double arrow

Белые грунтовки


Грунтовка для гибких, эластичных основ

Живопись на негрунтованном холсте

Использование гибких, негрунтованных основ

Гибкие, эластичные основы и грунтовки

Холст является традиционной гибкой основой для масляной живописи, несмотря на то. что художники всегда экспериментировали с многими другими видами тканей — грунтованными и негрунтованными. О холсте говорилось в главе "Основы". Выбор ткацкого плетения и качество выработки — очень важные показатели; они оказывают значительное влияние на внешние характеристики картины.

Диапазон видов плетения у льняного холста для художественных целей значительно шире, чем у хлопчатобумажного — художник может выбирать ткань от самой тонкой до грубой. В работе с полиэстровым полотном, которое прочнее и устойчивее льняного и хлопчатобумажного, художник вынужден ограничиваться тканями с еще более однородными фактурными характеристиками.

Если вы хотите работать на негрунтованном холсте, необходимо, по крайней мере, защитить волокна холста от прямого контакта с масляными красками, используя при этом клеевой слой. Слабый раствор клеевого связующего или желатина (наносятся в горячем состоянии) образуют хорошую преграду между маслом и волокнами холста. Другая возможность заключается в использовании раствора карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ): данный раствор, по всей вероятности, не подвержен воздействию процессов сжатия и расширения, которое испытывают на себе, например, животные виды клея. Акриловое средство обладает чрезмерной эластичностью для того, чтобы применяться на гибких основах под слоем масляных красок.

Большое количество эластичных материалов используется в негрунтованном виде, включая бархат (вельвет), брезент и полотно для занавеса. Их прочность и стойкость зависят от волокна, из которо-го была изготовлена ткань. Полиэстро-вое парусиновое полотно не нуждается в проклеивании; однако оно обладает впитывающими свойствами и быстро поглощает масло и разбавитель/растворитель.

Существует множество примеров — работ современных художников на негрунтованных холстах. В данной картине, выполненной в масляной технике на джутовом холсте, цвет и грубая фактура джута заполняют пробел между черной и белой красками, создавая более интересную и разнообразную основу-матрицу.

В масляной живописи грунтовочный слой должен быть достаточно гибким, чтобы выдерживать нагрузки, связанные с подвижностью холста, но не более гибким, чем пленка масляной краски: в противном случае на пленке масляной краски могут образовываться трещины. Масляная грунтовка должна быть изолирована от волокон холста слоем слабого клеевого раствора.

Несмотря на то, что традиционная грунтовка gesso на холсте характеризуется значительной хрупкостью, можно растереть или заполнить с помощью кисти щели и неровности проклеенного холста частицами очень тонкого грунтовочного слоя (gesso). Данная грунтовка обладает более выраженными абсорбирующими свойствами, чем ее традиционный масляный аналог, поэтому я не рекомендую ее к использованию.

В настоящее время масляная грунтовка изготавливается, как правило, на основе пигментированной (белилами титановыми), модифицированной маслом алкидной смолы, которая высыхает в течение приблизительно 24 часов. Два тонких слоя должны образовать ровную, однородную, белую поверхность. Более традиционные белила свинцовые в льняном масле высыхают несколько дольше.

Ни один из продуктов «бытовой химии» специально не разрабатывался для использования художниками и с учетом их нужд, поэтому, вероятно, лучше отказаться от их применения.

Когда вы впервые знакомитесь с работами, выполненными в технике масляной живописи, у вас, вероятно, создается впечатление, что картина, как правило, выполняется на грунтовке белого цвета. Готовые (промышленного производства) холсты обычно уже покрыты белой грунтовкой и нет никаких серьезных оснований рассчитывать на то. что цвет грунтовки может каким-то образом корректироваться. В действительности грунтовки белого цвета для масляной живописи стали вновь популярны с появлением импрессионизма. Приблизительно с начала XVII века художники более часто и очень успешно использовали тонированные грунты или окрашивали поверхность грунтовки перед началом живописи.

Однако работа на белой грунтовке обладает несколькими положительными аспектами. Белая грунтовка, обладающая хорошими отражающими свойствами, подчеркивает чистоту индивидуальных мазков масляной краски, в особенности если они нанесены тонким слоем. У художника также возникает «вынужденное» желание покрыть краской всю поверхность грунтовки, что часто ведет к формированию непрерывного, целостного и более однородного покрытия, чем живопись на грунтовке от средних до темных тонов. Этот принцип характерен для техники пуантилизма, в которой вся поверхность основы покрывается краской в результате серии коротких мазков кисти.

Учитывая неизбежное увеличение степени прозрачности даже масляных корпусных красок в течение последующих лет. специалисты настоятель-но советуют художникам органично «вплетать» в свою работу белый цвет нижнего грунтовочного слоя. Существует множество различных вариаций техники лессировок, которые тем или иным образом включают в свою структуру участки белой грунтовки. Данные вариации охватывают диапазон от работ в цельных, тонких, прозрачных или полупрозрачных слоях красок непосредственно на поверхности грунтовки, до лессировок на различных видах подмалевка. Среди других видов можно отметить технику, в которой художник оставляет определенный участок грунтовки белым, желая выделить эту часть изображения; при этом остальная поверхность грунтовки покрывается слоем краски.


Сейчас читают про: