double arrow

Творчество Н.С,Лескова


Вопрос

в 80 г русское народничество переживает идейный кризис, терроризм-решение неверное,признак слабости и отчаяния. Движение народников перерождается в либеральное. Революц движение-анархизм побежденных. Наше время-не время великих задач,возникает теория малых дел. Русские литераторы откровенно декларируют внепартийную позицию. Короленко заявляет: я сказал себе,ни партий ни классов нет. Создавать их не мое призвание. Уход интеллигенции от политич борьбы-это не ренниганство,даже не отступничество от общественных задач,нечто совершенно иное. Это время напряженной духовной работы,пора мысли и разума. Вырабатываются новые идеалы. укрепляется сознание того, что решение соц вопросов зависит не от деятельности партий,и даже не от участия народов,зависит от с торя души личности,от уровня сознания современного человека. Интерес сдвигается от идеалогии к культуре, философии,искусству,этике. В русской литературе центр проблемой оказывается не человек и общество,а человек и бытие. Назначение человека. Центральной фигурой в 80-90 г становится Толстой, а позже и Чехов. Толстой освещает своим авторитетом культурное значение малых дел, помощь голодающим, освещает тяготение интеллигенции к опрощенью, самоусовершенствованию. 80г- время усиления идеологии консерватизма. Известны 2 незаурядных фигуры мыслителя- Константин Леонтьев, обер прокурор. Начало культурного подъема в России. Издаются новые работы крупных историков, Соловьева и Ключевского. В искусссве ощутим интерес к древности,фольклору, мифологии,время расцвета живописи Суриков, Васнецов, развиваетс яжанр литературной сказки Толстой, Гаршин. Поэтические сказки Феофанова , Минского,Бальмонта,интерес к религиозной легенде,духовному стиху. Долгое время наша история литературы 80 г рассматривалась как пора кризиса реализма,его упадка, деградации. Требуется уточнить,происходит обновление реализма. показателем кризиса считался жанр романа,но он не исчез,потерял приоритетное положение в литературе. Чехов сказал,что смешно писать романы,никто их не читает. Новаторские черты русской прозы проявляются в легенде,рассказе.

В русско й лирике помимо подъемов в позднем творчестве фета, помимо творчества Полонского появляется целая плеяда новых поэтов, Минский, Мережковский,Гиппиос,Лахвицкая и др. поэты не берут на себя роль властителей дум. Характерно исчезновение героя,внимание литературы 80-90 обращено на человека среды,среднего человека, реализм последних десятилетий осложняется нереалистическими тенденциями,натурализмом, романтизмом,которые называют иногда предсимволизмом.натуралистические элементы проявляются в тщательном изучении быта,интерес к массовой психологии,к биологической природе человека,его генетике и т д. Символистские тенденции более всего проявляются в поэзии. это интерес к творчеству как сфере противостоящей обыденности. Отсюда самообожение творения собственной мифологии,интерес к стихиям,в которых символисты видят аналог свободы личности, Софийность- в поэзии Соловьева,у Бальмонта- я вольный ветер,солнце, Гаршин — символизм в красном цветке. С другой стороны отмечается тяготение к экзенциализму,к сущностям и проблемам бытия,смысле жизни и смерти ,к тайнам человеческого сознания и подсознания, 90 годы в русской литературе возникает вновь острая потребность в романтизме,проявляется в творчестве Шаршина,Горького. Оформляется новое эстетическое сознание,оно манифистирует о себе в лекции,а затем и тсатье мережковского, рус лит 92-93 годы. Причина упадка литер в засиле утилитарно-материалистического направления в искусстве(Мережковский),чтобы искусство служило отражению соц проблем.преобладжать должны идеальные порывы духа, 3 элемента определяют искусство: мифич содержание,символы, расширеных худож впечатлительности. Вслед за Мерижковский,соловьевый В В Розанов утверждает,что литературу можно рассматривать как ряд миров......

Учебная литература:

Ю.Н.Лебедев.

В.Н.Аношкина (Косаткина).

История рус литературы 19 в 2 половина под ред скатова.

Кулешов 19 век.

2 академические истории русской литературы.

История русской литературы в 4 томах,том 3.

1. начало творческого пути и антинигилизм Лескова

2. возможностии и загадки русского национального характера. Леди Магбед Мцанского уезда.

3. Русские праведники лескова. Очарованный странник.

4. Цельность народной жизни в повести запечатленный ангел

5. трагическая судьба талантливого человека в россии(Левша и Тупейный художник)

6. некоторые приемы поэтики Лескова.

Литература:

Сборник статей в мире Лескова. М 1983.

Хализев,Озеров.

Б.Дыханова. Запечатленный ангел и очарованный странник лискова. М 1980.

Лесков Н С О литературе и искусстве. Л 1984.

А.Лесков.Жизнь Лескова по его личным семейным и несемейным записям в 2 томах

И В Столярова. В поисках идеала:Творчество Н С Лескова. Л, ЛГУ, 1978.

Родился Лесков в с Горохово. литературная газета 2006 №5стр 7

произведения его оригинальны,ни на что не похожи,среди русских классиков -самый разнообразный и по языку и по теме. Некоторые его повести абсолютно новаторские.(Искандер).

