double arrow

Антон Антонович Дельвиг (1798 - 1831) – поэт и издатель


Лирика Пушкина периода ссылки в Михайловское

Михайловский период 24-26 г. Основные темы, своеобразие.В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя статус его уже существенно изменился. Помним, что, будучи в Одессе, в расположении Воронцова, Пушкин был влюблён в Амалию Ризнич, Каролину Собаньскую, а затем и в Е.К. Воронцову, чем нажил себе в лице графа непримиримого врага, стараниями которого и был отправлен в отставку за «дурное поведение» и атеизм, усмотренный в одном из перехваченных частных писем. За ним установили двойной надзор – полицейский и церковный, ведь от имени царя ему приписали одно из самых страшных обвинений, а кроме того и растлевающее воздействие на умы молодёжи. Пушкин получил предписание ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии. Никаких сроков ссылки не было оговорено. Попытка выехать из имения под предлогом болезни к успеху не привела. Пушкин оказался фактически вычеркнутым из жизни. Только тесная дружба с помещицей села Тригорское Осиповой и её дочерьми и интенсивная переписка связывали поэта с внешним миром.Письма Пушкина перлюстрировались, общение с ним вызывало подозрение и могло свидетельствовать о политической неблагонадежности. Но, несмотря на это, в январе 25 года Пушкина посещает Дельвиг, а в августе состоялась встреча с Горчаковым. В Михайловском Пушкин получает вести о смерти своего гонителя Александра Первого, а так же о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Первая половина 1826 года прошла для Пушкина под знаком размышлений о том, как судьба декабристов и новое царствование повлияет на его судьбу. В сентябре 1826года он будет вызван в Москву для разговора с царём.Михайловский период творчества стал для Пушкина временем смены эстетических ориентиров. Его художественная система лишилась цельности и определённости, характерной для периода южной ссылки. Первоначально его душа всё же обращена к Югу, он полон воспоминаний. Перед его мысленным взором встают море, фонтан Бахчисарайского дворца, гроздья винограда…с грустью поэт вспоминает о своих поэмах. В стихотворении «Фонтану Бахчисарайского дворца» оживают тени Марии и Заремы, в элегической интерпретации выступает «Виноград» из одноимённого стихотворения ( роза и виноград – как символы любви, первая – чахнет, виноград же радует глаз каждой осенью, это зрелая любовь). С Югом связаны и любовные мотивы пушкинских стихотворений, таких как « Сожжённое письмо» и « Храни меня, мой талисман…».Однако и в лирике, и особенно в эпических стихотворных произведениях стремление Пушкина преодолеть жанровые каноны романтизма, сменить романтическую точку зрения на мир и человека становилось всё более очевидным. Многие стихотворения теряют жанровую определённость, поэт преодолевает ограниченность словаря романтиков. Меняется стиль любовной лирики – слово поэта точно фиксирует его психологическую уникальность переживаний ( « К ***» « Я помню чудное мгновенье»), « Сожжённое письмо», « Признание»). Пушкин создаёт цикл стихотворений «Подражания Корану» и « Песни о Стеньке Разине», в которых осваивает всю образность восточной поэзии и русского фольклора. В поэме « Граф Нулин» и в центральных главах «Евгения Онегина» (3-6), написанных в Михайловском, Пушкин ещё дальше уходит от романтизма.Особая веха в творческом самоопределении Пушкина – реалиста – историческая трагедия « Борис Годунов», законченная 7 ноября 1825 года. В ней отразились новые представления поэта о соотношении истории и личности, истории и народа, его интерес к трагическим, переломным эпохам в истории России. Первый опыт Пушкина – драматурга был антиромантическим: он не делал персонажей рупорами авторских идей, избегал прямолинейных сопоставлений прошлого и настоящего. Пушкин стремился показать трагедию монарха и трагедию народа, а самое главное, посмотреть на историю взглядом Шекспира - то есть, объективно, непредвзято разобраться в реальной сложности взаимоотношений власти и народа. Глубина Пушкинских исторических прозрений ускользала от современников, недаром « Годунов» был признан неудачным опытом автора. И это весьма примечательный факт: именно в Михайловском между Пушкиным и современной романтической литературой наметились первые противоречия, которые впоследствии привели к непониманию многих его произведений. Циклы. Созданные в Михайловском, ясно определили реалистическую перспективу развития Пушкина. Он уже опережал литературу своего времени. «Разговор Книгопродавца с Поэтом» о расхождении реального с идеальным. Романтики пишут для себя, но печатают для света. Если бы они не хотели славы, они не пропускали творения в свет. Но так как этого не происходит, то нет повода идти наперекор реальности. «Наш век – торгаш. В сей век железный Без денег и свободы нет». Продолжение этой темы стихотворение « Пророк», написанное после казни декабристов.«Андрей Шенье». На казнь поэта, высоко чтимого Пушкиным в период начала ссылки. Свою близость к Шенье Пушкин объяснял общим для них поэтическим даром, который по природе своей исконно свободен. По мысли Пушкина, Шенье прославил «гордое призренье» и жаль только, что талант его не раскрылся.«Подражание Корану». Стихотворный цикл из 9 стихотворений. Свободное переложение фрагментов сур. Новаторство заключалось в том что Пушкин стремился воспроизвести Коран «изнутри», с точки зрения Восточного человека.

Ещё:








Причиной ссылки в Михайловское послужило одно письмо, в котором П высказывал атеистические взгляды. В 1824 г его переводят с юга в Новоржевский уезд, село Михайловское. Он был отдан под надзор своему отцу. Там он познакомился с простыми людьми, одевался по – простому, чтобы общаться с ними неравных, из этого он черпал вдохновение. П ведет активную переписку с Вяземским, Жуковским, ДЕльвигом, Пущиным, Бестужевым, Рылеевым и многими другими о развитии литературы, о обсуждались общественно- политические вопросы. Дописались «Цыгане», «Евгений Онегин» (3, 4 главы), «Борис Годунов», «Граф Нулин», «»Сцена из Фауста», написано большое количество стихотворных произведений, «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражание Корану». «Андрей Шенье», «19 октября». «Жених». П пишет в различных художественных жанрах: от эпиграммы- до исторической трагедии, от романтической поэмы – до реалистического стихотворного романа. П пишет стихотворение, посвященное памяти «Антрея Шенье». «Деревня», «Кинжал», «Вольность» были стихотворения- прокламации, способствовавшие пропаганде и развитию революционных идей. «Нереида», «Ночь». «К***» были исполнены столь большей силы, искренности и чистоты, противостоящие как лицемерной, сковывающей феодально-аристократической морали, так и буржуазно – мещанской. «Разговор поэта с книгопродавцам» в лице двух антагонистов – пламенного поэта- романиста и трезвого, рассудительного книгопродавца дано прямое столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы, поэт в конце должен признать правоту книгопродавца. Именно в Михайловском П усваивает живую народную речь, обращается к песням, сказкам, отражение в литературе национальных обычаев, истории – это было путь к созданию глубоко самобытной национально – русской литературы. П записывал сказки, песни няни. Вместе с нарастание народности, растет и реализм Пушкина. Реализм во многом сказался в произведении «Борис Годунов».

17.1. Дельвиг – поэт и издатель (1798- 1831)

Родился 6 августа в Мск. Был принят в Царскосельский лицей, учился без энтузиазма. Служил в Департаменте горных и соляных дел, в канцелярии Минфина. Он. Пушкин, Кюхельбекер, Боратынский составили «союз поэтов» - пристрастия к наслаждениям беззаботного образа жизни. Увлекался Пономаревой, хозяйка литературного салона. Женился на Салтыковой. Издает альманах «Северные цветы», «Подснежники», стал редактором «Литературной газеты».

Стихотворения: русская песня (соловей мой, соловей…), идиллия,

Д. был близким другом Пушкина, и получив известие о его кончине тот сильно огорчился по поводу

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига».

Д. будучи лицеистом вместе с П. и Кюхельбекером входил в политический кружок некоего И.Г. Бурцова, многие участники кот. впоследствии стали декабристами. После лицея был замечен в связанных с декабристами вольных обществах, неоднократно застукан за ведением опасных антиправительственных разговоров со всеми подряд. В его произв. нередки мотивы религиозного свободомыслия – «Подражание Беранже» (1821). Но он все же остался вне круга дворянских революционеров. Хотя декабристов любил, как родных (сам так выразился), и тепло о них отзывался, особенно о Кюхельбекере и Пущине – «Верьте. Внятен им наш глас,\ Он проникнет в твердый камень.» («Снова, други, в братский круг…» 1826, посвященное очередной лицейской годовщине). Но это проявление дружеских чувств не яв-ся свидетельством идейной солидарности, что вообще свойственно поэзии Д. Он вообще несколько чуждался полит. тематики.

Творчество Д. сложилось на традиции «легкой жизни» ® «Пою вино, любовь и граций» («К Евгению» 1819). С эпикурейской лирикой его связывает и мотивировка поэтических интересов – он не силах славить «бранный лавр героя» или «мирные дела судей», т.к. теперь нет ни героев, ни судей. Но уход в частную жизнь как своеобразная оппозиция неприемлемой общественной действительности у него легко перерастал в антиобщественность. Но здесь его отчасти реабилитировало сотрудничество с Пушкиным – вместе издавали альманах «Северные цветы» и «Литературную газету», а также прогрессивные в целом поиски новых путей в области «легкой поэзии».

Д. стал разрабатывать спокойно доживавший свои дни жанр идиллии, причем не возрождал его в древних формах, а воссоздавал сам мир античности. Пушкин это одобрял и поощрял: «Какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из 19 столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так передать греческую поэзию». Д. занимался отнюдь не стилизацией ради стилизации, а искал в античности гармонического человека и гармонии в людских отношениях, среди простых людей, в мире естественных чел. чувств. Примерно в этом ссуть его античных идиллий «Дамон» (1821), «Купальницы» (1824), «Конец Золотого века» (1828). Так что нового в традиционный жанр Д. внес предостаточно, хотя и продолжил в целом традиции г-на Н.И. Гнедича. В 1829 нап. русскую идиллию (замыслил еще в лицее) про солдата войны 1812 года – «Отставной солдат». Народность в ней была весьма условна, но стремление воспроизвести особенности нар. характера, нар. быта и языка само по себе весьма похвально и в духе тенденций рус. лит. того времени.

Сильно старался Д. в жанре «рус. песни» - «Ах ты, ночь ли…» (1820), «Пела, пела пташечка…» (1824), «Соловей мой, соловей…» (1825). В этих песнях идеология и стиль дворянства нередко вступают в противоречие с мироощущением и поэтикой нар. творчества, на кот. ориентировался Д., но уже нет ни сентиментальности, ни пасторальности, которыми грешили песни предшественников. Д. уже приближается к романтическому пониманию этого жанра как выражения нар. чувствований.

Долго трудился над разработкой сонета, причем стремился не только придать ему формальное совершенство, но и насытить его мыслью – «Вдохновение» (1822). Но получалось это у него не так, чтобы очень, так что сонеты его входят в состав его камерной лирики. Именно камерность его поэзии, ее ограниченность миром частной жизни, отрыв от вопросов общественной жизни и интерес к второстепенным жанрам и определили место Д. в рус. лит.







Сейчас читают про: