Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Антимонопольное законодательство. Если конкуренция и перестает доминировать на рынке, то она не устранима в обществе, где сохраняется частная (единоличная) и общая долевая собственность




Если конкуренция и перестает доминировать на рынке, то она не устранима в обществе, где сохраняется частная (единоличная) и общая долевая собственность. Борьба за экономическую выгоду ведется,

во-первых, внутри монополии (при распределении условий производства и дохо­да),

во-вторых, между монополистическими союзами (за место в рыноч­ном пространстве)

в-третьих, между монополиями и аутсайдерами.

Однако монополистическое соперничество по своим методам суще­ственно отличается от способов, какими велась свободная конкурен­ция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобы отстоять и приумножить свои доходы. Часто они применяют неэкономические, насильственные методы:

лишают соперников возможности получить сырье, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию;

применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают произ­водственные секреты, используя для этого электронные средства, услу­ги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.);

некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовнаказуемые) средства поражения соперников — вплоть до поджогов их помещений, террористических актов и заказных убийств.

Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко все большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению абсолютных монополий, которые могут стать угрозой существова­нию самой государственной власти.

В правовом и демократическом государстве имеются силы, которые вступают в противобор­ство с монополиями.

Это, во-первых, широкие массы мелких товаро­производителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению.

Во-вторых, само государство, посредством правовых мер.

Давайте подробнее рассмотрим роль правового регулирова­ния монополистической деятельности.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. Возникший конфликт был разрешен в результате того, что государство ввело антимонопольное законодательство. В1890 г. американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.

Регулирование проводится по четырем направлениям:

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производ­ства, а только серьезное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незакон­ным признается трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранны­ми государствами. Монополизацией рынка признано обладание ры­ночной долей, равной (или превышающей) 60%.




Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компа­ний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценива­лось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распу­щен.

Третье направление: запрещается у становление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная тор­говая комиссия, созданная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен,

Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Необходимость такого рода правовых мер связана с распростране­нием недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих мето­дов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.

К началу 90-х годов XX в. антимонопольное законодательство было принято более чем в 40 странах с развитой и развивающейся экономи­кой. Национальные законодательства отражают специфические усло­вия своих стран. Вместе с тем антимонопольное законодательство име­ет единые основы.

Во-первых, ставит под государственный кон­троль слияние компаний.

Во-вторых, запрещает соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли.

В-третьих, оно пресекает недобросовестную конкуренцию.

В 90-х годах в России сделаны первые шаги по разработке и приме­нению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодек­се к преступлениям отнесены монополистические действия и ограни­чения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, кото­рые совершены путем установления монопольно высоких или моно­польно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, уст­ранения с него других субъектов экономической деятельности, установ­ления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).

В 1991 г. впервые был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и полу­чали более конкретную форму в других нормативных актах.

Итак, антимонопольное законодательство поставило определенные преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государ­ство выступило гарантом сохранения конкуренции в ее цивилизованных формах.

Приложение №1





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 518; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10184 - | 7791 - или читать все...

Читайте также:

 

35.175.191.150 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.