double arrow

Литературное развитие начала 19 века. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».Драматургия В.А.Озерова


Историческая обстановочка примерно следующая. Всякие народные крестьянские волнения портят кровь правительству Павла 1. Придворные с 11 на 12 марта 1801г. устраивают дворцовый переворот. Новый царь Александр 1 видя такое положение вещей поначалу идет на кой-какие уступки либерально настроенному обществу – разрешает частные типографии, ввоз книг из-за границы, вводит новый цензурный устав, ограничивающий административное вмешательство в дела печати, открывает кучу университетов и гимназий и т.п. следующий пункт нашей программы – война 1812 года, которая как война народная и священная пробудила народное самосознание и обнаружила огромные силы нации. Как ярость благородная вскипела волной, как рус. народ освободил от козлов французских всю Европу, так прямо и прочувствовал необходимость нац. освобождения. Отсюда все гражданские и рев. темы в литературе. Большие разговоры про отмену крепостного права, бочки на самодержавие и обществ. устройство страны.

Традиции гражданской лирики в духе Классицизма были продолжены и поэтами «Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств». Их неофиц. называют «Поэтами - радищевцами», потому что они разделяли идеи А.Н. Радищева, в обществе так же состояли его сыновья. Поэты В.О. ( первонач. - «Дружеское общество любителей изящного») ( из писателей Попугаев, Измайлов, Каменев, Востоков и др.) представляли собой неоднородную группу людей, «Стремящихся к взаимному себя усовершенствованию во имя общей пользы». Большинство из них – незнатного происхождения, а программными произведениями явл. работы Монтеське, Беккария, Филанджиери и др. Целью мол. людей было избавление людей от невежества, стремление растолковать принципы, на основании которых можно построить гармоническое общество. Не будучи революционерами, они критически относились к крепостничеству и деспотизму. Они руководствовались идеей воздействия на монарха, посвятив этому ряд произведений.




Официальное признание общество получило в 1803 году. Основные идеи сторонников неоклассицизма (большинство в обществе), заключились в искл. Роли человека, его разума, его деяний. Так, в оде Пнина « Человек», спет гимн человеку, который на земле, как бог на небесах. В этом виден решительный поворот русской лирики к личности, вопреки прежним «Классицистическим» идеалам доблести. Поэты вольного общества проявили интерес к русскому фольклору, к экспериментам в области стихосложения. Вместо силлабо-тоники они пробовали тоническую систему, безрифменный стих. Переводили античных авторов, пытаясь сохранить метрику оригинала. Проблема эта была весьма актуальна, так как русская литература в это время активно приобщалась к достижениям культуры Зап. Европы.



Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых обществом и связанных с ним – альманах «Свиток муз» (1802 - 1803), жур. «Периодическое издание общ-ва любителей…»(1804 – вышел только один номер), жур. «Северный вестник» (1804 - 1805), «Журнал рос. словесности» (1805), «Санкт-Петербургский вестник» (1812) и др. В журналах рядились все на те же темы крепостного права, гос. устройства и просвещения.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Идеи высокой гражданственности и народности разделяли и члены «Дружеского литературного общества» , открытое в янв. 1802года, а в ноябре уже распалось. В него входили воспитанники МУ и Университетского Благородного пансиона Андрей и Александр Тургеневы, Жуковский, Воейков. Если половина из них принимали литературные принципы Карамзина, то лидер кружка, Андрей Тургенев, считал, что Карамзин увлёкся «мелочными родами» и что он уводит русскую словесность на путь отвлечённых чувств от проблем современности. Время Карамзина, по его мнению, прошло. Андрей надеялся обновить гражданскую лирику и написал несколько стихотворений в высоком стиле. Эти взгляды во многом способствовали подготовке программы декабристов. Но само общество Тургенева не поддерживало его взгляды и оставались сторонниками Карамзина и сентименталистами.



Впоследствии, вокруг Карамзина собирается литературная молодёжь, но это уже история полемики двух других лит. Обществ 19 века « Арзамас» и « Беседа любителей русского слова».

Ещё:

Самые хитовые жанры лит-ры: издыхающий классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Далее подробно и с блеском в глазах рассказываем о каждом

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В начале 19 века меняется тип литератора. 18 столетие знало литератора-философа, социолога, моралиста, для которого литература оставалась все же главным занятием (Фонвизин, Муравьев). Оживление социологической и филологической мысли в начале александровского царствования приводит к появлению типа ученого, социолога, занимающегося литературной деятельностью. Образовавшееся в 1801 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» объединило литераторов именно этого рода (сначала под названием Дружеского общества любителей изящного). Передовые члены – Дмитриев, Востоков, Остолопов, Иванов, Тербенев, Пнин, Попугаев, Радищев и еще куча всяких членов. Попугаев: «Предметом упражнений своих избрало общ-во словесность, науки и художества с целью взаимно себя усовершенствовать в сих отраслях способностей человеческих». Поэтические и беллетристические опыты Пнина и Попугаева – наиболее видных деятелей общества, - как правило, неоригинальны и прямо зависят от господствующих сентиментальных и преромантических веяний; самые же значительные их труды - «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1801), «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) Пнина, «Негр» (1804) и «О благоденствии нар. обществ» (1807) Попугаева – являются, по существу, учеными или публицистическими сочинениями, поднимающими проблемы социального статуса «незаконных» детей, просвещения, крепостного права. В пнинском «Опыте о просвещении» фишка шла про причину обществ. зла – невежество и светлое будущее просвещения. Последнее Пнин понимал «в том, когда каждый член общ-ва совершенно знает и исполняет свои должности». Далее Пнин гонит на деспотизм – типа власть должна не повелевать, а управлять, т.е. соблюдать правосудие, соблюдать законы и охранять просвещение, и все такое. Книгу, кстати, запретили. У Попугаева в «Благоденствии анр. обществ» тоже наезды на крепостное рабство и соц. неравенство Даже самый крупный поэт Вольного общества – А.Х. Востоков – входит в русскую культуру более всего своими филологическими работами.

Тенденция к сокращению философии, социологии и литературы воздействовала и на шкалу эстетических ценностей, проблематику, жанровую систему, на саму поэтику. Вольное общество ориентировалось на умеренное, или левое, крыло французского просветительства – Монтескье, Мобли, Рейналя - и их социально-философские идеи, созвучные настроениям передового дворянства России, клало в основание литературного творчества. Все это предопределяло выбор тем и их освещения: антикрепостническая направленность, антитиранические мотивы; деизм просветительского толка окрашивал и целую серию философских од. Художественная проблематика произведений общества найдет свое продолжение в социальном дидактизме гражданской литературы 20-х годов. В стихах членов общества можно увидеть прямое предвестие тем и даже языка поэтов-декабристов – культ «поэта-гражданина», систему «слов-сигналов». Это была поэзия мысли, но мысли просветительской и преимущественно ориентированной в область социальной философии и политики.

Просветительские идеи выражались в периодических изданиях, издаваемых обществом и связанных с ним – альманах «Свиток муз» (1802 - 1803), жур. «Периодическое издание общ-ва любителей…»(1804 – вышел только один номер), жур. «Северный вестник» (1804 - 1805), «Журнал рос. словесности» (1805), «Санкт-Петербургский вестник» (1812) и др. В журналах рядились все на те же темы крепостного права, гос. устройства и просвещения.

Общ-во просуществовало до 1807 года, после внутренних разборок руководство перешло к умеренным по взглядам членам, и оно зачахло, утратив прежнее значение.

Владислав Александрович Озеров (1769 - 1816).

Сентиментализм был одним из основных жанров рус. лит. начала 19 века. Его фишки – интерес автора к личности, характеру человека, его внутр. миру, стремление показать обыденную жизнь, обогащение худ. средств раскрытия внутр. мира людей, выражение авт. индивидуальности, разработка нового худ. языка, новых средств и приемов словесного выражения. Герои – простые люди. Проникает сент. и в драматургию, на сцене появляется туча сент. драм, где авторы сочувствуют страданиям простых людей, и соц. конфликты разрешаются победой великодушия и чувствительности, сближающих героев разл. соц. положений.

Центральным жанром классицизма была трагедия. Вершинной точкой ее развития было творчество Княжнина, затем начался упадок этого жанра. Но спас ее просочившийся и туда сент. Именно на фоне этого упадка трагедии Озерова явились как мгновенная и очень яркая вспышка; головокружительный успех «Эдипа в Афинах» (1804), «Фингала» (1805), «Димитрия Донского» (1806) и последующая неудача «Поликсены» (1808) были потрясением и для самого драматурга, во многом определив и его личную судьбу – душевную болезнь – и последующую «легенду об Озерове» как жертве зависти и интриг. Озеров начинал как ученик Княжнина, но успехам свои он был обязан как раз отклонениям от драматургической системы своего учителя: он ослабил действие, сделав трагедию статичной, и перенес центр тяжести на монолог, причем не трагический, а лирико-элегический.

Творчество Озерова знаменовало конец, или точнее перерождение классической трагедии.

По Белинскому: несмотря на дарование, ярко-замечательное, он был результатом направления данного русской литературе Карамзиным. В трагедиях Озерова преобладающий элемент – сентиментальность. По форме же они – сколок с французской трагедии.

«Эдип в Афинах». Сюжет Софокла переломляется через сентиментальную переделку франц. драматурга Дюси. Царь Эдип у О. – чувствительный отец, невинно страждущий и гонимый, готовый плакать и прощать. Но сильная и священная власть добродетели в самой себе несет утешение, так что гнев богов обрушивается на гонителя невинных Креона.

«Финал». Сюжет спионерил у Оссиана, но при этом заставил своих героев подробно в духе сент. излагать свои чувства, суровую дикость героических характеров Оз. знаменит обильными розовыми соплями сентиментализма – чувствительностью и меланхолией, оттесняя на задний план героику битв. У Оссиана Оззи приколола суровая обстановка и мрачный северный колорит.

«Димитрий Донской». Основное внимание уделено личным разборкам Димы Донского и князя Тверского, кот. не могут поделить новгородскую княжну Ксению, и в принципе драка с татарами на Куликовом поле – из-за нее, родимой. Шоб жизнь медом не казалась, Оззи притаскивает девку накануне боя в стан русских воинов, что на хрен расстраивает всю их предбоевую подготовку и грозит полным абзацем всему войску, кабы не самоотверженность героев, сумевших сжать потенцию в кулак и подумать о гражданском долге. После победы над татарами впечатленный достоинствами Димы князь Тверской отказывается от бабы в пользу героя. Мудик. Исторической верности здесь нет ни в подробностях, ни в характерах, за что Оззи раскритиковали все подряд от Вяземского до Пушкина. Но публике понравилось, особенно во время наполеононенавистничества.

Главное завоевание драматургии Оз. – ее глубокий психологический анализ. Но он так и не решился окончательно порвать с трад. формой классич. трагедии, с условностями в изображении характеров и александрийским стихом.

Ещё:

Просветительство являлось основным идейным течением, достигшим наибольшего подъема в деятельности Радищева. В 1801г возникло Дружеское общество любителей изящности по инициативе Борна, Попугаева. Там объединялись литераторы и художники: Дмитриев, Востоков, Остолопов, Глинка, Иванов, Теребенев, Пнин, Каменев, Измайлов, Радищев-сын. 1802-1803-части альманаха «Свиток муз», 1804-«Периодическое издание Вольного общества любителей…», «Северный вестник», «Лицей», «Журнал российской словесности», «»Цветник», «Спб вестник». Обсуждалось крепостное право, гос устройство, просвещение. Выдвигалось строгое требование законности, ограничения абсолютизма, пропагандировалась необходимость широкого просвещения. 1804- Пнин «Опыт о просвещении относительно к России». Причину общественного зла Пнин усматривает в невежестве народа. Просвещение – путь к общему благу. Он против деспотизма, антикрепостничества.

Владислав Александрович Озеров (1769 – 1816).

1804 – «Эдип в Афинах». Эдип стал чувствительным отцом.

1805- трагедия «Финал», сюжет которой заимствован из песен Оссиана. Чувствительность и меланхолия сменяют суровость.

1807- «Дмитрий Донской»Внимание уделено личному конфликту.

Достижение Озерова состояло в глубоком психологическом анализе. Он писал в форме классической трагедии, александрийским стихом, а героев сентиментально.







Сейчас читают про: