Сатирическая журналистика 69-74 гг. Общая характеристика

Расцвет русской просветительской мысли в 60-70-е гг. 18в.

III. Литература и журналистика 60-80-х годов 18 века

Во второй половине века литературный процесс значительно усложняется. Появляются литературные группировки, школы, течения, увеличивается число журналов, среди которых большое место занимают собственно литературные журналы, демократизируется русское общественное сознание,

Вторая половина века ознаменована подъемом русского национального самосознания. Этому способствовали и блестящие военные успехи России (Победа в первой русско-турецкой войне (1769-1774) открыла Черное море для русского флота) и вторая победа над Турцией (1787 -1791), упрочила международное положение России.

Во 2 половине 18 в. растет значение русской интеллигенции, овладевающей высотами мировой культуры. Среди интеллигенции выделяются передовые круги дворянства и разночинцы.

Большой подъем переживают во 2 половине 18 в. русское искусство. Создается школа портретной живописи.

В этот период бурно развивается книгопечатание, чему способствует и указ 1783 г. о «вольных типографиях», которые могли заводить все желающие, не спрашивая разрешения.

Но с начала 60-х годов 18 века происходит резкое обострение соц. противоречий в стране, вызванное развитием капиталистического уклада в недрах феодально-крепостнической формации. Помещики усиливают эксплуатацию крестьян. +Пугачев(угроза для феодально-крепостнической монархии).

1762 год - спец. указом Петра III Дворяне освобождались от несения какой-либо государственной службы.1765 -помещикам было разрешено по собственному усмотрению ссылать крестьян на каторгу, крестьяне не могут жаловаться императрице. Остро встал крестьянский вопрос, получила развитие антикрепостническая идеология.

В России получает широкое распространение западноевропейская просветительская философия, направленная на уничтожение феодализма, ликвидацию деспотии правления и влияния Церкви.

Труды теоретиков франц. просвещения стали пользоваться большим успехом среди передовой русской молодежи. Екатерина из соображ. безопасности решает встать в позу просвещенного монарха Она играла в либерализм, называя себя ученицей Вольтера. Екатерина помогает нуждающемуся Дидро, зовет в Россию Руссо, который подвергается гонениям. Но Екатерина толковала идеи просветителей в духе монархизма.1767г - «Наказ»,в кот. она хотела упорядочить рус. законы.использ якобы идеи Монтескье. На самом деле реф. Сводились до минимума. Но дворянство все это видало, они ощущали всю ложь и лицемерие Екатерины.

1760-1780 гг- развив. идеология рус. просвещения, критика деспот. Екатерины, защита крестьян. Деятели русского Просвещения разоблачали бюрократический произвол в государстве, невежественное и реакционное духовенство, требуя свободы мысли, свободы просвещения для всех сословий. Идеи русского Просвещения, связанного с просвещением общеевропейским, поднимаются в тв-ве Радищева до осознания необходимости революционного изменения действительности.

Рост оппозиционных настроений, усилившееся воздействие литературы на формирование общественного сознания вынудили Екатерину прибегнуть к новой возможности оказать влияние на общественное мнение. С начала 1769 г. она начинает издавать сатирический журнал под названием «Всякая всячина». «Всякая всячина» обильно черпала материал из английского сатирико-юмористического журнала «Зритель». Формально издателем журнала считался секретарь Екатерины Г. В. Козицкий, но фактически руководство журналом осуществлялось самой императрицей, и это не было секретом в литературных кругах.

«Всякая всячина» не признавала критики социальных недостатков действительности, она порицала, и то в «улыбательном духе», явления, нежелательные для правительства, или такие пороки, как скупость, мотовство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе. Она показывала пример благонамеренной журналистики. Ее программа:

1) никогда не называть слабости пороком

2) хранить во всех случаях человеколюбие

3) просить Бога, чтоб нам дал дух кротости и снисхождения.

«Всякая всячина» стремилась затушевать реальные пороки русской действительности, превознося вместе с тем правление и законодательные мероприятия императрицы.

Большинство материалов в журнале принадлежало Екатерине. (кроме нее – Сумароков, Козицкий и другие).

После этого журнала один за другим стали появляться в 1769 г. журналы: «Трутень» Новикова, «Адская почта» Эмина.

Использовав опыт европейских предшественников и первого русского сатирического журнала Сумарокова «Трудолюбивая пчела», русские сатирик Эммин и Новиков создали новый тип сатирического журнала, в котором на смену юмористически занимательному сюжету пришла сатира, насыщенная острым, социально-злободневным содержанием.

1769 г. оказался первым годом в истории русской журналистики. Но вышедшие в этом году журналы просуществовали недолго. (кроме «Трутня» и «Всякой всячины»). Так, журнал «Поденщина» - всего около 5 недель.

Журнал «Адская почта» был ежемесячным изданием одного автора, писателя-разночинца Эммина, который построил журнал в форме переписки 2 бесов – Кривого и Хромоногого. Там была сатира на лица. В переписке бесов современники улавливали намеки на конкретные события и конкретных лиц русской жизни. Выбор фантастической формы издания придавал ему занимательность, делая более доступным для демократического читателя.

Журнал «Смесь» - остросоциальные статьи, сатира на лица.

«адская почта» и «Смесь» сразу стали на сторону издателя самого остросатирического журнала «Трутень», который с первого номера вступил в полемику с псевдосатирической «Всякой всячиной».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: