Пушкин пробыл в родовом имении отца около 3 месяцев, это был смыт плодотворный период Пушкина, так он освободился от постоянного преследования со стороны властей. Он написал 10 гл «Евгения Онегина», «История села Горюхино»», «Сказка о попе и работнике его Балде». Он писал разнообразным стилем, Маленькие трагедии с их углубленным психологизмом, романтикой обстановки и фабулы, трагической обреченности героев сочетаются с повествованием кроткого и смиренного рассказа Белкина, помещичьей жизни и социальным повествованием. П завершает давно начатое и ранее не реализованное, заканчивает «Е Онегина» 1823-5 октября 1831г.
Болдинская осень (1830) — короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие.
Пушкин создал совершенно разноплановые произведения — и по содержанию, и по форме. Первыми были прозаические “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, написанные в сентябре-октябре. Параллельно шла работа над последними главами “Евгения Онегина”. В конце октября- начале ноября одна за другой появились “маленькие трагедии” — цикл философско-психологических “пьес для чтения”: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. Болдинская осень принесла “Сказку о попе и о работнике его Балде”, “Историю села Горюхина”. +Лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье...”), “Бесы”, “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы...”
Значение Болдинской осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений — реализация более ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству 1830-х годов. Окончание “труда многолетнего” — романа “Евгений Онегин” — символический итог пушкинского художественного развития 1820-х годов. В творческом поле “романа в стихах” находились многие произведения — стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты. Именно в работе над “Евгением Онегиным” с наибольшей полнотой раскрылось движение Пушкина к “поэзии действительности”. Сбылось и высказанное в романе наблюдение автора: “лета к суровой прозе клонят”. “Повести Белкина”, в которых Пушкин “попрощался” с сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом нового, “прозаического” периода творчества. Философская линия творчества Пушкина, мощно заявившая о себе в “маленьких трагедиях” и в лирических произведениях, написанных в Болдине, продолжилась в 1830-е гг.
Очень трогает сердце стихотворение 1830 года:
«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...»
Ещё:
Лирика 30х годов, болдинская осень. Философская поэзия («Пора, мой друг, пора..», элегии и др.) Здесь следует рассматривать два периода – это болдинская осень 30 года и более поздняя, столичная лирика 1831-36 годов. Для первой характерна необычайная плодотворность в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. В этот период Пушкин создаёт совершенно разноплановые произведения – и по содержанию и по форме. Первыми были прозаические «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанные в сентябре – октябре. Параллельно шла работа над последними главами «Евгения Онегина» и шуточной поэмой «Домик в Коломне». В конце октября – начале ноября одна за другой появляются «маленькие трагедии». Вместе с этим происходит работа над «Историей села Горюхина» и «Сказкой о попе и работнике его Балде». Фон пушкинского «пира воображения» - лирическая поэзия, а это около 30 стихотворений, среди которых «Элегия» (воспоминания о юности, от которой осталось лишь «смутное похмелье», и взгляд в будущее – «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»), «Бесы» (Угроза непонимания мира равноценна угрозе сойти с ума), «Герой» и «Заклинание». Значение Болдинской Осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений – реализация более ранних замыслов поэта. И в то же время своеобразный пролог к его творчеству 30х.Если же брать период 1831-36 годов, то общественные и бытовые обстоятельства, на фоне которых развивалось творчество Пушкина, были напротив исключительно неблагоприятными, несмотря на то, что 18 февраля 31года состоялась свадьба поэта на Наталье Гончаровой и в этом же году поэт был вновь зачислен на государственную службу – для работы над «Историей Петра». В конце 33 года царь пожаловал Пушкину звание камер-юнкера, которое сам первый поэт России счёл для себя оскорбительным. Пожалуй никогда прежде, даже в годы изгнания, жизнь Пушкина не была столь беспокойной и несвободной. Каждый прожитый им год после его тридцатилетия, приближал «последний акт» драмы человека и поэта, оказавшегося крепко связанным не только брачными узами, но и оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами. Психологический дискомфорт Пушкин испытывал постоянно. Мрачное пророчество высказанное в болдинской «Элегии» («Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море»), сбылось. Неблагоприятной стала для Пушкина и литературная обстановка 30х, когда гражданские стихотворения его вызвали обвинения в политическом ренегатстве. Многие произведения, созданные в это время и ранее, не имели успеха («Борис Годунов», «Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась компания травли Пушкина, инспирированная его б давним недугом, журналистом и писателем Булгариным. Побуждаемый политическими и коммерческими соображениями, под предлогом борьбы с «литературной аристократией» Булгарин пытался обосновать тезис об оскудении пушкинского таланта. Пушкин, вынужденный тратить силы на полемику, добивался разрешения на издание собственного журнала (четыре книжки «Современника» вышли в 1836 го). Падение популярности («Полководец») Пушкина было вызвано не только литературной коньюктурой, но и более глубокими причинами. Последнее десятилетие пушкинского творчества совпало с завершающим периодом развития русского романтизма, который с 1830х (до появления Лермонтова) стал эпигонским, «массовым». Критерием художественности нередко являлся коммерческий успех произведения. Творческие поиски и эксперименты Пушкина, ещё в начале 20х годов решительно повернувшего к реализму, противоречили вкусам общественности. Тем очевиднее «подвиг благородный», который Пушкин совершал вопреки житейским и литературным обстоятельствам («Не дай мне бог сойти с Ума!»). Он стремился стать духовным вождём общества, просвещённым дворянством. В истории России оно, по убеждению Пушкина, всегда было обращено и к прогрессивной самодержавной власти (её символ для поэта Пётр Первый), и к народу. Символом народа для Пушкина стал Пугачёв. Идеалом государственности – милосердие («Герой, «Пир Петра Первого»). Размышления о связи трёх этих сил – самодержавия, просвещенного дворянства и народа – легли в основу философско-исторической концепции 30х годов. Философская лирика 34-36 годов – стихотворения «Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил…», «Когда за городом, задумчив я брожу», «Была пора: наш праздник молодой». Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому – к поэтическому познанию мира и человека. История, в контексте Пушкинских раздумий, предстаёт как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает за собой человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть собой. Итог жизни для человека, который искал счастья, душевного успокоения и творческого уединения вне себя – безрадостен. «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Семейные радости, душевный покой, личная свобода – вот истинные ценности, о которых теперь мечтает Пушкин. («Пора, мой друг, пора…»).Итогом долгой и трудной жизни, «Сквозь жестокий век», стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выражает эти мысли в стихотворении «Я Памятник воздвиг себе нерукотворный». Идеал его лиры – человеколюбие, гуманность, уважение власти к личности, поэт же – посланник Божьей тропы, задача – не свернуть.