П.3. Заупокойный культ

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «не­ нормальностью». Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страст-­
ное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиоз­-
ную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации
этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного
выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возник-­
новения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в ис-­
тории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, по и полити­-
ческой, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неиз-­
бежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца,
прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскре-­
шение.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал не­сколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах

тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущнос­ти. Ведущую роль играла Ка — душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, по­гибает лишь материальная основа человека. Не­материальной основы смерть не касается, душа бу­дет жить вечно, если для этого созданы необходи­мые условия.

Основным условием загробной жизни егип­тяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела

к возникновению искусства изго­товления мумий.

Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строи­тельстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмерт­ной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды.
Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех

предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препят­ствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых пере­числяются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные со­веты, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую — страу­совое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов — а их было более 40 — задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролирова­ли правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сво­дом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрица­тельными. «Я не причинил людям зла», — должен был сказать праведный египтянин, — «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совер­шал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».

Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагопри­ятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит — Пожирательницы — существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благопри­ятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, цар­ство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умерше­го мог выполнить его раб или слуга — их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной — следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о по­гребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим зем­ным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Роспись гробницы Нефертари – одной из самых красивых усыпальниц в фиванской Долине цариц. Отличительная черта этой гробницы – изображение бога утреннего солнца Хепри с головой скарабея. По другую сторону дверного проёма – бог Запада Хатор и Ра-Гора-Ахет – бог древнего солнца, изображённый в виде человека с головой сокола,

увенчанной солнечным диском.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: