double arrow

Сатирико-философский роман М. Булгакова


«Мастер и Маргарита»

План

1. Особенности жанра и композиции «Мастера и Маргариты» (сочетание различных плоскостей повествования, реальности и фантастики, трагизма, сатиры и лиризма).

2. Оригинальная философская трактовка евангельского сюжета. Образы Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата в романе и их роль в идейно-художественной концепции Булгакова. Тема совести в произведении.

-19-

3. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь и др.). Полемика вокруг образа Воланда.

4. Образы Мастера и Маргариты в романе: проблема творчества и судьбы художника; трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.

Список литературы

Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст – 1978. – М., 1979. – С. 156–248.

Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М., 1991.

Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературные лейтмотивы. – М., 1994. – С. 28–82.

Лесскис Г. «Мастер и Маргарита» (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР, серия «Литература и язык», т. 38. – 1979. – № 1.

Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». – М., 1999.

Палиевский П. Литература и теория. – М., 1979. – С. 263–271.

Петелин В.В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. – М., 1989. (Или: Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. – М., 2001. – Гл. 7.)

Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М., 1991.

Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. – М., 1997.

Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1988.

Яблоков Е.А. Мотивы прозыМихаила Булгакова. – М., 1997.

Яблоков Е. «Я – часть той силы…» (Эстетическая проблематика «Мастера и Маргариты») // Русская литература. – 1988. – № 2.

Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983.

Практическое занятие 8

Поэма С. Есенина «Анна Снегина»

План

1. Поэма «Анна Снегина» в контексте творчества поэта конца 1924 – начала 1925 гг.

2. Жанровое своеобразие поэмы: лирическое и эпическое начала в ней.

3. Система образов (лирический герой, крестьянство и т.д.). Значение образа Анны Снегиной в поэме.

4. Стилевые особенности произведения (художественные средства изображения).

-20-

Список литературы

В мире Есенина. – М., 1986.

Жаворонков А. Поэма С. Есенина «Анна Снегина» (к истории лирического эпоса 20-х гг.) // Сергей Есенин. Исследования, литература, выступления. – М., 1967. – С. 24–37.

Кошечкин С. «Весенней гулкой ранью…». – М., 1984.

Куняевы С.Ю. и С.С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака… — М., 2001. – С. 480–503.

Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М., 1972.

Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. – М., 1973.

Юшин П.Ф. Сергей Есенин. – М., 1969.

Практическое занятие 9

Поэма В. Маяковского «Про это» (1923)

План

1. Краткая история создания поэмы «Про это». Место произведения в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского. Основной конфликт в поэме.

2. Своеобразие жанра и композиции поэмы: сплав лирического и эпического начал; жанр баллады; роль вступления «Про что – про это?», двух глав и заключения «Прошение на имя…»; смысл заглавия частей.

3. Образный строй поэмы: Он и Она; Фекла Двидна и др., «двойники» лирического героя (медведь, «Человек из-за 7-ми лет», «спаситель», «близнец» из квартиры Феклы Двидны и т.д.); своеобразие стиха произведения.

Список литературы

Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.

Карабчиевский Ю. «Воскресение Маяковского». – М., 1990. – Гл. 8.

Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. – М., 1985.

Михайлов А.А. Точка Пули в конце. Жизнь Маяковского. – М., 1993. (Или: Михайлов А.А. Жизнь Маяковского. «Я свое земное не дожл». – М., 2001. – Гл. «По личным мотивам»).

Пьяных М.Ф. «Чтоб всей вселенной шла любовь…» («Про это» Маяковского и поэзия 20-х гг.) // В мире Маяковского. Т.1. – М., 1984. – С. 259–288.

Руднева Л. Маяковский – «Про это»: Пространство поэмы // Литературное обозрение. – 1993 – № 6. – С. 100–111.

Турбин В. Маяковский: Революция – любовь – бутафория // Дружба народов. – 1993. – № 7. – С. 206–220.

-21-

Практические занятия 10–11

Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

План

1. Творческая история романа как способ раскрытия авторского замысла. Публикация произведения и полемика вокруг него в конце 1950-х годов.

2. «Доктор Живаго» как лиро-эпический роман.

3. Система образов в романе. Живаго и Антипов-Стрельников: смысл противостояния. Философия истории Б. Пастернака и его главных героев. Пастернак и А. Толстой.

4. Женские образы в романе (мать Ю.А. Живаго, Тоня, Лара, Марина). Тема России в произведении.

5. «Стихотворения Юрия Живаго» как поэтический цикл. Их значимость в идейно-художественном целом романа.

Список литературы

Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. – Л., 1990. – С. 243–312.

Борисов В., Пастернак Е. Материалы к творческой истории романа «Доктор Живаго» // Новый мир. – 1988. – № 6.

Власов А.С. «Почва и судьба»: К проблеме соотношения «автор-герой» в творчестве Б.Л. Пастернака (Роман «Доктор Живаго») // Вестник КГУ. – 2001. – № 1. – С. 87–94.

Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака // Литература в школе. – 2001. – № 8.

Зайцев Б.К. Этюды о Пастернаке // Октябрь. – 1990. – № 1.

Зинин С. От Мечика к Юрию Живаго. Из опыта сопоставительного анализа в выпускном классе // Литература в школе. – 1990. – № 5.

Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. – 1988. – № 5.

Литературное обозрение. – 1990. – № 2 («Пастернаковский» номер).

Лихачев Д.С. Размышления над романом // Новый мир. – 1988. – № 1.

Обсуждаем роман… // Вопросы литературы. – 1988. – № 9.

Пастернак Б. Письма о создании романа // Литературное обозрение. – 1988. – № 5.

Пастернак Е. Борис Пастернак. Материалы к биографии. – М., 1989.

Пискунова С., Пискунов В. «Вседневное наше бессмертье…» // Литературное обозрение. – 1988. – № 8.

Попофф А. О «толстовском аршине» в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. – 2001. – № 2.

Ростовцева И. Муза и собеседница (Природа в поэзии Пастернака и Заболоцкого) // Вопросы литературы. – 2002. – № 1.

-22-

С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака: Сб. / Сост.: Л. Бахнов, Л. Воронин. – М., 1990.

Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. – М., 1994.

Практические занятия 12–13

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон»

План

1. М. Шолохов на пути к «Тихому Дону»: «Донские рассказы», их проблематика и художественное своеобразие.

2. Творческая история романа «Тихий Дон». Полемика вокруг авторства романа.

3. Специфика «Тихого Дона» как романа-эпопеи и ее отражение в сюжете, композиции и системе образов произведения. Фольклорно-мифологические мотивы в романе.

4. Образ Григория Мелехова. Споры о трагическом герое романа в русском литературоведении.

5. Женские образы в романе (Аксинья, Наталья, Дарья и др.) и их значение в художественной ткани произведения.

Список литературы

Бекедин П. К спорам об авторстве «Тихого Дона» // Русская литература. – 1994. – № 1. – С. 81–114.

Гура В. Как создавался «Тихий Дон». – М., 1989.

Д*(И. Томашевская). Стремя «Тихого Дона». (Загадка романа). – Paris, 1974.

Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон». Хроника одного поиска. – М., 1995.

Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. – 1995. – № 5. – С. 194–200.

Макаров А.Г., Макарова С.Э. Вокруг «Тихого Дона»: от мифотворчества к поиску истины. – М., 2000.

Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова. – М., 1992.

Семанов С.Н. «Тихий Дон» – литература и история. – М., 1982.

Семенова С. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы. – 2002. – № 1.

Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне» // Новый мир. – 1990. – № 6. – С. 237–248.

Хьетсо Г. и др. Кто написал «Тихий Дон»? – М., 1992.

-23-

Практические занятия 14–15

Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

План

1. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» в контексте «лагерной прозы» и всего творчества писателя. Полемика вокруг произведения.

2. Своеобразие художественного мира рассказа: особенности жанра, композиции, времени и пространства.

3. Образ Ивана Денисовича в рассказе и его философская значимость. Особенности языка произведения.

Список литературы

Вайль П., Генис А. Поиски жанра: Александр Солженицын // Октябрь. – 1990. – № 6.

Вознесенская Т. Лагерный мир А. Солженицына: тема, жанр, смысл // Литературное обозрение. – 1990. – № 1.

Газизова А.А. Конфликт временного и вечного в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе.–1997.–№4.

Лакшин В.Я. Булгаков и Солженицын. Иван Денисович, его друзья и недруги и др. // Лакшин В.Я. Берега культуры: Сб. ст. / Сост. С.Н. Лакшина. – М., 1994.

Мурин Д.Н. Один день, один час, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. – 1990. – № 5.

Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе. – 1994. – № 3.

Семенова Г.П. «Чтобы слова не утекали как вода...». О языке произведений А. Солженицына // Русская речь. – 1996. – № 3.

Темпест Р. Геометрия ада: поэтика пространства и времени в повести «Один день Ивана Денисовича» // Звезда. – 1998. – № 12.

Темпест Р. Герой как свидетель. Мифопоэтика Александра Солженицына // Звезда. – 1993. – № 10. – С.181–191.

Темпест Р. К проблеме героического мировоззрения (Солженицын и Ницше) // Звезда. – 1994. – № 6.

Ячменева Т. Лагерная проза в русской литературе (А.И. Солженицын и В. Шаламов) // Литература. Приложение к газете “Первое сентября”. – 1996. – № 32.

Практические занятия 16–17


Сейчас читают про: