Общие правила бухгалтерского и налогового учета расходов

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

В соответствии со ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются многие до­ходы, полученные в виде целевого финансирования и целевых поступлений, при расчетах с уч­редителями (участниками), в результате осуществления государственных программ, а также денежные средства и имущество, которые при их поступлении не переходят навсегда в собст­венность организации (авансы, залог и т.п.).

Перечень доходов организации, не учитываемых при определении налоговой базы для ис­чис­ления налога на прибыль, приведен в таблице 4.

Таблица 4

№ п/п Перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения Комментарии Основание
  Имущество и (или) имущественные права, работы и (или) услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты това­ров (работ, услуг) на­логоплательщиками, оп­ределяющими доходы и расходы по методу начисления На счетах бухгалтерского учета полученное имущество (денежные средства или мате­риальные ценно­сти) отража­ются проводкой: Д51 (50,52,10,08…) К60 (76) пп.1 п.1 ст.251 НК РФ
  Имущество и (или) имущественные права, получен­ные в форме залога или задатка в ка­честве обеспе­чения обязательств На счете бухгалтерского учета имущество, полученное в ка­честве залога (денежные сред­ства или материальные ценно­сти), отража­ется в забалансо­вом учете запи­сью: Д002, а задаток учитывается в ба­ланса проводкой: Д51 (50, 52) К60 (76) пп.2 п.1 ст.251 НК РФ
  Средства, полученные по договорам кредита и займа (иные аналогичные средства незави­симо от формы оформления заимствований, включая долго­вые ценные бумаги), а также суммы, полученные в погашение таких заим­ствований На счетах бухгалтерского учета полученные денежные средства отражаются записью: Д51 (50, 52) К66 (67), а их воз­врат записью: Д66 (67) К51 (50, 52) пп.10 п.1 ст.251 НК РФ
  Имущество и (или) имущественные права, получен­ные в виде взносов (вкладов) в ус­тавный (складоч­ный) капитал (фонд) органи­зации На счетах бухгалтерского учета средства, полученные в качестве вклада в уставный капитал, отра­жаются записью: Д51 (50, 52, 08, 10 и др.) К75 пп.3 п.1 ст.251 НК РФ
  Средства, полученные в виде безвозмездной по­мощи (содействия) в порядке, установлен­ном Феде­ральным законом от 04.05.99 № 95-ФЗ «О безвоз­мездной помощи (содействии) РФ и внесении изме­нений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о нало­гах и об установлении льгот по пла­тежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной по­мощи (содействии) Российской Федерации На счетах бухгалтерского учета эти средства отража­ются записью: Д51 К91.1 пп.6 п.1 ст.251 НК РФ

В соответствии с п.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (далее – ПБУ 10/99), расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (де­нежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приво­дящего к умень­шению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участни­ков - собственников имущества.

Казалось бы, после вступления в силу главы 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль ор­ганизаций, бухгалтерский учет себестоимости становится не нужен и можно вести один нало­говый. Однако это не так.

Во-первых, никто не отменял обязанности организаций вести бухгал­терский учет и представлять бухгалтерскую отчетность всем заинтересованным поль­зователям (которыми, в первую очередь, являются контролирующие органы).

Во-вторых, именно на ос­новании данных бухгалтерского учета определяется облагаемая база по налогу на имущество (соответственно искажение некоторых статей баланса приведет к неверной уплате этого налога, а значит, и налога на прибыль).

Таким образом, отказаться от ведения бухгалтерского учета затрат нельзя. Вести парал­лельно два разных учета – бухгалтерский и налоговый довольно трудоемко (особенно по формам, предлагаемым для этой цели ФНС России).

Для облегчения работы бухгалтера предлагается объединение бухгалтерского и налогового учета на базе уже давно знакомых и испытанных временем бухгалтерских регистров (в кото­рые для этой цели придется внести некоторые изменения и дополнения). Тем более, что де­лать это разрешено не только бухгалтерским законодательством, но и налоговым (ст.313 НК РФ).

Поскольку расчет «бухгалтерской» себестоимости на сегодняшний день несколько слож­нее, чем налоговый, то именно ее предлагается взять за основу для формирования расходов для це­лей налогообложения.

Предлагаемая методика расчетов довольно длительное время «обкатывалась» на практике, поэтому ее внедрение возможно на абсолютно любом предприятии вне зависимости от его раз­мера или видов осуществляемой деятельности.

При этом основной принцип параллельного ведения бухгалтерского и налогового учета со­стоит в том, что в бухгалтерских регистрах по каждой группе затрат выделяются расходы, учи­тываемые для целей налогообложения в порядке, отличном от правил, применяемых для целей бухгалтерского учета. Таким образом, почти по всем расходам в результате получа­ются «объе­диненные» регистры бухгалтерского и налогового учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: