Лекция №3

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. (1826 в тверской губернии.-1889)

План:

1. раннее творчество 40-50 гг.

2. история одного города 68-70гг.

3. Книги очерков 1870гг.

4. Роман господа Головлевы 70-80 гг.

5. О Щедринских сказках.

Литература:

С А Макашин Салтыков-Щедрин:Середины пути 60-70. М.1964

С А Макашин Салтыков — щедрин на рубеже 50-60гг. М 1972

Салтыков_щедрин:Последние годы. 1875-1889. ак изд, М 1989.

А С Бушмин Сатира салтыкова -щедрина М-Л,ак наук,1969.

Художественный мир салтыкова-щедрина. Л 1987.

Бушмин сказки салтыкова-щедрина. Л 1976.

К М Григорьян Роман С-Щ господа Головлевы. М-Л. ак наук 1962.

Е.Покусаев. Господа Головлевы С-Щ. М 1975.

Д.Николаве сатира щедрина и реалистический гротеск. М 1977.

В.Мысляков. Искусство сатирического повествования:проблема рассказчика у С-Щ. Саратов, 1966.

манн о гротеске в литературе.М 1966.

Б М Эйхенбаум История одного города С-Щ (Комментарий).сборник статей Э.»О прозе».с 455-502.

началу плодотворной творческой деят-ти С-Щ предшевствовали вехи. Родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его жизнь достойна настоящего романа. Детство прошло в обстановке крепостничества. Отец мечтал о военной карьере...за 30 лет мать удесятерила состояние семьи... учеба сначала у крепостного живописца, московский интститут, позже царско-сельсктий лицей. В лицее начал писать стихи,после-служба в концелярии. Во 2 полов 40-кружок петрашевскогго,написания повестей,противоречия,за что 7 летняя ссылка в вятку,а после Мпб,служба в МВД, 56-57 «Губернские очерки» с современником сотрудничает в 60.

в конце 60-цикл Пампадуры и пампадурши. Худож силой выдел истор одного города,господа и сказки. До смерти он соредактор и редактор журнала отечественные записки.

1.в 1848 году С-Щ пишеь «повесть запутанное дело»,удачно используя аллегорию,иносказание. Герой этой повести,Мичурин, видит сон, в котором все современное общество-в виде пирамиды из человеческих тел. На вершине-власть имущие, в основании-видит себя и на себя похожих. Особенно болезненноМичурин ощущает свое соц одиночество,беззащитность и бечпомощность. Он чувствует,что в СПБ каждый смтои лишь за себя, и смотрит на жизнь со своей точки зрения. Мичурин же пыьается найти путь к людскому единству. 2 разные дороги указывают ему соседи. 1 ассеобщая любовь от всех бед.2. Тотальное разрушения. Эти пути кажутся М сомнительными. Ранние повести стали причиной ссылки. вятка -серьезная школа жизни,дала богатейший материал для первой крупной книги «Губернские очерки» это произведение написано человеком,верившим в уход старых времен,в наступающее преобразование россии. Цель книги-художественное исследование русской нац жизни без гнева и беспристрастия. Автор не выдержал взятой им установки на беспристрастность. Состоит из ряда циклов: прошлые времена,богомольцы,странники и проезжие,юродивые,талантливые натуры. В каждом показано определенная соц страда города. Цикл очерков приодолеваетонраниченность отдельного физиологического очерка. Суть изображений углубляется в поледующих очерках. В совокупности создавалась полная картина жизни. Центр место занимают критико-чиновничьи системы. От патриархальных времен до новейших идей всеобъемлющего бюрократизма. В 1 цикле очерков прошлые времена=очевидна связь с гоголевской традицией. Сатира С_Щ направлена на положения,а не -характеры. Подкупает умение сатирика передать склад реи,живую манеру говорящего,основы чиновничьего яз,самый тип чиновничьего мышления. Ми заражен жаждой взяточничества. Взяточничество-порок,ставший объектом рус ли. Щедрин критикует весь аппарат снизу до верху,показывая безнаказанность этого злодейства. Автор показывает,что причины нужно искать в общих условиях русской жизни. Изменяется от повести до сарказма. Разоблачение достигается доведением мысли героев до абсурда. В неожиданном ракурсе предстает и народ. Это почвинническая тенденция С-Щ была сразу замечена Достоевским. Писатель хотел противопоставить моральному растлению верхов нравственную чистоту народа. Религиозность народа автору дорога. В цикле о богомольцах= Щ обнаруживает знание религиоз культур. Между власть имущими и народом-талантливые натуры, новые типы дворянский интеллигентов, лишних людей интеллектуального покроя, они отличаются тем,что они вовсе не противопоставляются окружающим и их среде,они составляют ее органическую часть. Щделает акцент на их не сопротивляемости среде.

В 1857 с пишет пьесу «Смерть Позухина»-стремится развенчать славяно-фильческую аппологию купечетва. Мир купцов и чиновников показан как царство смерти. 1 из ценр перслонажей советник предвосхищает образ головлевой.автор следует традициям раннего островского.он устраняет из пьесы положительных лиц. С-щ играет активную роль в начавшихся реформах русского общества. Он выдвинулся как ищзвестный администратор,гос деятель, судьба щедрина и в этом плане была уникальной. По возвращению из вятки,он назначен на пост вице-губернатора в рязани,2 лицо в губернии,стремится использовать власть для ограждения крестьян. Пореформенные годы-время укрепления политических взглядов щедрина. Сотрудничает с «Современником». Это перио нового художественного одъема в творчестве щедрина.

Лучшие произведения-цикл очерков «Пампадуры..» и «История одного города».

Цикл «помпадуры и помпадурши»- о жизни губернского города,весьма отличается от предыдущ произведения,нт установки на достоверность,первые же картины отмечены причудливым вымыслом. Губернаторы-пампадуры стараются перещеголять друг друга в нелепых распоряжениях.

Автор умеет раскрыт политические проблемы через быт. Изображая эводлюцию рос реформаторства щ показывает житейские привычки, ритуалы встреч и проводов градоначальников. В этом цикле очерков Щедрин отражает современную историческую ситуацию:лавирование власти между реформами нач 60 г и контр реформами,начало реакции 1866.

13марта лекция..

«история одного города». Автор продолжает некоторые традиции, написано в30г. Важной была отправная точка. Он представляет судьбу всего рос гос-ва. Символика города глупова-планомерна. Это всякий русский город. Работает эстетический закон. Часть равна целому. Главным предметом анализа оказывается отношение правителей и народа. Щ разрабатывает тему пушкинского Анчара. Трагедия всевластия. одна из бед глуповев -все воспринимается как норма. Целая летопись о губернаторах,роман написан от имени летописцев города в форме исторической хроники..издатель придал рукопись оглазке комментируя в «примечаниях»,которые тоже идут от автора.за летописцем и издателем стоит всевидящий и всеоценивающий автор. Композиция многослойна. Летописец и издатель не становятся персонажами,это своеобразные маски,которые нужны автору для решения сатирических задач. Летопись глуповцев с 1731-1836.

щедрина меньше всего интересуют времена прошлые,он проецирует прошлое на настоящее. Историческая летопись города становится исторической сатирой.(стала способом размышления о настоящем при помощи прошлого).

Неизжившее себя самодержавие, бюрократическое засилие,крепостничество. В книге дана целая галерея из 22 градоначальников,в которых олицетворяется все гос-во. Многие типы могут быть соотнесены сразу с несколькими историческими лицами. Каждый градоначальник имеет свою фамилию и кличку. Каждый наделен запомин-ся внешностью и отмечен своими деяниями. В портретах градоначальников использует гротеск,совмещая несовместимое, фантастическое с вполне реальным. Так,характеризуя грудастого-говорит,что вместо головы механизм,который выкрикивал не потерплю и разорю. Прозванный органщиком,он приводит свою угрозу в исполнение. Гротеск о Прыще. У него фаршированная голова. Он не пугает глуповцев,а прекращает дела,заменив их хождением по гостям. Маркиз летал по воздуху в городском саду, у некоторых ступни отражены назад.

Лицо полиологовой коричневого цвета-это градоначальница, истезавшая 4 девок. вторгась в казначейство. Угрюм пунчеев-соедивший в себе черты аракчеева и николая 1. использует прямую ораторскую хар-ку. Угрюм завершил дело предшествеников и превратил Глупов в пустыню. Все градоначальники уходят в бытие.одну заели клопы,другой обожрался.

Писатель сочувствует народу,сострадает им,защищает от деспотов-управителей. С глубокой симпатией нарисованы некоторые персонажи у щедрина нет сентиментальной идиаллизации народа. Глуповцы изображены опутанными бузрассудками,живущими по игом безумия. Сатира у Щ многосторонняя, и на рабскую покорность,на политическую пассивность народа,его темноту. Характерно, что автор наделяет некоторых глуповцев чертами кукол.

Желание сказать о странном состоянии глуповцев. Используя прием стилизации писатель одевает образы современности в одежды прошлого. Другое средство сатиры- пародирование.

Важные идеи передает в наивно сказочной форме. Сатирическим образом градоначальников и глуповцев Щ противопоставляет некоторые символы. Символ реки,которая воплощает стихию самой жизни. Именно ее упразднить и покорить никто не может. Река не только не покоряется взгляду Василиска,но и сносит плотину. ОНО напоминает смерчь,проносящийся над городом. Книга вызвала немало резких суждений(Суворин, Арсеньев-обвиняли Щ в искажении истории и в оскорблении русского народа).

Говорили,что автор глумится над властью и народом.

Цикл очерков 70 годов:

главным жанром творчества С-Щ оказывается очерк. («сатиры в прозе,»невинные рассказы,мелочи жизни», циклы очерков-помпадуры,г-да ташкенцы,за рубежом..),создает так же очерковые романы-обозрения, дневник провинциалов в Петербурге. история одного города. Современная идиллия и др.

внутренние связи между очерками в этих 3 жанровых образованиях разные. В книгах-очерках связь по преимуществу проблемная, в циклах-связь образуется единством оригинальной типологии героев или связь скрепляется образом повествователя-рассказчика. Его облик,его соц-нравств позиция очевидны сразу во вступлении или 1 очерке. Герой,способный показать начальству кукиш в кармане и не более того. Часто рассказчик -это человек»свежий,наивный,не искушенный в хищничестве,приспособленчестве,это простак.

В романах-обозрениях, которые тоже нередко возникают из очерков,персонажи связываются единым сквозным сюжетом. В сфере соц романа,Щ ощущал себя новатором и стремился теоретически обосновать модификацию жанра. Роман современного человека разрешается на улице,везде,только не дома и самым непредвиденным образом.(Щедрин)

в 60 г выступал как критик-рецензент. Это увесистая книга. Щедрин ставит общие проблемы развития литер и обосновывает свой худож метод,разрабатывая эстетику реалистической сатиры. Щедрин создает настоящую сатиру. Исходный принцип С-Щ это взгляд на литературу как на очаг общественной мысли. Главное-быть выразителем передовых стремлении. Литерат и пропаганда-одно и тоже, требование открытой тенденциозности и это новое слово в русской эстетике. Сатира не должна замыкаться на общественных курьезах и странностях,должна отыскивать смешное и провожать в царство теней все старое. Должна четко представлять свой предмет и знать из каких идеалов она исходит. В своих идеалах щ не сомневался. Единственная плодотворная почва для сатиры-народная. И в его сатире рождаются иносказательные образы.

В 1 половине 70 щ пишет циклы Господа ташкенцы, благонамеренные речи (72-76), Дневник провинциала в Петербурге(72-74).

О ташкенцах-это авантюрист из среды разорившихся дворян,готовый ради обеспечения на любое грязное дело. Черты чиновников всех времен, профессион некомпетентность и грубый эгоизм.

Название города ташкента стало широким иносказанием. Живучесть определяется тем,что писателя занимает срез порочной практики. Он пишет о нравственно-психологич состоянии.

Показательно пенкоснимательство(Дневник провинциала в Петербурге). Пишет о ранней стадии развития капитализма в россии.это тихо мурлыкающие ищники,снимающие пенки чего угодно. Дневник провинциала представляет новые формы фантастики. Этот очерковый роман написан в жанре достоверных приключений провинциала в пореформенной столицы. Неуместны гиперболы,органичны причуды,фантастика. Так во сне рассказчику привидилось, что он умер,и его друг обобрал его. Примером фантастического является устав вольных пенкоснимателей.

В цикле благонамеренные речи, в котором подводится итог 15 летней реформенной россии, ярче показан процесс превращения россии феодальной в россию капиталистическую. Запустение дворянских гнезд изображается без сочуствия. Основное внимание автора отдано психологии героя нового времени,это буржуа, чумазый. В центре этого цикла образ осипа-дерунова. Автор показывает его в эволюции,в 3 стадиях развития. До реформы-скромный приобретатель,после-всесильный владелец уезда, теперь он осознает свою силу,претензия на непререкаемость, грабеж оправдывает госуд ср-мию мужиков называет бунтавщиками. 3 этап-он орудует в петербурге в акционерном общ-ве,его финансовые операции носят паразитический хар-р, тип нового героя,тип чумазого разработан щедриным подробно,портрет,психология,автор не прибегает к карикатуре,на 1 взгляд он даже привлекателен. Видит неизбежность процесса,но с опасением приглядывается к последствиям нравственно-культурным.

Повесть убежище Монрепо написано от лица отставного,разоряющегося дачника. Притягательной силой оказывается разоритель деревне кобанчик колубай. В его руки приходит его дача Монрипо. В этом случае отражается общая закономерность.

В 70 г пишет «цикл очерков за рубежом». Щ-наследник идеологии западничества,европеизации страны. Он понимал,что вековые европейские идеалы 1789г(ВФР) давно потускнели. Франция не является образцом свободы и демократии. Франция теперь-это республика без республиканцев. Россия не может миновать обще -европ процессов,но должна продливать их по-своему. Буржуазная культура не завладеет всей душой русского человека. Историческая дорога России представляется Щ непоконченной...есть некая неопределеность,надежда,взгляд в будущее.

На рубеже 70-80- Современная идилия (77-83).

В 1 ЧАСТИ ЭТО САТИРИЧЕСКАЯ ЭПОПЕЯ 2 «ЛИБЕРАЛОВ»,ГЛУМОВА и его приятеля рассказчика,совершающих непростой путь приспособленчества к существующей на ролине реакции. Во 2 части описано путешествие героев по России, преследование инакомыслящих. Вновь появляются известные литер персонажи, Молчалин,советующий героем погодить, Глумов.

Тургенев назвал книгу полетом сумасшедшей юмористической фантазии автора...герои разрабатывают указ..

второстепенные персонажи:адвокат Балалайкин-символический образ «публичного мужчины»,готового за деньги продаться кому угодно. Оригинальность совр идиллии в том,что остро комедийная,нередко балаганная форма, служит не только обличением,но и раскрытию драматич положения мыслящих людей,особенно проявляется в финале произведения.глумов-рассказчик стали публично требовать в газете упразднения мысли человеческой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: