Спиноза

Дидро, Гельвеций, Ламори, Гольбах.

Материя - это природа в целом, лежащая в основе конкретных вещей. Человеческий дух, душу, разновидностью материю материалисты 17-18 века разновидностью материю уже не считали. Человеческая душа для них - это свойство материи. Причём материя высоко организованного человеческого мозга.

Однако с позиции последующего материализма - материализм 17-18 века обладает рядом недостатков.

Прежде всего он страдает в механицизме.

Это философская доктрина, согласно которой высшая форма движения материи, сводится к простейшим механическим и полностью могут быть объяснены её законами.

Механицизм ещё рассматривают как разновидность редукционному. (сложное и высшее всегда можно свести к простому и низшему).

Во-вторых, с точки зрения позднего реализма, материализм 17-18 века страдает метафизичностью.

В данном случае метафизика понимается как антидиалектика.

В данном случае диалектика - это учение о развитии мира в той или иной сфере действительности.

Материализм 17-18 века антидиалектичен.

Следующий недостаток - это его созерцательность

Дело в том, что материалисты рассматривали человека, как пассивное существо, существо созерцательное.

Конечно, они видели и активность человека в соответствии со своими потребности. Но как человек от животного ничем не отличается.

Бескорыстность человека.

Последний недостаток. Это его непоследовательность

Рассматривая мир в целом и природу, как его базовую часть, материалисты 17-18 века безоговорочно настаивали на ключевом принципе материализма. Но применительно к обществу, они так или иначе от этого тезиса отказывались. С их точки зрения общества, идеи правят мира.

Непоследовательность материализма 17-18 века возникает от созерцательности.

Дело в том, что применительно к обществу, материалисты понимали общество след. образом:

Люди - это продукт обстоятельств, продукты среды. Среда воспитывает человека. Какова среда, таков и человек.

Но общество переходит с одной стадии развития на другую. Что же или кто меняет среду?

Отвечая на это вопрос, материалисты пришли к след. выводу:

в обществе есть те или иные люди, которые готовы стать против данной среды. Своими идеями.

Они меняют среду и меняют людей.

Последнее: марксистский материализм, который оформился в середине 19 века.

Существует по настоящее время.

Материя не отождествляется даже от природы в целом. Материя - всякая объективная реальность. То, что существует вне и независимо от духа и обусловливает, детерминирует дух. это значит, что материя, это не только физическая, химическая, биологическая реальность. Характер нашего мышления, стиль нашего мышления, социальная материя, Это материя.

Человеческий дух, душа, рассматривается как мозг. (в марксистском материализме) Марксистские материалисты утверждают, что это свойство обусловлено не только биологическим, самой физиологией мозга, но и социальной средой, в которой живёт человек.

Человеческий дух, душа, обусловлена также социальной средой.

По мнению марксистских материалистов, созданный ими материализм преодолевает созданный материализм 17-18 века.

во-первых, их материализм не механистичен. Выступают против сведения чего-то высшего к низшему. Выступают против механицизма. Против редукционизма.

Марксистские материалисты подчёркивают, что их материализм не метафизичен.

В это связи марксистской материализм - недиалектический материализм.

Они выступают против созерцательности предшествующего материализма.

Человек часто бывает пассивным существом. Но по своей природе, по базовой характеристике - это преобразовательное существо. И совей преобразовательной характеристике человек отличается от животного.

Это универсальный преобразователь действительности. Любое животное преобразует действительность по меркам свой среды обитания.

Что же касается человека, он преобразует окружающую действительность по меркам любого вида.

Марксистский материализм в отличие от материализмов других - последовательный.

С точки зрения их.

Понятие материя и дух применимы не только к природе, но и к обществу. В обществе есть процессы, которые существуют вне зависимо от духа. Это, по определению, процессы материальны.

Эти материальные процессы марксисты называют бытием.

Важный методологический вопрос

А сохраняются ли в материализме, как философской доктрине, исходные значения категории материи., которые восходят к этимологии этого слова.

На этот вопрос приходится отрицательно

Эти значения здесь трансформируются. Причём в 2 логических шага.

Во-первых, материализм приписывает материи свойство духа (чтобы сделать убедительно положение о независимости духа от материи)

Во-вторых, материализм наделяет материю характеристиками бытия. (чтобы сделать убедительным тезис об обусловленности духа материи).

Материя - Дух.

Бытие - сознание.

Вторая группа философов.

Идеалисты. Идеализм

Исходный тезис материализма. Дух - первичный. Материя - вторична.

В философии идеализм существует в 2 разновидностях. Это неисторические формы.

Первая разновидность - объективный идеализм. За точку отсчёта берёт некий абсолютный дух, которой возвышается над духом каждого конкретного индивида и является объективным по отношению к нему.

Платон и Гегель считаются типичными объективных идеалистов.

Платон

С точки зрения Платона, универсум распадается на 2 мира.

Первый мир - мир вещей. Мир чувственно данных предметов и явлений.

Второй мир - мир идей. Универсум. Идеи - это духовные образования, выражающие сущность какой конкретной вещи и служащие эталоном, образцом при её вещесоздании.

Идеи как сущности вещей и эталоны на их создание находятся в уме мирового творца, который отталкивается на них и создаёт их.

Те вещи, которые не соответствуют своим эталоном - неподлинные.

Противоположно подлинные.

Философы делятся на 2 группы: материалисты и идеалисты.

Первый вариант идеализма: объективный (объективные идеалисты) Платон и Гегель.

Универсум делится на 2 мира: мир вещей и мира.

Душа человека по Платону первоначально принадлежит миру идей.

Находясь в мире идей, она знакома со всеми остальными идеями.

Она изначально знает сущность всех вещей, окружающая нас действительность.

Однако, воплощаясь в тело человека в момент его рождения, она, душа, об этом изначальном знании забывает.

И процесс познания человеком окружающего мира согласно Платону представляет процесс припоминания душой того, что она когда-то о вещях уже знала.

Чувственное познания постижения окружающего мира по Платону играет второстепенную роль. Оно лишь провоцирует душу на воспоминания о сущностях вещей. По сути дела вот так описывает процесс познания Платон превозносит теоритическое знание, которое никогда не является простым обобщением факта. А предполагает некую спекулятивную конструкцию. Некое умозрение.

С точки зрения Гегеля в основе мира лежит некий абсолютный дух, которого Гегель именует абсолютной идеей. С точки зрения абсолютная идея - это некая активная структура мира. Она динамичная и более того развивается.

В своём развитии абсолютная идея проходит в 3 этапа:

1. Развивается внутри себя в режиме чистого мышления, чистого логического процесса, вне физического пространства явления. Здесь движение - переход из одного понятия в другое.

Пример: абсолютная идея существует в форме бытия.

Затем он переходит в понятие небытия или ничто.

Затем переходит в понятие синтеза (становление двух предыдущих).

Соответствующую часть своего учение Гегель называет наркологией.

На второй стадии своего развития - абсолютная идея отчуждает в природе.

Отходит от сферы чистого мышления. Создаёт весь окружающий мир. На этой стадии абсолютная идея создаёт нечто чуждое сама себе. В этом плане этот процесс можно обозначать термином "отчуждение".

Соответствующий раздел философии Гегель называет "Философия природы".

На 3 стадии своего развития абсолютная идея создаёт человека с его человеческим мышлением и общество, в котором человек живёт.

На этом развитие абсолютной идея в качественном смысле заканчивается.

Смысл развития абсолютной идеи - это её самопознание.

На первой стадии это не происходит.

На второй стадии зеркало начинает создаваться.

На 3 стадии мировое развитие заканчивается.

Второй вариант идеализма.

Субъективный идеализм

За точку отсчёт берёт уже не некий абсолютный дух, а индивидуальный дух каждого конкретного человека, субъекта.

Основателем субъективного идеализма является английский философ Дж. Беркли.

Он рассуждал, что мир в котором мы живём - это то, с чем мы имеем дело. Мы имеем дело исключительно со своими ощущениями, за границы которых мы выйти не можем.

Первый тезис: мир - это то, с чем мы имеем дело. Мир - это и есть комплекс наших ощущений.

Вопрос: сохраняются ли в идеализме, как в философском учении, значение слово "дух", представленный в этимологии этого слова.

Эти исходные значения в идеализме деформируются. В силу того что это некая теоритическая система. Исходное значение этого понятия. В 2 логических шага.

Во-первых: идеализм делает дух самодостаточным.

Чтобы сделать убедительно положение о независимости духа от материи.

Во-вторых идеализм наделяет дух характеристиками бытия. (чтобы сделать убедительным тезис об обусловленности материи духа).

В истории философии материализм и идеализм рассматривают как 2 разновидности монизма. От греческого слова - монос (один, единственный).

Монизм - философское учение, которое гласит, что у мир есть одно единственное начало.

Для материализма - это материя.

Для идеализма- это дух.

Существует 2 варианта монизма.

Третью группу философов составляют дуалисты (от лат. - "двойственный")

Основной тезис дуализма следующий: материя и дух вообще не находятся в отношении первичности и вторичности.

Это 2 равноправных и независимых друг от друга начала мира.

Типичные представители - Аристотель и Декарт.

По мнению Аристотеля в мире можно выделить 2 сферы:

1. Это материя. Материя есть материал, из которого могут быть созданы вещи. Но эта возможность реализуется тогда, когда материя соединяются с той или иной духовной по своей сути формы, принадлежащей сфере мира, сфере формы.

Аналогично и у Декарта. В мире можно выделить 2 области.

первая область - область материи. Особенность материи заключается в том, что её элементы всегда локализованы в пространстве. Поэтому главная наука - это механика, которой как раз и занимается перемещением тел в пространстве.

вторая область мира - это область человеческой души.

Специфика души состоит в том, что её элемент локализации в пространстве не имеет.

Существо души мы можем постичь посредством совсем другой науки, нежели механики, а именно посредством психологии.

В дуализме исходные значения слов материя и дух сохраняются в гораздой большой степени, нежели в материализме и идеализме.

Однако некая деформация этих исходных значения имеет место и в данной случае.

Материя и дух частично зависит и частично не зависят. Нуждаются в друг друге.

В дуализме материя и дух абсолютно независимы друг от друга в начале мира.

Материя не нуждается в душе.

Душа вовсе не нуждается в материи.

Анализирую дуализм надо однако иметь ввиду. что строго говоря последовательно диалектических систем в истории европейской философии не существует.

Практически все философы в истории стремясь предать логическую завершённость так или иначе переходят на позиции монизма. Приём монизма идеалистического. (на позиции идеализма)

Материя бесформенная.

Абсолютно бесформенной материи не существует.

Делает ещё один радикальный вывод. Среди всего многообразия форм, существует такая мощная по силе форме, которая господствует над всеми остальными формами и в состоянии оформить самую бесформенную форму.

Форма форм - это Бог.

Аристотель дуалист. Между душой и материей есть нечто общее.

Душа каждого конкретного человека

Появляется единое начало.

Большим знатоком европейского менталитета считается О. Шпенглер.

С его точки зрения, душа европейского человека 0 это душа человека фаустовсого, душа человека преобразователя материю, который постоянно трансформируя материю, стремится её лишить самой возможности сопротивления, стремиться обесплодить материю.

По этой причине, рассматривая противоположны

Европейская – приоритет духу.

Что находит своё выражение в области философии.

В рамках своей второй стороны ОВФ звучит след. образом:

Познаваем ли мир?

Способность ли дух познать окружающую действительность?

Способность ли дух познать нечто в корне отличное от себя? А именно материю. Свою противоположность.

В классической формулировке философы делятся на 2 группы:

1. Представители гносеологического оптимизма. (гнозис, логос) Учение о познании. Теория о познании.

Основной тезис: дух способен познать материю, мир познаваем.

2. Представители агностицизма (агностики). ((а)гнозис).

Учение отрицает познаваемость мира. Дух не способен понять окружающую действительность, познать материю.

2 философа типичные: Д. Юм и И. Кант

Юм начинает рассуждать так же как Беркли. Мир это то, с чем мы непосредственно имеем дело. Непосредственно мы имеем дело только со своими ощущениями. Юм делает другой вывод: поскольку мы не знаем природы наших ощущений, мы не знаем, полностью ли они зависят он нас или нет, мы не знаем и каков мир. Возможно наши ощущения полностью определяются нашим "Я". Тогда прав Беркли. Мир это есть комплекс наших ощущений. Но возможно за нашими ощущениями стоят некоторые вещи.

Мир нельзя называть комплексом наших ощущений. Это гипотеза, которую невозможно доказать. Мы не знаем, каков мир.

Позиция Канта несколько иная. Весь наш жизненный опыт убеждает нас в том, что вне нас существуют вещи. Но утверждает Кант, это единственное, что они существуют, что они есть. Какие-либо другие характеристики нам недоступны.

Потому что с точки зрения Канта, законы функционирования самих вещей и законы функционирования нашего чувственного аппарата радикально отличаются друг от друга.

В итоге получается, что с точки зрения вещи окружающего мира никогда не повёрнуты к нам. Они никогда не являются вещами для нас. Они всегда выступают как "вещи-в-себе".

Между двумя сторонами его классической формулировки есть тесная связь.

Если философ занимает определённую позицию при решении второй стороны его основного вопроса философии, то он автоматически занимает вполне определённую позицию и при решении первой стороны.

Верно и обратное.

Дело в том, что вся европейская философия, начиная с древних греков и вплоть до последней трети 20-ого века так или иначе базировалась на двух фундаментальных постулатов.

Постулат 1: если дух способен познать нечто, в конечном счёте материю, то это нечто находится в отношении обусловленности с духом.

Под обусловленности понимается нечто либо, что порождено духом либо наоборот порождает дух.

Если дух не способен познать нечто, то это нечто не связано с ним по отношении к обусловленности.

Следует в плане соотношения двух сторон ОВФ:

Если дух способен познать нечто. Занимаем первую позицию, то это означает, что это нечто находится в обусловленности духа.

Мы занимаем позицию Монизма.

Если дух не способен познать нечто, если я стою на позиции агностицизма, при решении первой стороны я стою на позиции дуализм.

Второй постулат: если нечто находится в отношении обусловленности с духом, то оно познаваемо.

Если нечто не находится в отношении обусловленности с духом, то оно не познаваемо

Монизм <---------------------------> гносеологический оптимизм

Дуализм <---------------------------> агностицизм

Второй вопрос: категории внутреннего и внешнего миров человека.

С точки зрения большинства современных философов. Хотя вопрос о взаимоотношении материи и духа и является важным философским вопросом, он тем не менее вряд ли является основным для философии.

если исходить из мировоззренческой природы философии, то основным вопросом философии должен быть основной вопрос всякого мировоззрения. А основной вопрос о всяком мировоззрении - это не вопрос о взаимоотношении материи и духа, а вопрос о взаимоотношении мира и человека.

Иными словами философия предполагает мировоззренческую формулировку основного вопроса философии.

В мифологическом мировоззрении вопрос о взаимоотношении мира и человека не является проблемой, требующей индивидуально-личностного ответа.

Там ответ на этот вопрос индивид находит в готовом мире. Индивид не решает этот вопрос. Он определяется общим вопросом (в мифе, готовом мире)

В религиозном и философском мировоззрении этот вопрос является проблемой, требующей индивидуально-личностного решения. Но решается эта проблема в религиозном и философском мировоззрении разными средствами.

В религиозном мировоззрении средствами художественного мышления.

А философском мировоззрении эта проблема решается средствами теоретико-художественным мышлением.

Мир ------ Человек

Внешний мир человека --------- Внутренний мир человека

Философия никогда не имеет дело с миром. Она имеет дело с миром повёрнутым человеком. С миром человеческим измерением, с миром человека.

В философии человек в сопоставлении с окружающим миром, по крайней мере в первом приближение выступает с той же великий как сам мир. Эквивалентный, оставшийся во вселенной.

Философия допускает мысль, что человек дыра в этом мире.

Человек - это особый мир

Первое направление - человек образует особый мирю Человек - это часть остального мира. Человек - это особе существо.

Человек, возможно, не укоренён.

Мир человека совпадает с человеческим "Я". Это выражаем с помощью термина "внутренний".

Два важных замечания для последующего анализа:

Замечание первое: выражение внешний и внутренний миры человека нельзя понимать буквально, пространственно, геометрически. Это метафора.

С одной стороны к внешнему миру человека относится не то, что пространственно располагается вне ему, но и некоторые компоненты его психики, которые некоторым располагаются внутри человека. А именно те компоненты, которые ограничивают свободу человеческого "Я", с которым переживаются человеческим "Я" как навязанным, чувственным, от которых бы хотелось бы избавиться.

З. Фрейд. Фобии, страхи.

Ко внутреннему миру человека, относится не только то, что не имеет непосредственной проекции во мне, но и то, что такую проекцию имеет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: