П.1. Изобразительное искусство

Искусство Древнего Египта.

Изобразительное и монументальное искусство Египта не­сло на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски. Так, символом бога Ра был высокий, сужающийся кверху ка­менный обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Обелиски нередко по­крывались также иероглифами (рисуночное символическое письмо — важнейшая составная часть культуры Древнего Египта). В дальнейшем древнеегипетское иероглифичес­кое письмо превратилось в слоговое (что было и с шумерской письменностью и чего так и не произошло с письменнос­тью китайской).

Перед заупокойными храмами также ставили

сфинксов: каменное изображение существа с

головой человека и телом льва. Голова сфинкса

изображала фараона, а сфинкс в целом

олицетворял мудрость, загадочность и силу

египетского прави­теля.

Самый большой из всех древнееги­петских

сфинксов был выполнен в пер­вой половине III

тыс. до н. э. — он до сих пор стережет

пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из

цельной скалы: его голова в 30 раз больше

человеческой, а длина тела достигает 57 м.

В XVI в. до н. э. между его передними лапами

был по­строен храм. Сверхъестественная сила, ко­торая чувствовалась в сфинксе, внушала людям страх. «Отец трепета» — так называли это изваяние.

Аллея сфинксов.

XV - XIII вв. до н.э.

Карнак.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н. э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.- егип. — красавица грядет) — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Голова царицы Нефертити

из Амарны.XIV в.. до н.э.

Египетский музей. Каир.

Голова царицы Нефертити

из Амарны.

XIV в.. до н.э.

Государственный музей.

Берлин.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, ста­туэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополуч­ной жизни в царстве мертвых, повседневной зем­ной жизни.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные ста­туи, выполняя роль двойников умерших, слу­жат местилищем их душ. Были выработаны определенные типы портретных статуй — муж­чину обычно изображали в возрасте 40—50 лет в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20— 25 лет. Точно передавалось социальное положение человека.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и приро­ды. Зодчих, скульпторов, живописцев отлича­ло тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию

Древнеегипетские колонны: единого архитектурного ансамбля, в котором имели

Капители колонн (вверху). бы место все виды изобразительного искусства.

Папирусовидная (слева). Древние зодчие Египта умели прекрасно учитывать

Лотосовидная (справа). особенности географичес­кой среды, характер

освещения.

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство.

Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения — золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

Показательно, что хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч.

Охота в нильских зарослях.

Роспись из гробницы в Фивах.

XV- XIV вв. до н.э. Британский музей. Лондон.

Парадный трон фараона Тутанхамона

из гробницы в Фивах. Спинка.

XIV в. до н.э.

Египетский музей. Каир.

Статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Медуме.

Первая половина III тысячелетия до н.э. Египетский музей. Каир.

Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Постоянной будет геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Проявление в этом индивидуальной воли художника было строго ограничено. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик — раскраска и положение — определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля.

Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие — один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древне­египетского искусства чрезвычайно мало видоизменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древ­неегипетской культуры.

Характерными ее чертами было сознание силы, желание

Богиня - охранительница ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия.

из гробницы Тутанхамона Искусство имело монументаль­ный характер, подавляющий

в Фивах. XIV в. до н.э. зрителя.

Египетский музей. Кипр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: