Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическая форма

Список литературы диссертации кандидат филологических наук Галанинская, Светлана Виленовна, 2004 год

1. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С.213-214.

2. Алексеев М.П. "Стихотворения в прозе" (вступительная статья) // Тургенев И.С. Полное собр. соч. и писем: В 30 тт. Т. 10. М., 1982. С.442-537.

3. Алексеев М.П. По следам рукописей И.С.Тургенева во Франции // Русская литература, 1963, №2. С.63-65.

4. Андреевский С.А. Литературные очерки. Спб., 1913.

5. Аношкина В.Н. А.А.Бестужев-Марлинский // История русской литературы XIX в. под ред. В.Н.Аношкиной и С.М.Петрова, М., 1989. С.264-270.

6. Антонова Т.И. Лирическая строфа Гоголя // Вопросы стилистики,-Саратов, 1985. С. 112-122.

7. Аринина Л.М. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева и лирика Тютчева последнего периода // Вопросы романтического мировосприятия, жанра и стиля. Калинин, 1986. С.86-96.

8. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., 1990. С.5-33.8а.Астащенко О.А. Принципы художественной организации текста И.А.Бунина (Поэзия и проза эмигрантского периода): Дисс.канд. филол. наук. М., 2003.

9. Афонин Л.Н. "Порог". К истории распространения в России стихотворенияТургенева//Тургеневский сборник. Л., 1969. С. 18-25.

10. Багрий А.В. Литературные очерки. Тургенев и Бодлер // Изв. вост.ф-та Азерб. ун-та. Баку, 1929, т.4. С. 145-159.

11. Бадаева Н.П. Безличные предложения в художественной прозеИ.С.Тургенева: Автореферат дисс. уч. степени канд. филол. наук. М., 1955.

12. Баевский B.C. История русской поэзии. 1730-1980гг. Смоленск,1994.

13. Балашов Н.И. А.Бертран и рождение стихотворения в прозе // Бертран А.Гаспар из тьмы. М., 1988. С.270-294.

14. Балашов Н.И. Элементы "Стихотворения в прозе" у Л.Н.Толстого в 1850-60-е гг. // Славянские литературы. 8-ой Международный съезд славистов. М., 1978. С.297-325.

15. Батюто А.И. Творчество И.С.Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.

16. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 5гг. Т.5. М., 1997. С. 159-207.

17. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13тт. Т.8. М.-Л.? 1953-1959.

18. Бибиков В.И. Три портрета. Стендаль — Флобер Бодлэр. Спб,1890.

19. Бицилли П. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа. София, 1942.

20. Благов В. Из серии "Под властью мысли" // Посев. Литературно-научный сборник. Екатеринослав, 1908, кн.1. С.98-99.

21. Блих М.О. Миниатюры // Венок. Альманах. М., 1909. С.71-72.

22. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 тт. Т.5. М.-Л., 1960-63.

23. Богданович Н. Покуша. ]едне кньижневне паралеле. Песма у прозиИ.Тургенева и Ш.Бодлера // Летопис матисе српске. Кн. 375. Нови Сад, 1955. С.562-574.

24. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

25. Бродский Н.Л. И.С.Тургенев. М., 1950.

26. Бунин И.А. Именины. Скарабеи. Музыка. // Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 тт. Т.5. М., 1965. С.141-145, 517-518.

27. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1990.

28. Бухштаб Б.Я. Первые романы А.Ф.Вельтмана // Русская проза. Л., 1920. С. 193-231.

29. Бялый А.Г. Русский реализм конца XIX в. JI., 1973.

30. Вежбицкая А. Сравнение градация - метафора (пер. Г.Е.Крейдлина) // Теория метафоры. М., 1990. С. 110-113.

31. Величкина И.И. "Стихотворения в прозе" и их место в творчестве И.С.Тургенева 70-80-х гг. Дисс.канд. филол. наук. М., 1970.

32. Вельтман А.Ф. Романы. (Изд. В.И.Калугин). М., 1985.

33. Венгеров С.А. Этапы неоромантического движения // Русская литература XX в: В 2тт. Т.1. Под ред. Венгерова С.А. М., 2000. С.50-52.

34. Виноградов. В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. М., 1976.

35. Вольман С.К. Проблемы современной филологии. М., 1965.

36. Гаврилов А.В. Орлицкий Ю.Б. Циклизация "малой прозы": некоторые вопросы истории и теории. // Организация и самоорганизация текста. Спб.; Ставрополь, 1996. С. 138-151.

37. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха. М., 2000.

38. Гаспаров МЛ. Предисловие // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы попоэтике выразительности: Инварианты Тема - Приёмы - Текст. М., 1996. С.5-8.

39. Гаспаров M.JI. Русские стихи 1890-х-1925-ого гг. в комментариях. М., 1993.

40. Г-д Мирра. Лесная сказка. Стихотворение в прозе // Проблески. Сборникрассказов и стихотворений местных, преимущественно начинающих авторов. Курск, 1904. С. 24-25.

41. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 15тт. Т. 14. М., 1958.

42. Гелюх Д.И. Эволюция ритмической организации прозаическогохудожественного произведения в русской литературе 20-30-х гг.: Дисс.канд. филол. наук. Донецк, 1975.

43. Гершензон М.О. Мечта и мысль И.С.Тургенева. М., 1919. 44. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

44. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. М., 2002.

45. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

46. Гиршман М.М. Художественная целостность и ритм литературного произведения // Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1996. С.99-113.

47. Головко В.М. О некоторых реминисценциях в "Стихотворениях в прозе" // Четвёртый межвузовский тургеневский сборник: научные труды Курского и Орловского пединститутов. Орёл, 1975, т. 17(110). С.285-304.

48. Головко В.М. О природе трагического в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева // Из опыта преподавания литературы в 9-10-х классах. Барнаул, 1974. С.78-87.

49. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева. Свердловск, 1989.

50. Гольденберг М. Миниатюры // Листопад. Маленький альманах. Одесса, 1908.С.З-7.

51. Гражис Л.И. Тургенев и русский романтизм: о сочетании реалистического и романтического в образном отражении. Казань, 1966.

52. Грехнев В.А. Этюды о лирике А.С.Пушкина. Нижний Новгород,1991.

53. Гроссман Л.М. Портрет Манон Леско. Два этюда о Тургеневе. М.,1922.

54. Гроссман Л.М., Фишер В.М., Бродский Н.Л., Пиксанов Н.К. Венок Тургеневу. Одесса, 1918.

55. Грязнова А.Т. Язык русской романтической прозы: Дисс.. канд. филол. наук. М., 1994.

56. Гульнова В.А. Женские образы в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева // Вестник Ереванского Университета. Общественные науки. 1966, №1. С.54-55.

57. Дарвин М.Н. Поэтика лирического цикла ("Сумерки» Е.А.Баратынского). Кемерово, 1987.

58. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.

59. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл. Проблемы истории и теории. Красноярск, 1988.

60. Дарвин М.Н. Циклизация в лирике: исторические пути и художественные формы: Дисс.. д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1996.

61. Дьяконов В.И. О сравнениях И.С.Тургенева // Тургенев и его время. Первый сборник под редакцией Н.Л.Бродского. М., 1923. С.166-171.

62. Евлахов А.В. И.С.Тургенев поэт мировой скорби // Русское богатство, 1904, №6. С.25.

63. Еремина Л.И. О языке художественной прозы Гоголя (искусство повествования). М., 1987.

64. Ермолаева И.И. Лирическое отступление как включенный текст (на материале произведений Гоголя): Дисс.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1996.

65. Ефимова Е.М. И.С.Тургенев. Семинарий. Л., 1958.

66. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений, Пг.,1921.

67. Жовтис А.Л. Проблема свободного стиха и эволюция стиховых форм: Дисс.д-ра филологич. наук. Киев, 1975.

68. Забурдяева В.И. Ритм и синтаксис русской художественной прозы k.XIX первой трети XX вв.(орнаментальная проза и сказовые повествования): Дисс. канд. филол. наук. Ташкент, 1985.

69. Земляковская А.А. "Стихотворения в прозе" как лирический дневник последних лет И.С.Тургенева // Сб.материалов 2-ой научной сессии вузов Центральной Черноземной зоны. Литературоведение. Воронеж, 1967. С.28-34.

70. Зильбернштейн И.Г. Последний дневник Тургенева. Комментарии // Литературное наследство, т.73, кн.1, М. 1964. С.123-145.

71. Зиновьева-Аннибал Л.Д. Тени сна // Зиновьева-Аннибал Л.Д. Тридцать три урода. М., 1999. С.399-406.

72. Зоболева-Гинда Е.В. Основные тенденции развития русской советскойпрозаической миниатюры // Вопросы русской литературы, вып.1(49), Львов, 1987. С.23-35.

73. Иваненко О.В. Проблема лиризма прозы в литературной критике 30-х гг. XIX в. // Проблемы развития лирической поэзии XVIII-XIX вв. и ее взаимодействия спрозой. М., 1985. С.45-52.

74. Иванов И.В. И.С.Тургенев. Жизнь личность — творчество. Спб.,1896.

75. Иванова Н.Е. Прозаизация стихотворной речи (к проблеме лингвостилистической типологии лирических текстов // - Проблемы структурной лингвистики. 1983. М., 1986. С.109-111.

76. Иссова Л.Н. Жанр стихотворения в прозе у И.С.Тургенева и И.А.Бунина // Литературное краеведение. Отв. ред. В.А.Тонков. Воронеж, 1968. С.70-78.

77. Иссова Л.Н. Проблема жанра стихотворения в прозе // Учёные записки Калининградского Университета. Вып.5. Кафедра русской и зарубежной литературы. Калининград, 1970. С. 17-31.

78. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2-х тт. Т.1. М.-Л., 1964. С.222-223.

79. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М, 1966.

80. Кедров К.А. Свободный русский стих и верлибр // Стрелец, 1993, №1. С.274-275.

81. Коваленков А.А. "Стихотворения в прозе" // "Литературная Россия", №15, 1965. С. 19.

82. Ковыршина С.А. Метризованная проза А.Ф.Вельтмана: Дисс. канд. филол. наук. М., 1995.

83. Коренев К. Стихотворения в прозе // Литературный сборник студентов-технологов. Спб., 1911. С. 19-21.

84. Корман Б.О. Некрасов и Тютчев // Некрасовский сборник, №3, М.-Л., 1960. С.23-35.

85. Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения:

86. Дисс.д-ра филол. наук. М., 1991.

87. Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995.

88. Кормилов С.И. О русском свободном стихе XIX в. // Вопросы жанра и стиля в русской и зарубежной литературе. М., 1979. С.69-77.

89. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину. Анализ прозы, поэзии, драматургии. М., 1999.

90. Краткая литературная энциклопедия: В 9тт.М., 1978.

91. Кудрявцев П.П. Христианский взгляд на жизнь. (По поводу "Стихотворений в прозе"). Киев, 1899.

92. Кулагина Н.Д. Жанровое своеобразие "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева // Доклады научно-теоретических конференций аспирантов. Ростов-на-Дону, 1969. С.23-45.

93. Куприевич А. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева и "Диалоги" Д.Леопарди. Киев, 1912.

94. Курляндская Г.Б. Бунин и Тургенев. Сравнительно-типологическое исследование // Творчество И.С.Тургенева. Проблемы метода и мировоззрения. Орел, 1991. С.67-85.

95. Курляндская Г.Б. Проблема жизни и смерти в "Стихотворениях в прозе" И.С.Тургенева //Творчество И.С.Тургенева. Курск, 1985. С.30-52.

96. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С.Тургенева. Орел, 1994.

97. Кюхельбекер В. Поэзия и проза // Лит. наследство. М., 1954, т.59. С.392-394.

98. Лебедев Ю.В.Об одной из ветвей "некрасовской" традиции. Процессы циклизации в русской прозе и поэзии 1840-1960-х гг. // Некрасов и современность. Ярославль, 1984. С.53-67.

99. Левина Н.Р. Жанровое своеобразие стихотворений в прозе: Дисс.канд. филол. наук. Л., 1972.

100. Левина Н.Р. Ритмическое своеобразие жанра стихотворения в прозе. // Русская литература и общественно-политическая борьба XVII-XIX вв. Учёные записки ЛГПИ им. Герцена, т.414. Л., 1971. С.217-236.

101. Левина Н.Р. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева и произведения этого жанра А.Бертрана и Ш.Бодлера // XXII Герценовские чтения. Филологические науки. Л., 1969. С. 117-119.

102. Левоневский Ал. Стихотворения в прозе // Весна. Альманах. Спб., 1908. С.93-95.

103. Леонова Н.А. Скрытый симфонизм прозы // Вопросы литературы, №3, 1969. С.168-175.

104. Лесков Н.С. Островитяне // Лесков Н.С. Полн. собр. соч.: В ЗОтт. Т.6. М.,1999. С.7-186.

105. Лимонова Е.А. Жанровое и стилевое своеобразие "Стихотворений в прозе" // И.С.Тургенев и проблема реализма XIX-XX вв. Саратов, 1973. С. 136-149.

106. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.З. Таллинн, 1993. С.381-388.

107. Ю7.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. СПб., 1996. С. 18131.

108. Лотман Ю.М. Пушкин. Спб., 2000.

109. Лукьяновский Б.Е. Об эпитете И.С.Тургенева // Творчество И.С.Тургенева. М., 1920. С. 146-148.

110. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX в. Спб., 1999.

111. Магаданник Е.П. Краткие рассказы Бунина. Идеи. Поэтика. Структура // Сб. Самаркандского Университета. Труды. Новая серия. Вып.320. Самарканд, 1972. С.34-47.

112. Максимова Е.О. О миниатюрах Бунина // Русская литература, 1997, №1. С.11-15.

113. Мантанов В.Р. К вопросу об изучении философии буддизма. Новосибирск, 1984.

114. Мовнина Н.С. Поэтика тургеневской повести 1850-х гг. К проблеме взаимоотношения поэзии и прозы в русской литературе: Дисс.. канд. филол. наук. Спб., 2000.

115. Моисеева М.В. Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М.Ю. Лермонтова. Ульяновск, 1995.

116. Назаренко В.В. О прозе в стихах//Звезда, 1955, №12. С. 155.

117. Назарова Л.Н. Тургенев и молодой А.Н.Толстой // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. М., 1969, №4 (52). С.14-16.

118. Невзоров Н.К. И.С.Тургенев и его последние произведения: "Стихотворения в прозе" и "К.Милич" (Публичная лекция, читанная 1883г. в пользу общества вспомоществования нуждающимся ученикам Казанского реального училища). Казань, 1883.

119. Незеленов А.В. Тургенев в его произведениях. Спб, 1885.

120. Немоевский А. Листопад. Стихотворения в прозе. Перевод с польского А.Тихова. М., 1900.

121. Никольская Л.Д. Значение кратких рассказов в эволюции творчества Бунина// Проблемы истории критики и поэтики реализма. Вып.З. Куйбышев, 1978. С.54-60.

122. Нойхель Р.Я. Тургенев и философские течения XIX в. // И.С.Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвузовский сборник научных трудов. Орел, 1998. С.11-24.

123. Озеров Л.А. Лад и склад в "Стихотворениях в прозе" // Русская речь, 1967, №4. С. 13-14.

124. Озеров Л.А. Поэзия лесковской прозы // В мире Лескова. Сб. статей. М., 1983. С.261-289.

125. Орлицкий Ю.Б. На грани стиха и прозы (русское верее) // Арион, 1999, №1. С.40-51.

126. Орлицкий Ю.Б. Особенности строфической композиции стихотворений в прозе И.С.Тургенева // Проблемы мировоззрения и метода И.С.Тургенева. Орел, 1993. С.47-48.

127. Орлицкий Ю.Б. О функциях силлабо-тонического метра в прозе Н.С.Лескова: (Предварительные замечания) // Творчество Н.С.Лескова в контексте русской и мировой литературы. Орел: Орловск. пед. ун-т, 1995. С.39-42.

128. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Очерки истории и теории. Воронеж, 1991.

129. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в творчестве И.А.Бунина: К постановке проблемы // И.А.Бунин и русская культура. Воронеж, 1995. С.59-64.

130. Орлицкий Ю.Б. Стихотворение в прозе как структурно-жанровое единство в русской литературе XIX-XX вв. // Традиции в контексте русской культуры. Череповец, 1995. С.94-97.

131. Орлов М.М. Стилистические функции пауз, выраженных в многоточиях, в произведениях И.С.Тургенева // "Русский язык в школе", 1968, №5. С.12-18.

132. Павлов Б.В. Тургеневские "Стихотворения в прозе" и "Последние песни" Некрасова // Болгарская русистика, 1983, № 1. С. 13-18.

133. Памяти Тургенева. Сборник. Тифлис, 1918.

134. Пестерев В.А. Жанр стихотворения в прозе в творчестве И.С.Тургенева и Ш.Бодлера // Роль русской классики в развитии и взаимообогащении литературных жанров. Орджоникидзе, 1986. С. 119-129.

135. Петрова Л.М. Мотив праведности в творчестве Лескова и Тургенева// Научные труды Курского пединститута. 1980, т.213. С.91-99.

136. Петухов Е.В. О пессимизме И.С.Тургенева // Уч. зап. Юрьевского ун-та, 1986, №4. С.45-48.

137. Пешковский A.M. Ритмика "Стихотворений в прозе" // Русская речь, вып.4. Л., 1928. С.60-78.

138. Потебня А.А. Поэзия. Проза. Сгущение мысли // Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990. С.140-156.

139. Прокофьева Д.С. О некоторых чертах "поэтики прозы" эпохи романтизма // Советское славяноведение. М., 1991, №6. С.62.

140. Проскурин О. А. Поэзия А.С.Пушкина или Подвижный палимпсест. М., 1999.

141. Проскурин С.Я. Стихотворения в прозе И.С.Тургенева // Вопросы истории и теории литературы. Сборник статей. Вып.1. Челябинск, 1966. С.34-38.

142. Протопопов Н.С. Мысли и образы в сочинениях И.С.Тургенева. Харьков, 1897.

143. Прохорова В.П. О поэтике малой формы. Образ автора в цикле миниатюр И.Коцюбинского "Интермеццо" и кратких рассказов Бунина // Вопросы литературы народов СССР, вып. 12. Киев-Одесса, 1986.

144. Пруцков Н.И. Вопросы литературно-критического анализа. М.-Л.,1960.

145. Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000.

146. Пусто войт И.Г. И.С.Тургенев — художник слова. М., 1980.

147. Резанов В.И. "Из разысканий о сочинениях В.А.Жуковского",1906.

148. Родзевич С. Тургенев. К 100-летию со дня рождения. 1818-1918. Киев, 1918.

149. Роднянская И. Слово и образ. М., 1964.

150. Рот Т.А. Поэтическое наследие Тургенева: Автореферат дисс. кандидата филол. наук. М., 1965.

151. Сакулин П. Художник эпохи перелома. М., 1908.

152. Сапожков С.В. Русские поэты "безвременья" в зеркале критики 1880-1890 гг. М„ 1996.

153. Сарбаш Л.И. Лирические отступления романов И.С.Тургенева // Проблемы метода и жанра. Томск, 1980, Вып.6. С. 120-129.

154. Сегал С. Наброски//Весна. Альманах. Спб., 1908. С.38-41.

155. Сильман Т.И. Лирический текст и вопросы актуального членения // Вопросы языкознания. М., 1974, №5. С.91-100.

156. Сиповский В.В. Карамзин, автор писем "Русского путешественника П., 1899.

157. Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. С.75-89.

158. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991.

159. Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах И.А.Бунина // Русская литература. 1984, №4. С.30-52

160. С.Р. Мгновенья. Стихотворения в прозе // Студенческий сборник. Издание Харьковского студенческого литературного кружка. Харьков, 1907. С.110.

161. Стасюлевич М.М. Из воспоминаний о последних днях И.С.Тургенева//Вестник Европы, 1883, №10. С.845-850.

162. Степанов H.JI. Поэты и прозаики. М., 1966.

163. Сукованченко К. Осенние аккорды // Отклики. Студенческий литературный сборник. Кн.1. М., 1910. С.3-4.

164. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

165. Терца А. Уходящие тени. Стихотворения в прозе // Всероссийский студенческий сборник. Харьков, 1911. С.84-90.

166. Тетмайер К. Роза. Стихотворения в прозе // Жизнь, 1901, №3.1. С. 123.

167. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1966.169а. Тимофеев Л.И. Проблемы стиховедения. Материалы к социологии стиха. М., 1931.V

168. Товстогузов П.Н. Лирика Ф.И.Тютчева. Поэтика жанра. М., 2003.

169. Токкель Л. Миниатюры (Грустные воспоминания) // Маленькие альманахи. Кн.З. Спб., 1911. С.39-44.

170. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002.

171. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX в. М., 1999.

172. Тургенев И.С. SENILIA. Стихотворения в прозе // Полн. собр.jj соч. и писем: В ЗОтт. Т. 10. С.125-190.

173. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1970.

174. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Вопросы поэтики, вып.5. Л., 1924. С. 42-54.

175. Фаворин В. О языке произведений И.С.Тургенева // Уральский современник. Свердловск, 1955, №1. С.23-34.

176. Федорова Т.И. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева в литературоведениипоследних лет // Известия АН СССР. Серия литературы

177. Ч) и языка, т.28, вып.6. М., 1980. С. 12-16.178а.Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. Учебное пособие. М., 1997.

178. Фоменко И.В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

179. Фомин Г. Заброшенная дорога. Стихотворения в прозе // Венок. Литературный сборник. Воронеж, 1908. С.241-242.

180. Фохт У. Пути русского реализма. М., 1963.

181. Фролова Е.Д. Рассказ-миниатюра в современной советской прозе // Малые жанры в русской советской литературе. Киров, 1986. С.21-26.

182. Хаев Е.В. Проблема композиции лирического цикла // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 12-16.

183. Харлап М.Б. О стихе. М., 1966.

184. Хмельницкая Т.Б. Лирика в прозе. Автобиографические повести К.Г.Паустовского // Нева, 1956, №8. С.35-44.

185. Художественное мышление И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого в изображении пейзажей. (Методическая рекомендация). Саратов, 1980.

186. Черемисина Н.В. Ритм и интонация русской художественной речи: Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1971.

187. Черкезова О.В. Лирическое авторское сознание в жанровой системе романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин": Дисс.. канд. филол. наук. Свердловск, 1991.

188. Чернец Л.В. К методологии изучения литературных жанров // Литературный процесс. Сб. статей под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1981. С.202-218.

189. Чернышёв В. Заметки о текстах и языке И.С.Тургенева // Чернышёв В. Избранные труды: В 2тт. Т.2. М., 1970. С.44-50.

190. Чешурин Н. Свет// Весна. Альманах. Спб., 1908, с.67-69.

191. Чистова И.С. Тургенев и Леопарди. (К вопросу о литературных источниках "Стихотворений в прозе") // Тургенев и его современники. Л., 1977. С.146-149.

192. Чичерин А.В. Идеи и стиль. М., 1968.

193. Чичерин А.В. Ритм образа. М., 1973.

194. Чужая В. Штрихи и точки // Отклики. Студенческий литературный сборник. Кн.1. М., 1910. С.53-54.

195. Чулков Г. "Тени сна" Л.Зиновьевой-Аннибал // Вопросы жизни, 1905, №6. С.257-259.

196. Шаталов С.Е. "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева. В помощь учителю. Арзамас, 1961.

Методология исследования предопределяется поставленными целями и задачами. В качестве основного используется метод последовательного анализа текста отдельных миниатюр в контексте рассматриваемого цикла «Стихотворения в прозе», а также в контекстах других авторов и более ранних произведений самого И. С. Тургенева.

Биографический метод используется лишь отчасти для конкретизации условий и причин возникновения того или иного текста стихотворения в прозе, при анализе проблематики данного стихотворения.

Метод сопоставительного анализа применяется при определении сходства или различия мотивов, образов и т. п. цикла «Стихотворения в прозе» с мотивами, образами и т. п. более ранних произведений И. С. Тургенева, а также произведениями других авторов.

Методологическую и теоретическую базу диссертации составляют научные работы в области сравнительного анализа, в области теории и

истории литературных жанров, в частности, жанра стихотворений в прозе, а также научные исследования, посвященные проблеме изучения источников художественного произведения (М. П. Алексеев, А. С. Бушмин, А. Бем, В. М. Жирмунский, М. М. Бахтин, Л. Дюришин, В. Е. Ветловская, Н. Н. Мостовская, Г. Б. Курляндская, Ю. Кристева и др.).

В последние годы жизни И. С. Тургенев создает цикл «Стихотворений в прозе», который он пишет с 1877 года. В печати стихотворения появляются в 1882 году в двенадцатом номере «Вестника Европы»… Вообще эти произведения для печати не предназначались, слишком уж интимны были переживания в некоторых из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала, во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем удалось уговорить последнего напечатать часть «Старческих раздумий» (так их называл сначала сам Тургенев).

Многие пишут, что тургеневские «Стихотворения…» - это новый жанр не только для всей русской литературы, но и мировой. Это неверно. Можно провести параллель между «Стихотворениями…» Тургенева и некоторыми произведениями европейской литературы XIX века. Например, А. Е. Грузинский говорил, что между известным стихотворением Тургенева «Природа» и некоторыми произведениями Джакомо Леоларди, а в частности, с «Диалогом природы с исландцем», есть сходство… А довольно известные во времена И. С. Тургенева «Les petites poemes en prose?, Несомненно, писатель хорошо знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том, кто же основоположник этого жанра. Одни говорили, что он зародился на Западе (Л. В. Пумпянский), другие утверждали, что истоки его вообще надо искать в античности и библейских преданиях… Но наиболее справедливым мне кажется вывод Н. И. Балашова: «Алозизиус Бертран ввел, можно решиться сказать, в литературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр». Со своей же стороны хочу добавить то, что тургеневские стихотворения, несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской, восточной поэзией. «Стихотворения в прозе» - это те же японские стихотворения, написанные в форме хокку и танка… Их объединяет лаконичность, иносказательность, а главное… «бездна мысли». Каждое слово, каждый звук имеют свой смысл… свое назначение.

Но все-таки… почему же именно стихотворения в прозе? А не просто - философские рассказы? Наверное потому, что слишком уж гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы… «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченный печатью необыкновенного стилистического изящества». «Стихотворения в прозе» - это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений… в конце своей жизни. Здесь отразилось все то, что было «разлито» по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, сливаются в один общий мотив. Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как «Старуха», «Старик», «Собака», «Сон» и т. д., - а связаны единым мотивом: размышления о неотвратимости смерти.

Таким образом, не буду сейчас перечислять все темы по отдельности, а назову главные и преобладающие: воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы.

Возможно, здесь может показаться, что все «Стихотворения…» проникнуты пессимистическими настроениями, но это не так. Своим мрачным, темным, «пасмурным» стихотворениям («Старик») Тургенев противопоставляет светлые, радужные, проникнутые оптимистическими настроениями («Лазурное царство»). Обычно они все о той же любви, красоте, ее силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор все же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению не было («Воробей»). Этот цикл - противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы «вступают в борьбу» между собой. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, все противоречивое, в конце концов, автор стремится слить воедино («Двойник»)… Все произведения Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые в принципе волнуют общество и в данное время. Рассмотрим некоторые темы и стихотворения, например тему «Человек и природа».

И. С. Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он был убежден, что человек только тогда силен, когда «опирается» на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть ее, необходимость подчиняться ее жестоким законам, перед которыми все одинаково равны. Его ужасал «закон», по которому, рождаясь, человек был уже приговорен к смерти. Мысль о том, что «природа, материя остается, индивидуумы исчезают», мучила Тургенева. Его возмущало то, что природа «не ведает ни добра, ни зла». В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: «Разум мне не закон - что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я ее и отниму и дам другим, червям и людям… мне все равно. А ты пока защищайся - и не мешай мне!» Ей все равно, что человек, что червь, все они твари. У всех жизнь одна, и она -величайшая ценность. А главное, что есть в ней, что надо беречь, поймать и не отпускать, - молодость и любовь. Не зря преобладающим мотивом является тоска героя о прошлом, скорбь из-за того, что все подходит к концу, а так мало сделано… Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновения в сравнении с жизнью природы…

Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остается для Тургенева неразрешимым. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев» - вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих «Стихотворениях…». Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?» Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, ее надо прожить так, чтобы в конце не оглядываться с ужасом, не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь…» Нередко, для того чтобы показать всю мимолетность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая свое прошлое, человек начинает ценить жизнь («Двойник»).

Интересно проанализировать стихотворение «Собака». Рассматривается тот же вопрос жизни и смерти, мимолетности человеческой жизни, незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.

Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же «налете» бури. Это пугливое отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «Одна жизнь жмется пугливо к другой». В этом стихотворении опять прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: «нет никакой разницы» и «мы тождественны», что подчеркивает равноценность человека и животного перед лицом смерти. Для этой же цели в тексте повторяются одни и те же словосочетания: одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь.

Смерть представлена здесь в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом». С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, дает ей «жизнь»: «воет страшная, неистовая буря».

Для усиления напряженности автор вводит восклицания. Кроме того, в тексте имеется еще одно так называемое средство экспрессивной лексики: свойственный Тургеневу риторический вопрос, который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы. Добролюбов писал о тургеневской прозе: «…и грустно и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, невозвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Все прошло и не будет больше; но еще не пропал человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грезам… И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души». Действительно, мы можем отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке «состояние душевной высоты и просветленности». Так называемый тургеневский лиризм придает произведениям писателя необычайную задушевность. Сталкивая прошлое и настоящее, писатель «играет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии, эстетического наслаждения, мудрости понимания, примиренности противоречий». Тургенев упивается поэзией времени…

Действительно, как мастерски создает Тургенев образ ликующей юности - «царства лазури, света, молодости и счастья» в стихотворении «Лазурное царство», и противопоставляет это светлое царство «темным, тяжелым дням… холоду и мраку старости»… И везде эта философская идея: показать все противоречия и преодолеть, снять их. И это в полной мере отразилось в «Молитве». В этом стихотворении ход мысли идет от противопоставления к синтезу. Тургенев как бы расщепляет, чтобы в конце концов соединить, вещи, казалось бы, несоединимые: «…станем пить и веселиться - да молиться».

Как писатель-философ, Тургенев не выбирает вовсе, а собирает все противоречия в единую систему, которая в сущности-то и является той самой истиной жизни, которую все ищут. «Стихотворения в прозе» - это итог трудной, но красивой жизни великого писателя, который сумел соединить в своих «Senilia» и радость, и горечь, и мгновенное, и вечное, и личное, и общечеловеческое…

Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология.» – 2010. – № 2 (8) стр.171-185


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: