double arrow

Живопись прозрачными и корпусными красками на тонированных грунтовках


Портрет на красной грунтовке

Выбор цветового тона грунтовки

Живопись на тонированной грунтовке от средних до темных тонов

Поперечное сечение

На поперечном сечении хорошо просматриваются меловая/клеевая грунтовка и слой имприматуры желто-коричневых тонов, белый слой ярких световых акцентов и лессировка разбавленной красной с вкраплениями черно-синих тонов угля.

В соответствии с традицией такие грунтовки применяются для создания эффектов светотени («Кьяроскуро») — сопоставления контрастных тонов, где делается акцент на разнице между ярко и частично освещенными объектами и темными тонами заднего плана. Наиболее эффективная методика заключается в образовании светлых тонов корпусных пигментов на основе темного заднего плана — из самых глубин пространства картины. Создавая тональность заднего плана, старайтесь наносить краску как можно более тонким слоем и избегайте излишков масляных или смоляных компонентов.

Корпусные масляные краски на темной грунтовке

Данная работа сравнительно небольших размеров наглядно иллюстрирует эффект светлых пигментов на поверхности грунтовки темных тонов. Картина демонстрирует легкость, удобство, а также экономичность исполнения, которые позволяют запечатлеть неожиданность и непосредственность мгновения. Это — работа зрелого мастера, которому было необходимо передать в картине только самые существенные признаки события, явления или объекта; ему это удалось с изяществом и уверенностью.

Сюзанна и старцы (1585 г.), Джакопо Бассано

Благодаря использованию тонированных грунтовок перед художниками открываются огромные возможности, и остается только удивляться, почему они так редко применяют данную методику. Несмотря на то, что большинство традиционных красок составляют охры или умбры в диапазоне от неярких желтых до коричневых, или красные железистые, или сиена жженая в диапазоне от неяркой красной до оранжево-коричневой (с добавлением тускло-зеленых в качестве дополнительных цветов к теплым телесным оттенкам в портретах), ограничений в отношении цвета или тона практически не существует.

Как правило, грунтовка холодных зеленого или синего цветов оказывает общий «охлаждающий» эффект на цветовую гамму картины, тогда как оранжевые/желтые или красные согревают ее. Эти позитивные цвета неизбежно оказывают мощное воздействие на картину, поэтому часто художники выбирают краски более нейтральных цветов. Они не диктуют решения относительно выбора красок на ранних стадиях процесса живописи.

Художник вправе выбирать цветные грунтовки из большого диапазона различных тонов. Тем не менее, если вы хотите работать красками очень светлых тонов или прозрачными пигментами, ваш лучший выбор — это грунтовка светлых охристопалевых или серых оттенков.

С XVI по XIX век тонированные грунтовки различных оттенков представляли собой почти универсальную методику в живописи Европы. Наиболее популярные тона грунтовки существенно варьировались в зависимости от личных предпочтений художников. Этот незавершенный этюд демонстрирует лицо и часть прически портретируемого, выполненные на непрозрачной грунтовке тусклых оранжево-красных оттенков; в этом случае значительно легче создавать различные вариации бледных телесных тонов. Работая на непрозрачной грунтовке подобного типа, художник полностью полагается на кроющие свойства пигментов.

Джеймс II в бытность герцогом Йоркским (около 1665-1670 гг.), сэр Питер Лели

Два ряда этюдов, представленных внизу, иллюстрируют различные подходы к работе на тонированных грунтовках. В первом случае изображения были выполнены поверх прозрачной имприматуры на основе сиены жженой. Во втором — те же изображения нанесены на непрозрачную тонированную грунтовку на основе смеси сиены жженой и белил титановых.

В каждом случае чаша с фруктами (в верхнем ряду) была смоделирована только с помощью белил, а затем после высыхания краски покрыта лессировкой на основе разбавленных, прозрачных цветных красок. С другой стороны, фруктовая чаша в нижнем ряду выполнена заранее подготовленной смесью кроющих красок.

Техника нанесения лессировок прозрачными красками поверх белого подмалевка (две верхние иллюстрации) придает более яркие, четкие и «свежие» качества изображению по сравнению с непрозрачными вариантами изображения (нижние примеры). Однако в работах, выполненных непрозрачными красками, создана более мягкая атмосфера, а само изображение имеет более завершенный вид. При этом обе техники не исключают друг друга и очень часто комбинируются в одной работе.


Сейчас читают про: