О некоторых приемах поэтики Лескова

Трагическая судьба талантливого человека в россии

левша и тупейный художествое

еще одной темой становится тема загубленого русского таланта(сквозная).она звучит и в Левше и в тупейном художнике. В сказе о левше в форме легенды-анекдота вдохновенно рассказано о даровитом русском человеке из народа, лесков выстраивает сюжет на сопоставление российской и английской жизни. В левше творчество в труде поднято до высокого артистизма,а действие развивается как азартное состязание русской смекалки с заморской выучкой. Талант и самобытность русского человека — это не просто природный дар, н о и следствие благородной привычки к усердному труду. Талант растрачивается на пустяки и приносит ему не благополучие,а несчастье. Поразительно отношение таланту левши всех причастных к власти, гос аппарату, от царя до городового. Русский талант нужен,чтоб пустить англичанам пыль в глаза. Но никто его не бережет и не видит в нем нац богатства.

В левше за простодушным тоном наивного рассказчика таится немало горечи. По дороге на море он ничуть не уступает английскому шкиперу, но а Спю судьбы их сильно разнятся,англичанина вылечили от запоя,а левшу бросили умирать. В подвигах много чудачества. Жизнь русских мастеров скверная,абсурдная. Автор играет стилями,сдлвечками в духе народной этимологии. Лесков постоянно обращается к фольклорному материалу,рисуя мастеров. Парадоксы русской жизни доведены автором до трагического финала,а левша становится нарицательным, вечным литературным и национальным типом.

Мысль о беззащитности талантливого человека в россии встречаются и в др произведениях. Эта тема развита и в тупейном художнике. Рассказ в рассказе. О старине. Повествование о трагедии в любви актрисы и мастера аркадия. Пролог и эпилог-от имени повествователя,а ценр часть-сказ крепостной актирисы Любови Анисимовой. Крепостной театр воссозданы так,что положение в нем актрис заставляет вспомнить картины неволи.

Любовь Анисимовна-возлюбленная талантливого крепостного мастера аркадия, рассказывает детям о человеке,которого она любила. Настоящий художник, артист в своем деле.. хозяин издевается над ним. Любовь и аркадий сбегают вместе. Предательство священника,который должен был их тайно обвенчать,побои и расправа...

не менее драматична и участь актирисы,которую отдают в скотницы. Очень психологичнски достоверна гибель аркадия,явившегося к хозяину с выкупом за невесту. Он был зарезан в дорожном кабаке из-за денег

говоря об искусстве лескова-художника,нельзя не сказать о принципе повествования. Это сказ. Возможность героя рассказывать о себе самом. Предельное самораскрытие в слове. Сказ-это установка на устную речь в самых разнообразных ее формах. Понятие сказ,которое было глубоко разработано в 1-х 10-х 20в-означает имитацию живой,чужой разговорной речи,рождающейся всию минутно на глазах слушателей или читателей. Лесков говорил»Все мы, я и мои герои имеем свой собственный голос,человек живет словами. И надо знать в какие моменты жизни какие найдутся слова..» таким образом философия сказа у Лескова,философия стилистического прием помогает нам реально понять и проверить в живую жизнь народа. Язык лескова-музей всевозможных говоров. В его произведениях слышится и речь сельского священника, и чиновника, и мещанина,купца,рабочего...в основу произведений ложится богатейший опыт,изучение местных наречий,исключительный дар словотворчества. Принципиально важно помнить и знать,что в прозе лескова народ заговорил о себе сам. Рус лит во 2 половине 19 в становится все более полифоничной(многоголосой).рассказы как повествование много пережившего человека,обладающего манерой сказывать свою историю. Лесков-прозаик продолжает традицию, открытую Пушкиным в повестях Белкина.

1.Раскрыть героев в их самовыявлении.

2. исключительная яркость языка. Самым причудливым сочетанием разнообразных стилей. Эта черта глубоко вкоренена,имеет давнюю историю в русской литературе.

В левше все абсолютно художественно.

Лесков играет словами,перевертывает их,обнажает свой смысл,сталкиваются слова,закрепленные в разной среде. Светское слово с простонародным и т д.

3. Лесков нередко пародирует купеческий жаргон и прочие языки. Словотворчество лескова обусловило замысловатость его стиля,требующих внимательного чтения. Стиль л верный,и редкий. Мастерству слова у него учились многие.

Не художественный типизм в обычном реалистическом смысле были главной целью Лескова. Его интересовала душа,красота русского человека. Лесков во многом сходен с Достоевским. остро-конфликтный сюжет,изображение казуса,случая-это обычная основа его сюжета. Но положительный идеал лескова не в красоте,а в былинном типичном богатыре с чертами озорного Васьки Буслаева.

Специфика жарновой системы писателя:

он начинал с большого идеологического романа,антинигилистического,но такой роман ему не удавался. Самым органичным для лескова жанром оказывается жанр хроники-это повествование,рзвернутое во времени и построенное по принципу нанизывания анекдотов,изречений. Анекдот оказывается важным сюжетным элементов, он использует этот жанр в его 1 значении-рассказ о курьезном. Анекдот и фольклорный жанр с вымышленным парадоксальным сюжетом и неожиданным финалом. Лесковская хроника как и яз писателя постоянно соединяют в себе самые различные фольклорные и повествовательные формы(Леди магбет,где лесков вбирает элементы повести о купцовой жене и приказчике и песню от ваньке ключнике и др баллады и сатирические песни о жене,тайно убившей мужа) у лескова немало и других жанров:бытоописат очерк,описательный рассказ,легенда...

в творчестве позднего лескова (80г) усиливается сатирическая тенденция: Заячий реимс, полуночники,загон-перекликается с салтыковым-щедриным. В загоне подвергает резкой критике круг управителей,желающих оградиться от европы.

Творчесвто лескова очень разнообразно,оно близко и поисками идеалов,совестливой личности..среди мастеров языка он вообще в числе первых...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: