­ми изданий и программ. Общая политика и «линию» В конечном счете, контролируется и корректируется учредителями.

В связи с этим работники PR-службы должны учитывать как степень доверия аудитории к данному СМИ, так и этические нормы, каким следуют в своей профессиональной деятельности журналисты.

Значение PR-деятельности в сфере государственного управления было неодинаковым в разные периоды истории. В условиях командно-административной системы управление обществом было построено на основе принуждения: власть посылала аудитории нужное ей сообщение-приказ, и аудитория действовала в соответ­ствии с тем, как этого требовала власть. Влияние власти на обще­ство было тотальным, обратное же влияние населения на власть было незначительным.



В демократическом обществе влияние общества на власть зна­чительно сильнее. В этих условиях эффективность внутренней политики во многом определяется тем, насколько удается государству работа по формированию нужного ему общественного мне­ния с помощью разнообразных PR-технологий.

С середины 1990-х гг. PR-службы в государственных органах субъектов Федерации и органах местного самоуправления развивались особенно интенсивно. Это одно из последствий наметившейся в тот период регионализации управления и государственной власти. Серия выборов губернаторов и региональных дум в 1997-1999 гг. значительно активизировала спрос на PR-специалистов в аппаратах органов власти.

В конце 1990-х гг. значительное развитие получили PR-струк­туры органов местного самоуправления, особенно в городах субъектов Федерации. В ряде крупных регионов наметилось про­тивостояние губернаторов и мэров городов, являющихся центра­ми краев и областей. «Информационные войны», особенно в ходе выборных кампаний, содействовали накоплению опыта по управ­лению общественными отношениями в органах власти разных уровней.

PR-подразделения в государственных структурах не менее важны, поскольку функция управления связями с общественностью является неотъемлемым атрибутом успешной деятельности органов государственной власти. В последнее время многие администрации регионов имеют собственные службы PR. За связи с общественно­стью обычно отвечают пресс-центры и информационные агентства. Однако они в основном распространяют новостную, а не анали­тическую информацию, что снижает эффективность формирова­ния общественного мнения.

Развитие деятельности PR-служб при администрациях субъек­тов Федерации требует пересмотра сложившихся подходов к орга­низации и управлению этими структурами. Необходима четкая разработка должностных инструкций каждого работника службы PR, создание системы обмена опытом и повышения квалифика­ции с активным использованием психологических тренингов, де­ловых игр, методик PR. Имеется серьезная проблема, которая состоит в том, что руководители администраций не всегда способны четко определить задание для PR -специалиста по формиро­ванию общественного мнения на региональном уровне.

К 2003 г. управление общественными отношениями в россий­ских органах власти сформировалось как важное и устоявшееся направление деятельности. Централизация процессов государственного управления вызвана стремлением нижестоящих уровней ориентироваться на вышестоящие. Формы работы с обще­ственностью Президента РФ стали применять на своем уровне губернаторы, мэры крупных городов. Появились эти тенденции и внутри федеральных ведомств.

Характер и масштаб деятельности PR-служб в сфере государственного управления зависит от специфики и функций данного государственного учреждения.

По уровню управления и масштабам деятельности органы государственной власти делятся на федеральные, региональные, местные.

По характеру исполняемых функций органы государственной власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные. В настоящее время наибольшее значение имеют правительственные (федеральные) PR всех трех ветвей власти. Общие принципы PR универсальны как в коммерческом, так и в государствен­ном секторе, но одновременно имеют специфические особенности.

Сэм Блэк считает, что «отдел паблик рилейшнз в государственном учреждении решает две основные задачи: выдает систематическую информацию о политике, планах и достижениях государственного учреждения; информирует и просвещает общественность по вопросам законодательства, постановлений и другим жизненно важным вопросам, влияющим на повседневную жизнь граждан. Он также должен извещать министров и глав ведомств о существующей или возможной реакции на про водимую или предполагаемую политику».

В рамках правительственных PR можно выделить двенадцать наиболее актуальных и типичных проблем.

1. Проблема преступности всегда стоит в центре внимания, именно в этой области у граждан наибольшее число претензий к власти.

2. Выход на местную прессу. Сегодня не обращать внимания на местные издания просто нельзя, поскольку они и представляют собой основной информационный поток. По инициативе Администрации Президента РФ 22 февраля 1996 г. было открыто Агентство региональной прессы, которое призвано объединить «журналистов региональных и местных СМИ, желающих самостоятельно получать информацию о деятельности Президента и Пра­вительства России».

3. Регулярный поток информации.

4. Властные структуры стран СНГ слабо используют в поддержку своей политики выступающих из набора так называемых неофициальных лиц.

5. Проблема координации (с точки зрения Запада, является од­ной из центральных).

6. Вполне актуальная для стран СНГ проблема - как выгля­деть и как вести себя первому лицу в случае ухудшающейся эко­номической ситуации.

7. Проведение кампаний в поддержку конкретных решений.

8. Контроль и управление.

9. Принцип планирования.

10. В России полностью отсутствует «идея дня», свойственная западной атакующей манере.

11. Весьма серьезным коммуникативным событием является организация участия первого лица в различного рода церемониях.

12. Отношение к избирательным технологиям.

Для органов государственной власти связи с общественностью составляют стратегический инструмент управления, с помощью которого они создают и улучшают свою репутацию среди населения.

Общими задачами PR-служб органов государственного управления являются: обеспечение регулярной информации (PR-сообщений) о результатах деятельности органов власти, планах и решениях, а также реализация воспитательно-информационной функции, направленной на просвещение общественности в сфе­ре ответственности этих органов.

Следует также подчеркнуть, что деятельность PR-служб в центральных и местных органах власти призвана способствовать развитию демократии, открытости власти и расширению информированности общества, а не быть на службе интересов отдельных чиновников и политических партий.

Достаточно заметными являются PR-службы в Администрации Президента РФ, Правительстве России, силовых структурах и спецслужбах и ряде других федеральных ведомств.

С февраля 2003 г. Российское правительство начало новую практику в сфере PR. С апреля 2003 г. чиновники всех федеральных министерств и ведомств обязаны рассказывать о себе обществу посредством Интернета. К этому их обязывает подписанное Премьер-министром Постановление Правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». До сих пор федеральные чиновники руководствовались инструкцией, кото­рая, ссылаясь на конституционное право граждан получать информацию о деятельности государственных органов, предписывала чиновнику, в какой срок ответить на запрос. Что отвечать - каж­дое ведомство решало самостоятельно. Постановление Правитель­ства определяет, какую информацию все министерства и ведом­ства обязаны публиковать в интернете. Перечень обязательных сведений включает данные об открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, о федеральных целевых про­граммах, о поездках членов правительства, об их заявлениях на официальных мероприятиях, о почтовых адресах того или иного ведомства. Кроме того, законопроекты, которые готовят чинов­ники, должны быть обнародованы до того, как они будут переда­ны в Думу.






Сейчас читают про: