Создание имприматуры в средних тонах

Живопись на тонированной грунтовке от средних до светлых тонов

Завершенный набросок

Предварительные стадии работы на тонированной грунтовке

Тонированная грунтовка

Белая грунтовка

Живопись на белой и тонированной грунтовках

После процесса стирания тканью

Перед процессом стирания тканью

В данном случае на поверхность холста, покрытого грунтовкой белого цвета, был нанесен слой сиены натуральной, разбавленной скипидаром.

Краска была удалена тканью с поверхности того же холста; на грунтовке остался лишь тонкий цветной слой, характерный для имприматуры единого тона.

Обратите внимание на особенности объекта, написанного на грунтовках разных видов. Объект (кувшин), выполненный на тонированной грунтовке с использованием белил титановых — для создания ярких световых акцентов, и смеси сиены жженой/голубой ФЦ — для формирования участков теней, обладает более высокой плотностью и объемом.

Вы не сможете создать яркие, белые световые акценты на поверхности белой грунтовки.

Корпусные белила способствуют созданию ярких световых эффектов и ощущения объема.

На следующих иллюстрациях вы видите итоги первых стадий живописи на тонированной грунтовке. В данном случае на поверхность белой грунтовки была нанесена имприматура (как было описано выше) на основе сиены жженой среднего тона. Затем после полного высыхания слоя имприматуры с помощью угля был сделан рисунок в выборочных, отдельных контурах. После этого с поверхности были удалены частицы угля кистью — на основе сохранились лишь слабые очертания основных форм — своего рода «ключ» к дальнейшему развитию картины. Процесс живописи может быть начат с определения самых светлых тонов или наброска массивов темных тонов — сначала разбавленной, прозрачной краской.

Некоторые художники предпочитают делать набросок всей картины разбавленной краской темных тонов в самом начале процесса живописи, добавляя более светлые тона в конце первой стадии работы. Какой бы из этих возможных способов вы не выбрали, уже после окончания данных двух предварительных этапов работы вы увидите полное и целостное пространственное изображение.

1. Широкие контуры наброска нанесены углем. Затем с поверхности удаляются частицы угля — остается слабый, но видимый контурный рисунок.

2. Белила титановые наносятся кроющими или полупрозрачными слоями на участки светлых тонов, а также на участки яркого солнечного света.

Для формирования участков теней используется тонкий слой смеси сиены жженой и голубой ФЦ. В результате этих трех несложных стадий процесса живописи возникает хорошо смоделированное изображение, на которое теперь можно наносить цвет и мелкие детали.

Несмотря на то. что живопись на тонированном грунте (в диапазоне от средних до светлых) может привести к легкому снижению интенсивности тона по сравнению с работами на белых грунтовках, преимущества, связанные с быстрым и точным моделированием форм и оценкой характеристик тона и цвета, намного превосходят столь незначительный недостаток. При этом использование имприматуры. которая представляет собой простую «вуаль» в виде прозрачной краски, дает возможность создавать эффект светящегося, яркого цвета (свойственного, в первую очередь, белой грунтовке).

Рубенс применял технику живописи по тонированной грунтовке на меловой/клеевой основе по образцу, описанному выше. Его картина «Самсон и Делила», находящаяся в собрании Национальной галереи в Лондоне, — очень хороший пример использования прозрачных темных тонов (разбавленной краски) на участках теней и корпусных красок богатых и интенсивных цветов для формирования светлых тональных участков. Рубенс нанес имприматуру в теплых, желто-коричневых оттенках поверх грунтовки, и если пристальнее всмотреться в прозрачные тона диапазона от средних до темных и темных, вы увидите характерный «полосатый» рисунок, созданный в результате быстрых движений кисти по поверхности грунтовки в процессе тонирования.

Самсон и Делила (около 1609 г.), Питер Пауль Рубенс

В данной картине Рубенса чувствуется ни с чем не сравнимая экономичность и плавность техники работы на грунтах средних тонов.

1. Имприматура в виде полос выполнена смесью сиены натуральной и сиены жженой в процессе энергичной работы широкой щетинной кистью. Перед возобновлением процесса живописи слой имприматуры должен полностью высохнуть.

2. Затем выполняется набросок углем. После этого частицы угля удаляются с поверхности основы — на ней остается только бледное обозначение форм. Задний план формируется разбавленной, прозрачной смесью земляных пигментов.

3. Тона в диапазоне oт средних до темных на участках драпировки образованы разбавленными, прозрачными красками. Эта смесь (чуть более густой консистенции) применяется для создания участков наиболее темных теней.

4. Тона в диапазоне от средних до светлых и наиболее светлые созданы при использовании белил свинцовых отдельно или окрашенных пурпурной смесью, как показано выше.

5. После высыхания красок участки драпировки были переработаны в результате нанесения разбавленных, прозрачных лессировок и добавления ярких световых акцентов с помощью более густой и корпусной краски.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: