Трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец»

Особенности лит.направления в 30-50 гг. Сумароков – теоретик русского классицизма

Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Он выступил и как теоретик классицизма, и как писатель, давший в своей литературной практике образцы многообразных жанров, предусмотренных поэтикой классицизма. Он начал с написания од, первые 2 оды, посвященные Анне Иоанновне, были напечатаны в 1740 г. В них начинающий поэт подражал Тредиаковскому. С момента появления од Ломоносова Сумароков испытал сильное воздействие его творческого гения. Однако жанр оды не стал главенствующим в его творчестве, которому суждено было сыскать славу великого драматурга и поэта-лирика.

Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 г. Сумароковым 2 стихотворные эпистолы – «О русском языке» и «О стихотворстве», в которых он выступил как теоретик классицизма. В первой он говорит о необходимости обогащать литературный язык за счет неустаревших церковнославянских слов и избегать иностранных. В этом он сближается с Ломоносовым. В «эпистоле о стихотворстве» (1747), уже в отличие от Ломоносова, Сумароков, теоретически обосновывая жанры классицизма, утверждает равноправие всех жанров, не отдавая предпочтения ни одному из них.

Впоследствии обе эпистолы были переработаны и составили одну – «Наставление хотящим быти писателями», изданную в 1774 г.

В 1759 году Сумароков начал издавать первый частный журнал в России под названием «Трудолюбивая Пчела», наполненный очерками, эпиграммами, притчами. Издание частных журналов было важным событием в развитии русской журналистики. Журнал отличался политической тенденциозностью, недаром разрешение на печатание журнала было получено не сразу, и цензура пристально следила за ним, что в результате привело к прекращению издания.

Первый номер вышел в конце января 1759 года, тиражом 1200 экзепляров, последний – в декабре того же года. В журнале ощущалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся тогда в опале Екатерины. Однако основным в сатирических очерках и фельетонах «Трудолюбивой Пчелы», принадлежащих самому издателю, было обличение злоупотреблений, насилия, казнокрадства, процветающих в Российской империи. В журнале сотрудничал Тредиаковский и другие авторы, но основная направленность была связана с материалами Сумарокова, которые составляли большую часть в каждой книжке «Трудолюбивой пчелы».

Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым, заботясь о судьбах рус. Литры. В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинно национальную культуру. Верит в силу слова, обращенную к разуму. Отстаивает ясность мысли, считая, что «великолепие», пышность поэзии Ломоносова лишены естественности.

К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков в «Трудолюбивой Пчеле» можно отнести «Письмо о некоторой заразительной болезни», в котором обличается взяточничество; письмо «О достоинстве», в котором Сумароков вновь проводит свою мысль о том, что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинства человека; очерк «о домостроительстве». В нем он клеймит жестокость помещиков по отношению к крепостным.

Неоднократно проводит он в своем журнале мысль, характерную и для его литературных произведений, о том, что богатство и знатность не суть достоинства человека.

Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью нападал на те социальные явления, которые он расценивал отрицательно. В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы. Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения, он «идол гнусный», «враг нарда», которого надо свергнуть с престола («Дмитрий Самозванец»).

Сумароков заговорил о «злодеях» на троне. Недаром трагедия «Д. С» была включена в сборник лучших произведений русской литературы, изданный в Париже В трагедии звучит тема насильственного свержения тирана народом. И хотя Сумароков имеет в виду только дворцовый переворот, а понятия «народ», «общество», «Сыны отечества» - это дворяне, тем не менее общественно-политическое звучание этой трагедии было очень сильным. Сюжет основывается на недалеком прошлом России, России начала 17 века. Сумароков изменяет фактам только в любовной интриге: Ксения – дочь Шуйского и невеста князя Галицкого.

Тем не менее история представлена в трагедии весьма условно. И здесь конфликт трагедии – в противоречии между абстрактным идеалом государя и монархом-тираном, охваченным пагубными страстями. В трагедии усиливается дидактизм, подчеркнутая заданность в решении конфликта. С момента появления на сцене Димитрий Самозванец нарисован только черной краской, и уже в начале трагедии ощущается неизбежность кары, которая должна постичь злодея. Он исполнен презрения к России и хочет подчинить ее власти католического Рима, он полон жестокости и самодурства, подвержен губительным страстям:

«Российский я народ с престола презираю»…

«Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Что россам ссылку, казнь и смерть определяю.

Сыны отечества – поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь»

Димитрий открывает в первой сцене Пармену свой замысел: отравить жену и жениться на Ксении, дочери Шуйского.

В трагедии содержится самохарактеристика, саморазоблачение Димитрия, который говорит сам о себе:

«Зла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может…»

«Я к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагрен».

Димитрий не признает законов, считая царскую волю выше всяких законов:

«перед царем должна быть истина бессловна,

Не истина – царь, - я; закон – монарша власть,

А предписание закона царска страсть».

Характерно, что в трагедии Сумароков предваряет пушкинскую трактовку образа самозванца. Его не интересует, самозванец или истинный царь Димитрий, Сумароков осуждает его не за самозванство, а за безразличие к народу, о «блаженстве» которого он не печется.

Устами Пармена высказывает Сумароков свой взгляд на монархическое правление, заявляя, что не «порода» и не наследственные права являются основным в монархе, а его личные достоинства.

Сумароков приводит народ к восстанию. Трагедия звучит предостережением монархам, которые злоупотребляют своей властью, в частности Екатерине II. Любой монарх, не соответствующий идеалу просвещенного монарха, может быть свергнут.

Шуйский готовит восстание, произнося патриотические речи, которые не могли оставить зрителя холодным.

В трагедии «тирану», «варвару» противостоят положительные, добродетельные герои, выражающие свои благородные чувства в отвлеченных рассуждениях.

Таковы наперсник Самозванца Пармен, князь Галицкий, Ксения, выступающие в трагедии как воплощение гражданской добродетели. Они произносят речи о том, каким должен быть монарх. Действия героев, как и развязка трагедии – появление восставших, лишены какой-либо реальной мотивировки и являются результатом авторской воли. Разрешение конфликта предопределено порочностью Димитрия и добродетелью противостоящих ему героев. Однако свержение тирана восставшим народом (Сумароков имел в виду дворян, употребляя слово «народ») совсем не означало для Сумарокова отрицания самодержавия, а лишь замену царя-тирана просвещенным монархом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: