Лекция №2 «очарованный странник»

Продолжение.

Лесков ищет своих праведников в самой разной среде:провинциальное духовенство,крестьянство, дворовые, среди офицеров и педагогов кадетского корпуса. Общим для праведников лескова является их незначительное соц положение и абсолютная непричастность к какой-либо власти. Все они отличаются бескорыстием и всегдашней готовностью помогать другому человеку. Это новая разновидность старого типа русской литературы маленького человека. «маленькие великие люди»,которые,по мысли Лескова, составляют созидательные силы русского народа и самой жизнью своей творят историю русского народа.

Самое маленькое дело в России требует богатырсва (Гоголь).

В создании своих праведников лесков опирается на еще более старые русские традиции:на древнерусскую традицию,и в первую очередь на житийную литературу. «Соборяне»-Протоирей напоминает Аввакуума. Фольклор,фольклорные образы. Иван Флягин описан как добрый русский богатырь,напоминающий илью муромца. праведники лескова родственны героям тургеневских записок охотника,губернские очерки Салтыкова-щедрина. внешне лесковские праведники напоминают Некрасовского Власа.

Как представители об идеале личности,нравственной основой которой являются вера в христа,хрестьянские заповеди,праведники Лескова близки и положительным героям достоевского: Мышкину,Долгорукому, Старцу Зосиме,Алеше Карамазову. Лесков далек от славянофильской и почвеннической идеализации кроткого,смиренного русского человека.такой тип очень мощно живет в русской литературе.

Критик Апполон Григорьев ведет отсчет таких людей в русской литературе от И.П.Белкина.

Лесков поэтизирует героев,но религиозность его героев особого типа,попытка жить в миру по законам Христа.

Павлин и подросток- схожие ситуации. пожилие люди отпускают своих молодых жен с соблазнившими их господами,при этом и тот и другой(Лескова и Достоевского) герой считают себя ответственными за судьбу изменившей им жены.оба героя опекают свою жену,требуя от молодых пар выполнения господского слова.оба героя уходят в монастыри и все же лесковский павлин разительно отличается от идеального героя в Подростке. Макар отгорожен от земных забот странничеством и религиозными исканиями. он только время от времени появляется в миру,приходит в семью жены и барина и выступает своего рода нравственным ориентиром для других людей. Так Макар настоящий отец героя романа Аркадия. Нравственные уроки Макара спасают Аркадия и он становится для сна истинным духовным учителем. Павлин у лескова вступает в решительную борьбу с шалопаем барином,который мечтает расстаться с надоевшей ему любовницей. Павлин заставляет его жениться и тот нравственно перерождается.

Активность лесковских праведников особого типа,они не бунтари,а подвижники,в них уживается дерзость и самоограничение,рыцарство и беспредельная уступчивость. Лесковские праведники-это чудаки оригиналы,которые полагают важнейшими нравственными ценностями патриархальную старину и традиции святой Руси. Таков глава Протоирей Савелий Туберозов «Соборяне»,он хочет быть настоящим пастырем для своих прихожан и видит свой долг не в воспитании смирения,а в осуждении грехов,негодовании пороков,чувство стыда за пустую мелкую жизнь. Народ встречает проповеди савелия с уважением, позиция туберозова приводит его к конфликту с властями,начинаются преследования. История отца савелия рассказана у лескова самим героем,языком проникновенным торжественным, рядом с савелием изображена судьба Дьякона Аиллы,незнающего,куда девать свою энергию-свидетельство богатых душевных сил.

Протазанова из захудалого рода. Наибольшая последовательность в поисках идеалов обнаруживается всреде простолюдинок(запечатленый ангел,очаров странник,левша).при несхожести характеров,сюжетов-норма честного жития слогается из 3 неизменных ценостей,без которых руссский человек не мыслит своего существования:религиозная вера, которая утоляет жажду единодушия в народе, богатырство,взыскуемое радением о правде,добре,чести, творческий труд,включающий в себя и элемент эстетический..таков Флягин «Очарованный странник»

«очарованный странник»

иван флягин испытал так много,что его жизненная одиссея стала хождением по мукам,как в древне-рус житиях.ВЫВОД: Русский человек со всем справится! В герое лескова увлекает мощь,флягин претерпивает безмерные страдания...поразительна не только стойкость,но и великодушие(хрестианская черта). Лесков любуется неукратимостью и чрезмерностью страстей героев,делая его во многом похожим на Ахиллу Десницина из хроники «Соборяне», так развивается в творчестве Лескова тема русского национального характера. Лягин-носитель высокой чести,это мотив,который в рус лит развивается из «Кап Дочки» Пушкина. Лесков мыслит своего героя воплощением лучших качеств народа: долготерпение, талантливость, стремление к совершенству, жизнелюбие,сила русского характера граничит с его бессмертием- все это таится в народном характере до времени. Флягин-образ высокого обобщения,поднятый до уровня реалистического символа, он очарованный странник,выходец из народа,который живет еще в «очаровании бездыханном»(БЛОК),что объясняет младенческое,неразвитое сознание героя. Ф. Носитель народной восприимчивости к прекрасному. Он м б боворожен поэзией увиденного им мира,а сюжет скитаний позволяет показать смену ф очарований и постепенное приобретение героем высокой мудрости. Флягин-крсоты любитель,он артистично воспринимает чудеса жизни. Его очаровывают: природа,живность,восторг от игры физических сил,любуется укротителем коня,редким чудом ему кажется схватка татар.

лесков проявляет себя как поэт пейзажист

герой повести тянется к светлому,прекрасном,свободному, флягин глубоко чувствует музыку..

Он слушает песню сосредоточенно. особое пристрастие-к лошадям,восторгается ими,красотой и совершенством. однако высшее находит он в человеке,особенно -в женщине.

Высшее очарование-в любви! Повествуя о драматической истории своего чувства флягин стилезует свой рассказ под романс в духе романсного сказа предстает сама груша,а потом будет в жизни странника очарование тишиной монастырской жизни,особая отрада упования.

Таким образом флягину приходит идея самопожертвования,это очень живая идея,рождающаяся изнутри души. Произведение лескова- не только раздумие о человеч личности, но и думы о отечестве.

Полнота и ценность в «Запечатленном ангеле»(73)

лесков изображает группу рабочих,являющихся и строительная артель и община старо-ведческая. Их скрепляет благоговение перед иконами, бережно ими хранимых. Предводитель- Лука, несет картину ангела,изукрашенную. Вся жизнь артельщика проходит под покровительством нац святыни. Все удачи артельщиков отсюда. Во всем оберегает их эта святая икона-запечатленный ангел. Почитание святых икон неотделимо от преклонения перед великим художеством, искусством.

Драматичен сюжет повести. Местные чиновники изымают икону,оскверняют лик ангела сургучной печатью. И потом из православного храма крадется икона.готовность на любые испытания,на муки,на героические усилия,ради защиты святыни. богатырство луки кирилловва явлено как нечто само собой разумеющееся. В повести немало чудес. Но самым удивительным чудом выглядит порыв к защите народом своих духовных святынь.

Ангел распечатлелся, т е освободился от сургуча. Возвращение раскольников в веру православной церкви. Гордыня-это порок. Все мытарства,выпавшие на долю ангела рассказчик объясняет тем,что ангел сам возжелал себе оскорбления,кабы дать нам свято постичь скорбь и указать истинный путь. Ангел оказывается для раскольников, путеводителем смирения. и эта мысль она как бы продолжает утверждаться фактами жизни.

В событиях этой повести немало анекдотичного,парадоксального,но все приключения героев получают реальное объяснение. Причины всех этих приключений в курьезах самой русской жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: