Основные черты правовой культуры Древнего Египта

Изучение права любой древневосточной страны является чрезвычайно трудным делом для современного исследователя, в особенности если он — человек европейского образования. По­нятийный аппарат юриспруденции, юридическая терминология, стиль правового мышления, способы правотворчества, формы выражения правовых норм — все эти элементы правовой культу­ры развивались на Древнем Востоке по особым закономерностям, которые существенно отличались от закономерностей эволюции правовой культуры в Европе. При этом право каждого древневос­точного государства обладало своеобразными чертами, делавши­ми его непохожим на право других стран Древнего Востока.

Право Древнего Египта отличалось от других вариантов древ­невосточного права в первую очередь тем, что поступательно раз­вивалось в течение трех или даже более тысячелетий. Ни одно древнее право не имело такой длительной и непрерывной исто­рии, как право Древнего Египта. Казалось бы, о нем должно было сохраниться и больше сведений, чем о праве какого-либо другого древневосточного государства. Однако действительная картина получилась прямо противоположной: документальных материа­лов, отражающих в той или иной мере правовую жизнь древнееги­петского общества на протяжении его развития со времен «Ран­него царства» и до периода правления Птолемеевской династии, сохранилось настолько мало1, что некоторые историки высказы- и,| ют предположение об отсутствии в Древнем Египте вплоть до 111 века до н.э. зрелой правовой культуры.

Ученые, изучающие право, действовавшее на территории Месопотамии, имеют в своем распоряжении несколько юридических источников и, в частности, такой свод правовых норм, как «Законы Хаммурапи». Исследователи, обращающиеся к изучению права Древнего Египта, оказываются в значительно худшем положении: до сих пор не обнаружено ни одного свода действовавших в этой стране правовых норм. Более того, в дошедших до нас древнеегипетских правовых материалах времен «Старого», «Среднего» и «Нового» царств нет ни ссылок на такой свод, ни других каких-либо при­знаков, которые бы указывали на его существование в эти эпохи. Мало сохранилось от первых эпох истории древнеегипетского го­сударства текстов отдельных законов.

Соблюдение законов считалось египтянами одним из призна­ков нормального состояния общества, пренебрежение же ими рассматривалось в качестве свидетельства переживаемой обще­ством катастрофы. Произведение человека по имени Ипусер, известное под названием «Предостережения египетского муд­реца», которое сохранилось по копии, сделанной в эпоху «Но­вого царства», но было написано, по всей вероятности, в конце «Старого царства» или в переходный период от него к «Среднему царству»1, рисовало картину полного разрушения порядка в еги­петском обществе. «Воистину, — говорилось в его тексте, — свит­ки законов выброшены из судебной палаты (judgement-hall)2 на улицу, люди ходят по ним в публичных местах. Бедняки ломают печати на них»3.

Такая ситуация была возможна в Древнем Египте лишь в условиях отсутствия верховной государственной власти и разрушения системы центрального государственного управления. В офици­альной религиозно-политической идеологии правопорядок в об­ществе считался неотъемлемой частью порядка во вселенной. Вселенский же порядок мыслился творением божественного духа разумности и справедливости. Его персональным воплощением египтяне признавали богиню Маат, которая выступала в облике красивой женщины с пером страуса на голове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: