Раздел 6. Современный литературный процесс
Раздел 4. Литература 1940-х гг.
Основные жанры прозы и поэзии периода Великой Отечественной войны: публицистические очерки М. Шолохова, А. Толстого и др.; романтические («Морская душа» Л. Соболева) и реалистические («Рассказы
-14-
Ивана Сударева» А. Толстого) рассказы; героико-патриотические повести («Дни и ночи» К. Симонова, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Это мы, Господи!» К. Воробьева и др.); главы из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину»; лирические песни М. Исаковского, А. Фатьянова, А. Суркова и др.; балладное творчество К. Симонова, А. Твардовского, поэмы В. Инбер («Пулковский меридиан»), М. Алигер («Зоя») и др. Патриотический пафос произведений.
Своеобразие первых послевоенных рассказов А. Платонова («Возвращение» (1946)), М. Шолохова («Судьба человека»), повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946) и повести Э. Казакевича «Звезда» (1947): зарождение психологической, документальной («окопной»), «лейтенантской» прозы о войне, определившей основные тенденции ее развития в последующие годы.
Поэзия А.Т. Твардовского. Народность и гражданственность поэзии. История страны и народа в лирике и поэмах «Страна Муравия» (1934–1936), «Василий Теркин» (1941–1945), «Дом у дороги» (1942–1946), «Теркин на том свете» (1954), «За далью – даль» (1950–1960). Тема исторической памяти («Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война…», «Я знаю, никакой моей вины…», «По праву памяти» и др.). Пейзажная и философская лирика последних лет. Твардовский – редактор журнала «Новый мир».
Раздел 5. Литература 1950-х – 1980-х гг.
Роман Л.М. Леонова «Русский лес» (1950–1953) как этапное произведение русской советской прозы: социально-философская значимость центрального образа; композиция романа; значение противопоставления Вихрова и Грацианского.
Творческий и жизненный путь А.И. Солженицына (с общей характеристикой следующих произведений: «Архипелаг ГУЛАГ», «Бодался теленок с дубом», «Красное колесо» и др.). «Один день Ивана Денисовича» как трагический памятник эпохе сталинизма; идейно-художественное своеобразие повести. Нравственно-философская проблематика повести «Раковый корпус».
Генезис и проблематика «деревенской прозы»: общественная проблематика очерков В. Овечкина «Районные будни», образы Борзова и Мартынова; столкновение социальных и личных мотивов в произведениях В. Тендрякова («Не ко двору») и С. Воронина («Ненужная слава»); рассказ «Матренин двор» А.И. Солженицына в контексте развития «деревенской прозы»; драматическая история коллективизации в повести С. Залыгина «На Иртыше»; лирическая проза о русской деревне В. Солоухина («Капля росы» и др.), В. Астафьева («Ода русскому огороду», «Последний поклон»). Народ и его история в произведениях В. Белова («Кануны»),
-15-
Б. Можаева («Мужики и бабы»), С. Антонова («Овраги») и др. Нравственно-философская проблематика лучших произведений В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Белова, Е. Носова, Ф. Абрамова и др. (по выбору преподавателя и студентов).
«Городская проза» Ю. Трифонова, В. Маканина и др. Тема «нравственного обмена». Лирическая проза Ю. Казакова, Ю. Нагибина.
Нравственная проблематика пьес В. Розова, В. Вампилова и других драматургов второй половины ХХ века. Социальные, нравственные, философские аспекты проблематики их произведений.
Жанрово-стилевое разнообразие поэзии («эстрадная», «тихая», «авторская песня»). Многообразие творческих индивидуальностей: А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов, Ю. Визбор, Б. Окуджава и др. Полемичность и общественная значимость поэзии «шестидесятников».
Основные темы лирики Н. Рубцова, ее художественная самобытность. Образ «большой» и «малой» родины.
Официальная и андеграундная поэзия 1970-х – 1980-х гг. Своеобразие творчества Б. Слуцкого, Д. Самойлова, Ю. Левитанского, В. Шефнера, Н. Коржавина и др. (по выбору преподавателя и студентов).
Основные тенденции в развитии русской прозы, драматургии и поэзии конца ХХ – начала ХХI века.
Творчество И. Бродского; темы времени, пространства и слова в его поэзии; новаторство поэтики.
Продолжение гуманистических традиций русской литературы в реалистических произведениях В. Астафьева («Прокляты и убиты», «Жестокие романсы» и др.), В. Быкова («Болото» и др.), В. Распутина («Изба» и др.), А. Солженицына и др.
Литература постмодернизма: его социальные, эстетические и другие истоки, характерные черты, основные творческие индивидуальности. Жанр антиутопии в русской литературе последних десятилетий («Кысь» Т. Толстой, «Гигиена» Л. Петрушевской и др.).
Жанр рассказа в современной литературе. Т. Толстая как мастер короткой новеллы; своеобразие ее поэтики.
Авторы – лауреаты престижных современных премий. Самые яркие произведения текущей журнальной периодики.
-16-
Практическое занятие 1