Лесков-великий классик 19 века. Страсти,не уступающие шекспировским. Все крупно, размашисто. под стать России и природной ее силе.

Последние десятилетия многие разуверяются в возможностях России, русского человека.

Стебницкий-псевдоним Лескова. Многие произведения затеряны в массе печати.

Он из семьи разночинца,мелкого чиновника, мать дворянка,но с раннего детства-он сирота,рано начинает трудовую жизнь. К оценке всех явлений жизни он подходит с моральным критерием. и главным прогрессом считает прогресс нравственный. Он осознает себя литератором нового типа. В прежние времена в литературу приходили от кружков.. его школой была не книга,а сама жизнь. В 61 году начинающий публицист лесков приезжает в питери становится профессиональным литератором. лесков_публицист в множестве русских газет пишет об угнетении крестьян,о дворянских привилегиях,о трущобе бедняков,детский труд,рабство народа,отстаивает идею женской эмансипации, умеренных либеральных преобразований в стране. В мае 62 просил правительство разобраться,причастны ли нигилисты к пожарам в петербурге. В трудное время начинающ русской реакции это заявление лескова было воспринято как прямой донос и на долго разлучило лескова с передрвым литер движением. Этот разлад усилили такие произведения Лескова как Овцы и бык, Цикл очерков Русское общество в Париже, роман Некуда 63год,а позднее,в 70-71 годах,повесть загадочный человек и роман «На ножах». В этих произведениях лесков открыто осудил революционную борьбу русских нетерпиливцев,прямо заявил,что народной революции в России никогда не будет. Эти произведения примыкали к антинигилистической литературе. В русской провинции в интеллигентных кругах рформы 60 г вызвали брожение,но не вилились в жажду общей ломки в стране,в базаровское отрицание.по Лескову, русский человек втягивается в оппозицию к власти,а это чрезвычайно актуально, путь в революцию. Этот же прием использует достоевский в «Бесы». После публикации романа «Некуда» Писарев открыто объявляет о литературном трагизме..

2 вопрос.отличительные черты русского человека лесков искал во всех классах русского общества, его мир поражает своей многоликостью,сын дворянки он хорошо знал быт каждого сословия,изображая его по своему,полимизируя, со стереотипами, ранние рассказы- житие одной бабы, о женщине насильно выданной за богача,пытавшейся сбежать, близок рассказ «Воительница».

Леди Макбет 65. катерина измайлова-главная героиня,напоминает катерину кабанову, молодая купчиха,решившаяся на незаконную любовь до самозабвения, но ее любовь изображена ни как протест против купеческого быта, никак потребность подняться над этим бытом, страсть ее рождена этим же бытом,его сонным бездельем,бездуховностью,жаждой наслажденья, все это побуждает женщину совершать убийства. Таким изображением лесков ведет спор не только с островским ти добродюбовым. Гамлет щегровского уезда Тургенева. Он описал дворянина со слабым характером,у лескова наоборот, героиня шекспировского склада сочетает в себе необычную силу характера с полнейшей интеллектуально-нравственной неразвитостью. Ее личность самобытна. Героиня повести от природы не наделена приступными свойствами. читателей покоряет сильная женская душа,наивное простодушие,полудетская доверчивость,поэтичность воспоминаний от вольном девичестве,жажда настоящей любви,борьба за право выбора,нежная мечта о ребеночке. Драматически скорбна ее любовь к сергею, поначалу она в нем ценит младенчество,обаятельность, ее натура страстна. В отличие от героине грозы, измайлова сама усваивает эти нравы и обычаи. Законы вседозволенности извращают самодурный характер героини Лескова. Лишенная любви и человеческого участия она начинает ненавидеть окружающий мир и мстит ему. Страстное отстаивание своего права на люббовь оборачивается хищной борьбой за вседозволенноссть, а метод борьбы-это устранение все со своей дороги, так страдалица превращается в страшную грешницу. Убийства Лесков-поднимает до уровня искусства. В 15 главках передан методический ритм жестоких расправ.

Автор повести возвысил исключительную историю до уровня подлинного искусства, подлиного обобщения, мастерство писателя не только в построении сюжета, но и в живописном воссоздании страстных характеров.т рисуя безудержность страсти,демонизм характера, лесков опирается и на отечественную традицию и на опыт мировой классики. Русская грешница породлилась с шекспировской леди макбед,вобрав ее опыт. Она еще и страдающая женщина. Очень похожа н агероиню Лекова музыкальная Катерина Измайлова в опере Шестковича.

3 вопрос.

70 годы-новый период в творчестве Лескова, стремится найти положительные идеалы русской жизни,противопоставляя их всем формам человеческой личности, его все больше привлекают герои,способные противостоять обществу, новые герои Лескова стремятся жить по высшим законам совести и сердца. Любимым персонажем лескова становится тип русского праведника. Писатель начинает создавать для россии иконостас ее святых и праведников. продолжает традицию некрасова. Лесков предворяет русскую литературу 20 века.

6марта 2012


Сейчас читают про: