И их эстетические позиции
Литературные группировки 1920-х годов
План
1. Своеобразие литературной ситуации 1917–начала 1920-х годов.
2. Пролеткульт и РАПП: история становления; А. Богданов как идеолог Пролеткульта. Журналы «На посту» и «На литературном посту».
3. Леф и «эстетика жизнестроительства».
4. Особенности позиции литераторов кружка «Серапионовы братья».
5. Литературная группа «Перевал». Журнал «Красная новь» и литературно-критическая деятельность А. Воронского.
Список литературы
Литературные манифесты: От символизма до «Октября» / Сост. Н.Л. Бродский и Н.П. Сидоров. – М., 2001. (Книга на кафедре!)
Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа / Под. ред. Н.Ф. Чужака. – М., 2000. (Книга на кафедре!)
Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. – М., 1989.
История русской советской литературы / Под ред. А.И. Метченко, С.М. Петрова. Ч.1. – М., 1983. – С. 56–80.
Русская литература ХХ века. 11 класс: В 2 ч. Ч.1 / Под ред. В.В. Агеносова. – М., 2000. – С. 225–265.
Шешуков С. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х гг. – М., 1984.
Эйдинова В. Стиль художника: Концепция стиля в литературной критике 20-х годов. – М., 1991.
Практическое занятие 2
Пьеса М. Горького «Васса Железнова» (1910, 1935 гг.)
План
1. Концепция материнства в творчестве М. Горького («Мать», «Последние», сказки о матерях из цикла «Сказки об Италии»).
2. «Васса Железнова» (1935): конфликты и характеры.
3. Сопоставить две редакции пьесы «Васса Железнова» (1910 и 1935 гг.) и определить смысл изменений в образе Вассы и в системе персонажей. Согласны ли вы с мнением В.В. Мусатова о пьесе (см. список литературы)?
4. Образ Вассы Железновой в трактовке русских актрис (С. Бирман, В. Пашенной, Ф. Раневской и др.) (сообщение на 10 мин).
Список литературы
Бялик Б.А. М. Горький-драматург.– М., 1977. (Или: Бялик Б.А. Судьба М. Горького. – М., 1986).
Воровский В.В. Две матери // Воровский В.В. Литературно-критические статьи. – М., 1956 (или другие издания).
-17-
Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество М. Горького. – М., 1969. (Или: Тагер Е.Б. Творчество М. Горького советской эпохи. – М., 1964).
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. (советский период). – М., 2001. – С. 152.
Юзовский Ю. М. Горький и его драматургия. Идеи и образы. – М., 1959. – Ч.1, гл.1.
Практическое занятие 3
Роман А. Фадеева «Разгром» в контексте русской прозы
План
1. Своеобразие изображения Гражданской войны в романе «Разгром» в сопоставлении с «Железным потоком» А. Серафимовича, «Чапаевым» Д. Фурманова, «Падением Даира» А. Малышкина, «Бронепоездом 14-69» Вс. Иванова, «Конармией» И. Бабеля и др.
2. Проблема «главного» героя в романе.
3. Композиция романа как «средство» раскрытия авторского замысла. Нормативизм и реализм в произведении.
4. Основные способы раскрытия характеров в романе «Разгром».
Список литературы
Фадеев А. Разгром // Фадеев А. Собр. соч. Т.1. – М., 1959 (текст романа и примечания к нему); в т. 4 этого издания см. статью А. Фадеева «Мой литературный опыт – начинающему автору».
Боборыкин В.Г. Александр Фадеев: Писательская судьба. – М., 1989.
Бушмин А. А. Фадеев. Черты творческой индивидуальности. – Л., 1971. – Главы 1, 2, 6.
Жуков И.И. Рука судьбы: Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве. – М., 1994.
Зелинский К. А. Фадеев. Критико-биографический очерк. – М., 1956.
Книпович Е. Романы Фадеева «Разгром» и «Молодая гвардия» – М., 1973. – С.5–37.
Озеров В. А. Фадеев. Творческий путь. – М., 1970. – С. 59–144.
Сухих И.Н. Книги ХХ века: русский канон. – М., 2001. – С. 171–196.
Практические занятия 4–5
Социально-философская повесть А. Платонова «Котлован»
План
1. Классовое и общечеловеческое как основная коллизия произведения. Символика образа Насти.
2. Образ Вощева и его роль в раскрытии философской концепции повести.
3. Своеобразие сатиры Платонова в произведении. Ирония и гротеск в изображении «максимального класса» (Пашкин, активист и др.).
-18-
4. Жанровая природа повести. Полемика вокруг этой проблемы в литературоведении.
5. Особенности платоновского языка.
Список литературы
Боровой Л.Я. Язык писателя. – М., 1966. (О языке см. также: Русский язык в школе. – 1981 – № 2.)
Бочаров С. «Вещество существования» // Проблемы художественной прозы социалистического реализма. Т. 2. – М., 1971. – С. 310–350. (Или: Бочаров С. Платонов // Бочаров С. О художественных мирах. – М., 1985.)
Бродский И. Послесловие к «Котловану» А. Платонова // Бродский И. Сочинения. Т.4 / Сост. Г.Ф. Комаров. – СПб., 1995.
Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. – М., 1990.
Гаврилова Е. О поэтике «Котлована» // Литературная учеба. – 1990. – № 1. – С. 163–173.
Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. – М., 1999.
Еремин В.А. На трудных перегонах. – М., 1984.
Золотусский И. Возвышающее слово // Литературное обозрение. – 1988. – № 6.
Малухин В. Реквием по утопии // Знамя. – 1987. – № 6.
Пискунова С., Пискунов В. Сокровенный Платонов // Литературное обозрение. – 1989. – № 1.
Устюжанин Д. Эти непростые 30-е (статья 3-я) // Литература в школе. – 1988. – № 4.
Чалмаев В.А. Андрей Платонов: (К сокровенному человеку). – М., 1989.
Чернова И.И. «Так это было на земле…» Тема коллективизации в советской литературе 30–80-х годов (статья 2-я) // Литература в школе. – 1992. – № 1.
Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования: Об А. Платонове. Работы разных лет. – М., 1987.
Практические занятия 6–7