Третий вопрос - природа философии

Изложение в виде тезиса.

4 тезиса.

Тезис первый: подлинна философия - это личностная, а не равнодушная индивидуальная форма мировоззрения. Она существует в ответ на потребность индивида гармонизации его отношений современного мира

В силу неизбежного противоречивого пути этого индивида - эта потребность является постоянной.

Есть точки разрушения старой философии и возникновение новой философии.

Печаль личности всегда лежит на его философии.

Речь идёт не только о тех, кто создаёт философскую систему, но и о тех, кто из потребляет, пытается использовать для себя. Человек, нуждающийся в философии, всегда примеряет на себя эти системы, подгоняет под себя.

Второй тезис: Философия амбивалентна, двойственна, двузначна.

С одной стороны она сближается с научным осмыслением двусмысленности, с другой стороны с осмыслением эстетически нравственным. По сути дела с художественным. В силу этого обстоятельства в целом философия - не наука. Чем занимаются философы? Много образов, ностальгия, уединение. У философии есть тенденция сближаться с наукой. Философия отвечает другим подробностям человека. Гармонизация с окружающим миром. В силу данного обстоятельства в философии используются различные понятия, понятие бытия и т. д. Используются метафоры, ностальгия например (тоска по родине). Философия без этого обойтись не может. Абстрактный труд. Абстракция (мышление). В науке метафоричность стирается. В философии она не исчезает.

Обозначим черты, по которой философия сближается с наукой. Что сближает философию с наукой. Уместно указать на 3 момента.

Во-первых: философия, как и наука, ориентирована на раскрытие сущности окружающей действительности, на раскрытие законов, которые ей управляют.

Философия попытается обнаружить законы, которые универсальны.

Определять философию, как науку о раскрытие законов окружающей действительности - это тоже неточно.

Близость философии и науки.

Во-вторых: философские системы всегда опираются на данные науки. Философы опираются на сведения из физики, математики, химии, биологии и так далее.

В-третьих: философию сближает с наукой то, что она выполняет методологическую роль по отношению к научному исследованию. Это значит, что многие фундаментальные идеи относительно окружающего мира, впервые сформулированные не учёными, а философами, оказываются удивительно плодотворными в области научного исследования.

Сам Эйнштейн опирался на Э. Маха.

Мах был физиком.

Ж-П Сартр.

Философия иначе, чем наука, относится к философии. Всякая философское исследование начинается с того, что ставит под вопрос укоренённости человека привычным для нас предметно-силовом миром. В самом деле, философия всегда, по крайней мере в первом приближении, допускает гипотезу, что возможно человек, если мы берём его сущность, к предметно-силовому миру не принадлежит. Человек - дыра в бытие. Исчезают все привычные законы вещей.

Для науки человек несомненно изначально принадлежит предметно-силовому миру.

Задача в науке: выяснить как образом человек устраивается в мире вещей.

Философия иначе подходит к определению человека.

Искусство интересует внутренний мир человека. (мир свободы, мир ценностей)

Второе отличие: философия революционирует не так, как наука.

Наука развивается таким образом, что в ней каждая последующая по времени фундаментальная система вбирает в себя истинное с её точки зрение положение предыдущей системы, а саму ту предыдущую систему как таковую в целом отбрасывает, лишает актуальности.

Физику Ньютона сейчас интересует только историков физики, а не физиков так таковых.

Что же касается философии, то в ней каждая последующая по времени философская система не может вобрать в себя всех значащих положений предыдущих и следовательно предыдущую фундаментальную систему не отбрасывает, не делает неактуальной. Поэтому заметьте, для философии актуальны не только философские системы, для неё постоянно значимы те системы, которые появились раньше (Гегеля, Декарта, Ницше, Аристотеля). Они сохраняют свои значимость. Понятия современности, применительные к философии, весьма условны. Для нас современными являются и все остальные. Для кого-то со временен и Ницше, Декарт. Известный тезис: "я мыслю - следовательно существую".

Третий момент: философия - это личностное восприятие окружающей действительности. Тогда как наука претендует на безличностное описание мира.

Философия личностна по форме и содержанию.

Третий тезис: философское мировоззрение противостоит религиозным. В той мере, какой противостоят друг другу научный мир и мир сверхъестественный.

Четвёртый тезис: адекватные для философии условия её существования - это условия, сохраняющие личность. При их отсутствии неизбежно усиление мифологии и идеологии. И как следствие - деформация философия.

В обществах, где подавляется личность, лишает индивида самостоятельности и индивидуальности, здесь больше миология. Личность утрачивает свои корни.

Нацистская Германия (30-ые годы - первая половина 40 годов 20 века)

Философия может заменяться и идеологией.

Идеология - это система идей, призванная объединять людей в их отношении к окружающему миру.

Отличие мифологии от идеологии.

Мифология предполагает образы. Мир осмысляется в виде образов.

В идеологии - идеи. Понятия свободы, равенства, рабочего класса, буржуазии.

Идеология - это ассоциация образов.

Сходство мифологии и идеологии

И то и другое тоже предполагает массовый индивид.

Мифология предполагает изначально массовый индивид.

А идеология предлагает индивида, у которого есть объективные возможности обособиться в рамках социума, но эти возможности по тем или иным причинам не реализуются.

Что произошло с философией когда-то. Преподавалась марксистская философия. Всё материя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: