double arrow

Практическое занятие № 4


ЛИТЕРАТУРА.

ТЕКСТЫ.

ПЛАН.

ЗАДАНИЯ.

ЖАНР ТРАГЕДИИ В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Литература.

Задание.

План.

Одическая поэзия М.В. Ломоносова.

Практическое занятие № 2.

1. Место оды в системе жанров классицизма.

2. Специфика жанра оды в творчестве Ломоносова:

а) программный характер од Ломоносова и авторская позиция в них.

б) центральная идея всего одического творчества Ломоносова, ее типичность для русской литературы и общественного сознания.

3. Тематика од.

4. Принципы изображения человека в одах Ломоносова.

5. Поэтико-стилистические особенности оды как «высокого жанра»: принципы построения поэтического образа оды, роль античных и библейских образов, изобразительные средства, звукопись, синтаксис.

1. Выписать из литературоведческих словарей определение жанра оды, выяснить его особенности и место в системе жанров классицизма. По тексту «Эпистолы о стихотворстве» А. П. Сумарокова определить, как характеризует автор жанр оды.

2. Подобрать текстовый материал в соответствии с темой «Стилистические функции славянизмов в оде 1747 года Ломоносова».




3. Подготовить сообщения на темы:

а) эстетические установки Ломоносова в «Разговоре с Анакреоном»;

б) «Место Петра I в одической поэзии Ломоносова»;

в) «Одическая поэзия предшественников Ломоносова (панегирическая поэзия петровского времени, оды В. К. Тредиаковского и др.).

1. Тексты.

1.1 «Разговор с Анакреоном».

1.2 «Ода на прибытие ее величества великия государыни императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации».

1.3 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1.4 «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года».

1.5 «Ода на взятие Хотина».

1.6 «Петр Великий».


2. Исследования и пособия.

2.1 Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. - Изд. 4-е - М.: 1960. - с. 143 - 185.

2.2 Западов А. В. Отец русской поэзии. О творчестве Ломоносова. - М., 1961 (гл. II, гл. III, гл. IX).

2.3 Западов А. В. Поэты XVIII века: Литературные очерки. - М., 1977.

2.4 Кулакова Л. И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. - Л., 1968. - с.42 - 69.

2.5 Куприянова Е. В., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы. - Л., 1976.- С. 128 - 137.

2.6 Москвичева Г. В. Русский классицизм. - М., 1978.

2.7 Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов: Очерк жизни и поэтического творчества. - М.,1969.

2.8 Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.- С. 227 - 252.


1. По тексту «Эпистолы о стихотворстве» проследить, как характеризует А. П. Сумароков задачи и специфику жанра трагедии.



2. Подготовить сообщения на тему: «Своеобразие трагического конфликта в драматургии А. П. Сумарокова».

1. Определение трагедии как жанра.

2. Новаторство М. В. Ломоносова в трагедии «Тамира и Селим» (критерий автора в определении качеств положительного героя, композиция, язык, стих).

3. Своеобразие трагического конфликта в трагедии А. П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» (тираноборческая направленность, политический дидактизм, приемы построения характеров и способы выражения авторской позиции в трагедии).

4. Позиция автора в споре о формах правления в трагедии «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина (исторический сюжет как средство решения спора о формах правления государством, система образов, роль финала трагедии в раскрытии авторской позиции).

а) Ломоносов М.В. Тамира и Селим.

б) Сумароков А.П. Дмитрий Самозванец.

в) Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский.

1. История русской драматургии XVII - первой половины XIX века. - Л., 1982.

2. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII- XVIII веков. - М., 1988.

3. Кулакова Л. И. Жизнь и творчество Я. Б. Княжнина // Княжнин Я. Б. Избранные произведения. - Л., 1961.

4. Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. - Л., 1981.








Сейчас читают про: