double arrow

Элегический и гражданский романтизм в литературе 1. четверти 19в. Становление реалистического направления


Лирика Пушкина 2-ой половины 1820-х годов (после ссылки в Михайловское)

В 1828 г. П. написал трогательное стихотв. «Ты и вы»:

«Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с неё нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!»

Возвращение в Петербург из Михайловского. 1826-30 год. Поэт и поэзия, « Стансы», « Полтава».Хронологические рамки этого периода определены двумя важными событиями в жизни Пушкина. Первое – разговор с Николаем Первым в Москве 8 сентября 1826 года, переменивший его судьбу. Пушкин был возвращён из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а с 27 года и Петербурге. В ответ на откровенное признание поэта в том, что если бы он 14 декабря 1825 года оказался бы В Петербурге, то непременно бы с друзьями вышел бы на площадь, Николай Первый простил его и даже пообещал быть цензором его произведений. Второе событие - приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне свадьбы с Гончаровой. Между этими событиями пролегли четыре года, заполненные переездами и странствиями по России, встречами с самыми разными людьми, светской суетой, литературными спорами и любовными увлечениями. В первые месяцы после шестилетнего изгнания Пушкин напряжённо размышлял об уроках декабристского восстания. Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра Первого ( «Стансы», неоконченный исторический роман « Арап Петра Великого», поэма « Полтава»). В « Стансах» (1826) Пушкин призывал Николая быть во всём похожим на « Пращура». Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам. Пушкин представлял себе, как он, и подобные ему люди будут советниками царя. Вместе они будут наблюдать за соблюдением законов и созданием новых, более справедливых. С этими мыслями Пушкин приступает к написанию «Стансов». Николай будет подобен Петру, начнёт смело сеять просвещение, « Нравы укротит рукой». Русская публика не поняла Пушкина. Даже близкие ( например, Языков) обвинили его в неприкрытой лести, однако поэт опроверг клевету в послании « Друзьям». Он пишет, как думает и чувствует, он бескорыстно желает успеха царю, и в то же время он, как благовоспитанный дворянин, не может быть не благодарным за возвращение. К тому же, Пушкин был польщён словами Николая о его поэтическом даровании. « Во мне почтил он вдохновенье…», - пишет поэт.Однако к концу 20х годов Пушкин понял, что его надежды на Николая иллюзорны. В 1827-28 годах поэт вновь испытал коварство царя: у него требовали показаний по делам о распространявшихся в списках отрывках из элегии «Андрей Шенье», и об авторстве поэмы «Гавриилиада», написанной ещё на юге. Царь проводил в отношении Пушкина политику «ласкового кнута». Он великодушно миловал поэта за его литературные «грехи» молодости, а через шефа жандармов Бенкендорфа выражал неудовольствие поступками Пушкина, требуя от него полной лояльности. ( нужно было успокоить общество после декабристов). «Полтава» (1828) – единственная историческая поэма Пушкина – крупнейшее произведение, написанное во второй половине 2- годов. В ней представлена « героическая» концепция личности Петра Первого и Петровской Эпохи. Поэма посвящена победе русской армии над шведами в 1709 году. Композиционный центр её - торжество русского оружия в знаменитой Полтавской битве. Главное достоинство Петра, обеспечивающее победу - выражение общенациональных интересов. Цель Петра - государственного масштаба и значения, он далёк от узкокорыстных, узколичностных устремлений. Антипод Петра – украинский гетман Мазепа. Он пренебрегает государственными и выбирает личные интересы (совращение дочери его ближайшего друга и личную власть на Украине). Кроме того, украинскому Гетману ненавистны преобразования. Сам он хочет направить развитие Украины вспять, а не в будущее.Несмотря на ярко исторический характер « Полтава» тесно связана с современностью. Линия Кочубея как бы аналогична выступлениям декабристов, вставших, с точки зрения Пушкина, на защиту своих аристократических прав.Вторая половина 20х годов – время создания многих лирических шедевров – отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина и ознаменовался увеличением числа стихотворений философского характера. Размышления о поэте, его роли и судьбе получили законченный характер в программных стихотворениях « Поэт», « Поэт и толпа» и « Поэту». Пушкин продолжает спор с идеями Просвещения, углубил романтическое представление о поэте-избраннике, внеся в него поправки и сделав его образ более « простым» (от « Пророка» - к « Поэту».) Если в « Пророке» идёт речь о полном душевном преображении человека, то в « Поэте» человек – « просто человек», разделённый на два состояния – творческое и не творческое. « Избранник» принадлежит двум мирам и обладает способностью переноситься из суетного мира в область творчества. Когда он человек – он не выделяется из толпы, его жизнь также бессмысленна, но когда он преображается - он становиться по-настоящему трагически одиноким, ведь толпа не способна «переродиться». Как следствие, в « Поэте и толпе», Пушкин устанавливает самоценность художественного произведения, чуждость его социального дидактизма. В заключительном же « К поэту» Пушкин напрочь отказывает толпе в духовных потребностях. Теперь народ уже не рассматривает поэзию как метод возвыситься, а вообще не способен к постижению. Поэту нет необходимости прислушиваться к мнению народа, одиночество его становиться нормой, а не исключением. Если у романтиков толпа отчуждает поэта, то у Пушкина поэт отчуждает Толпу.

Ещё:

Расстрел, ссылки декабристов сказываются на творчестве П, он не пишет лирических стихов. Первое лирическое «Под небом голубым страны своей родной» было написано спустя 7 мес после восстания. Поводом к написанию элегии послужила смерть любимой женщины, Амалии Ризинич, а также казнь 5 декабристов (Рылеева, Пестеля, Муравьева – Апостола, Каховского, Бестужева – Рюмина). Около 1826г написаны «песни о Стеньке Разине» -начинается тема крестьянских восстаний. П дает своего Разина, которого он назвал единственным поэтическим лицом русской истории. После расправы над декабристами, Николай 1 сделал либеральный жест, даровав свободу П, держа возле себя под контролем. Следил за каждым его шагом, возбуждал одно следственное дело за другим. По возвращении П не нашел своих друзе, вступил в московское литературное общество, душой которого был Веневитинов. Кружок стал издавать «Московский вестник». П чувствовал одиночество. У него зрели разнообразные планы, но написал произведение «Полтава». Основной художественной формой П является небольшое, лирическое стихотворение, пишет гражданские политические стихи «Стансы», «Во глубине сибирских руд», «Арион», «Друзьям», «Анчар». Не забывает о любовной лирике, «На холмах Грузии», «Я вас любил..». Пейзажные зарисовки, картины, развертывающие большие исторические эпохи, народного творчества «Утопленник», «Ворон к ворону летит». Все сильнее отражаются философские мотивы – раздумья о смысле жизни, смерти. Некоторые стихотворения овеяны пессимизмом, безысходностью, грустью («Три ключа», «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный»). В гражданской тематике, политической теме принадлежали «Стансы», за стихотворение «Три ключа» пишутся «Арион», «Воспоминании» и «Дар напрасны» создается «Полтава». П стремится выйти из тупика и такой выход указывает. Лирика П не утрачивает совей вольнолюбивой сущности, он поддерживает жен декабристов, поехавших в ссылку с мужьями. «Арион» посвящен 1 годовщине, «Анчар», когда человек повелевает человеком. К декабристскому циклу относятся и послание в Сибирь «И.И. Пущину» , «19 октября 1927», «Эпитафия младенцу». Обращение к теме Петра 1 «Арап Петра Великого», «Полтава», «Стансы».

Начало второго десятилетия – романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая свое национальное своеобразие. Перед нами направление процесса, его темп, форсированность, – если сравнивать со старшими «романтизмами» европейских литератур.

На фоне западноевропейских культур русский романтизм выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.

Гражданский романтизм – жажда освобождения родного края, «дело чести и отчизны», как у Войнаровского. Но и будучи общественной, мотивировка, как правило, конкретизируется.

Реализм. Примерно на рубеже 20 – 30-х годов, еще в период господства романтизма, зарождается реализм. В течение 30-х годов оба направления сосуществуют, но в начале следующего десятилетия реализм играет доминирующую роль, при этом романтизм полностью не пресекается.

Яркие признаки реализма наметились еще в басенном творчестве Крылова и в знаменитой комедии Грибоедова. Переход к реализму совершается в творчестве Пушкина. Направление закрепляется в произведениях Гоголя.

Реализму присущ художественный интерес к действительности. Поскольку реализм – приемник романтизма, то романтическое отчуждение, романтический персонаж, романтический конфликт подвергались переосмыслению и переакцентировке по направлению к художественному анализу и художественной критики. Наиболее отчетливо это прослеживается в «Евгение Онегине», в сравнении анализа характеров Онегина и Ленского. Онегин – представитель реализма, Ленский еще принадлежит романтизму.

Осмысление и переосмысление типа романтика – постоянная тема русской литературы. Смысл реализма состоял в объективно ровном освещении противоположных персонажей, т.е. установлении некоего их равенства перед лицом действительности, что нашло отражение в конструировании особого диалогического конфликта.

Реалистический герой отделялся от автора, контрастировал с ним; отсюда вытекало такое свойство первых реалистических произведений, как установление «разности» между героем и его творцом.

В реализме ироническое отстранение все решительнее захватывало главные романтические ценности, но не размывало очертание характера, а служило целям его более рельефной обрисовки.

Создание характеров, типов – безусловный признак реализма, получивший со временем все больший и больший вес, что отразило и преемственность, и отталкивание от романтизма. Реализм поставил целью дать форму самой психологической текучести и глубине, результатом чего явилась целая галерея замечательный открытий – открытий характеров.

Тенденция к переосмыслению и отстранению романтических ценностей, к установлению «разности» (слово Пушкина) между героем и автором, к рельефной и глубокой характерологии сопровождалась в реализме изменением предмета изображения. Здесь особенно видно своеобразие реализма русского. Смена предмета изображения осуществлялась в реализме не от высокого к низкому, как логично следовало бы ожидать, а от высокого к среднему, то есть эстетически нейтральному, лишенному резко негативной окраски, представляющему не нарочитое зло, а скорее будничный порок, не экстраординарное, а обыкновенное.

Ещё:

1801-1815 Жуковский поладил начало образованию нового течения – элегическому романтизму с перерода элегии Грея «Сельское кладбище». Он печатается в северном вестнике, его направление можно назвать неоклассицизмом. В его стихи много определенности и ясности. Он не принимает современную действительность, он призывает к свободе от лжи и мелочности света. Последователем стал поэт Козлов с балладой «Сон невесты».

Центральными идеями романтизма стали: свобода, личность(признании ее высокого достоинства, безусловной ценности, свободы и равенства с другими личностями), идея человека .

1815 – «Арзамас» Жуковский, Тургенев, Дашков, Блудов, Жихарев, Уваров, Пушкин, Батюшков. Это не было единым литературным направлением, все объединялись против классицизма. Появление Пушкина сулило революционно-романтическое течение, что было неприемлемо для арзамазцев – это привело к распаду общества к 1818г.

Реалистическое направление развивал Андрей Ефимович Измайлов – «Евгений, или пагубные следствия дурного воспитания и сообщества». Лень, жестокость, невежество , безнравственность, привитые с детства крепостнические убеждения – таковы основные черты молодого барина Евгения Негодяев. Роман имеем антидворянскую направленность, антикрепостническая направленность затронута менее и выражается в духе сочувствия крестьянам.


Сейчас читают про: