ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. Проза Л. Петрушевской как феномен постреализма.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. Проза Т. Толстой как явление постмодернизма.
План:
- Своеобразие конфликтов Т.Толстой как конфликтов романтических по своей природе.
- Типы характеров Т. Толстой. Герои «круга» и «прямой».
- Функции вещного мира в прозе Т. Толстой.
- Особенности языка писателя: диалектика чрезмерности и экономности. Метафоризм. Цитатность.
Литература:
1. Художественные тексты: «Факир», «Серафим», «Соня», «Река Оккервиль», «Огонь и пыль», «Лимпопо».
2. Золотоносов И. Мечты и фантомы (О рассказах Т. Толстой)// Литературное обозрение. 1987. № 4.
3. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
4. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3 кн. Кн. 2. (Часть 3, глава 2, разделы 1,2).
5. Швец Т.П. Поливалентность вещного мира в прозе Т. Толстой// Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма. Ульяновск, 2004.
6. Щеглова Е. В своем кругу. Полемические заметки о женской прозе// Литературное обозрение. 1990. № 3.
Задание: по лекциям и литературоведческим словарям отработать понятия «романтизм» и «модернизм». Составить список их характерных признаков.
План:
1. Концепция мира и человека в прозе Л. Петрушевской. Реализация ее в особенностях сюжета и характерологии.
2. Герой, рассказчик и автор в прозе Л. Петрушевской.
3. Особенности сюжетно-композиционного строения рассказов.
4. Заглавие и его функция в рассказах писательницы.
5. Особенности языка рассказов.
Литература:
- Художественные тексты: «Свой круг», «Гигиена», «Новые Робинзоны», «Через поля».
- Быков Д. Рай уродов// Огонёк. 1993. № 18.
- Вирен Г. Такая любовь// Октябрь. 1989. № 3.
- Лопусов Ю. Кризис веры. Литературно-критические заметки о молодой российской прозе. М., 1991.
- Лейдерман М., Липовецкий Н. Совеременная русская литература: В 3 кн. Кн. 2 (часть 3, гл. 4, разд. 4).
- Русская литература XX в.: Учебник./ Под ред. Д. Кременцова. М., 2005. Т. 2.
- Швец Т.П. Рассказ Л. Петрушевской «Через поля» в зеркале типологического прочтения новеллистики автора// Современная русская литература. Пермь, 2005.
Задание: 1. Составить свое определение понятия «постреализм».
2. По литературоведческим словарям отработать понятия «автор», «герой», «рассказчик».
План
1. новый этап русской реалистической литературы.
2. Переломность исторической эпохи 1970годов
3. характер русской жизни и литературы 80-90годы
литература:
статья А Б Муратова Русская литература 2 половины 19 века. КЛЭ том 6
Гуревич А М динамика реализма в русской литературе 19 века. М 1995.
развитие реализма в русской литературе в 3 томах. Том 2 книга 2. м 1973 академич издание.
Фридлендр Г М поэтика русского реализма М 1971.
скастымов а п нравственные искания русских писателей. М 1972
1.Последняя треть начинается с конца 60годов,когда достоевский создает свои первые философские романы,идиот, преступление и наказание, толстой война и мир(69), щедрин история одного города. Продолжают писать и гончаров и островский,но в сравнении с ними творчество достоевского,леского,толстого-новая фаза в развитии отечественного реализма. В 70-90 годы совершается европейское,затем мировое признание русской классич литер. Началось еще при тургеневе.
Универсальный характер русской классики был эстетически осознан и программно заявлен писателями последней трети века. В противовес типическом реализму, которые более всего были озабочены воспроизведением характеров своего времени, Достоевский, Толстой и др стремились в своих произведениях стремились выразить собственную мысль о мире, понят и воплотить идеал гармонической личности и мира. Внимание писателей было направлено не к устойчивым и традиционным противоречиям,а к динамике сознания современного человека.
Углубился и усложнился характер худож историзма писателей, русская реалистич литер с момента ее становления выдвинула принцип оценивать уровень интеллектуального развития общества по характеру передовой личности. писатели 60г судили человека историей(тургенев,гончаров),т е они объясняли свойства человека новыми общественными запросами. писатели последней 3 век детерминируют человеческую личность универсально, т е не только соц бытом,культурно-исторической средой, но и свойствами отечественной ментальности и состоянием целого мира. Теперь писатели судят историю человеком. они стремятся показать в судьбе отдельной личности движение всего человечества. Специфика литер 70 год определяется тем, что в творчестве ведущих писателей этого периода выразились не политические,а нравственные этические искания, представления о совершенствовании человека, общества не путем революционной борьбы, а средствами нравственного саморазвития морального самосоздания. Даже Салтыков-щедрин говорит о преобразовании народа из народа исторического,забитого,малоактивного, он думает о том,как народ может стать выразительней. Эти нравственные ориентации и определили интерес к личности,к освобождению его от иллюзий и к обретению человеком прочного самостояния. 70 годы- это время создания вершинных произведений русской литературы.
Таких шедевров как Анна Каренина, братья Карамазовы, Бесы. Время создания господ головлевых, современная идилия щедрина. Масштабность,С другой стороны психологическая глубина. Каждый писатель избирает особую сферу нравственно-психологических конфликтов. Так у достоевского это индивидуалистические искания гродского образованного человека, ведущие ео к катастрофам,отсюда катострофизм русского большинства. У толстого главный интерес — это стихия живой жизни,в которой человек оказывается между 2 полюсов: потребность жить по законам правды,любви и добра, толстовский человек колеблется между низшими страстями честолюбие,эгоизм. Эти страсти сильны,так как они поддержаны моралью общества. У салтыкова-щедрина важнейшая сфера изображения-это общественная арена,на котор осущся изображение людей,которые посегаются на достоинства простока. Общей коллизией на новом этапе развития становится изображение гнета, обмана,исторических миражей и неуклонным стремлением человека к внутеннему освобождению,к нравственному самосознанию,которое соотв-т запросам общества. У писателей изображаемые конфликты заключают в себе пафос авторской пзитивной программы,выражен эпически у толстого,сатирически у щедрина, трагически у достоевского. Этот пафос проявляется не только в господствующем тоне,но и в стремлении авторов внушить читателям свой способ оценки жизненных явлений,коллизий.
Толстой чтобы заразить читателя своей тоской по естественности и правде, постоянно сближает и противопоставляет ложное и истинное искусственное и натуральное,эти полярности очень характерны для войны и мира. Салтыков,озабочен тем, чтобы читатель усвоил логику сатирического образа,понял смысл гротеска,включает в текст произведений размышления о природе фантастического в литературе,о функциях гиперболы,о специфике романа. Достоевский использует множество средств,чтобы читатель,погруженный автором в хаос,не утратил желания искать человека в человеке.
Новая ступень русского реализма означала так же и усложнение художественного антропологизма т е представление о природе человека, о его коренных,органических свойствах и потребностях. Русских писателей всегда волновал вопрос о нравственных началах человеческой природы, добр или зол человек по природе своей.
Нравственно-психологические качества людей писатели-реалисты обосновывают либо естественной природой человека,либо свойствами как существа сугубо общественного. Тургенев, Гончаров в определении человеческой сути прибегали к 2 критериям:критерий времени, социальные требования эпохи и способностью сохранит исконное вечное достояние человеческой натуры. Толстой,Достоевский обратились к человеку как существу духовному, не способному жить без сознания своей внутренней связи в мире целом,с изначально нравственным центром,который видели они в боге. Критерием оценки человек становятся нравственно-этические:братство,жизнь по велению совести. Достоевский и толстой были убеждены, что нравственный потребности являются общими достояниями людей, что именно нравственные связи делаю человека субъектом истории,но нравственные связи людей зачастую скрыты за внешними формами соц условий отношений,чтобы выявить их нужно обратиться к микрокосму человеческой души,отсюда новые представления о структуре личности литературного героя эпохи(на эту тему есть теоритич монография Гинзбург о литературном герое).
Толстой,Достоевский,Лесков,Гаршин нарушают четкую определенность социальных типов человеч характеров, стремятся раскрыть общечеловеческое в героях. Антропологизм тургенева и гончарова был основан на мысли о неизменности человеческой натуры,а человековедение дост и толстого основано на совершенствовании и перерождении личности. Даже во внутренней дисгармонии человека они открыли источник энергии человека. Писатели новой стадии волнуют и ближние исторические прогнозы и отдаленные искания. Для их литературной деятельности свойственна не просто прогатическая реация,но и профитическая функция, т е устремленность к конечной цели,к царству земной гармонии, эсхатологизм. Совмещение усложненных принципов историзма художественного антропологизма и соц-этических пророчеств и определило философскую глубину русской литературы этого периода.
1870г господствует жанр философско-психологического романа,углубляеися критическое начало в рус литер,ее сатирический пафос, примечательно,чо сатира щедрина главным объектом изображения и осмеяния явл не только власть,но и изображение народа. Вместе с тем писателей интересуют особенности народного мировоззрения. Сталкиваются 2 тенденции: идеализации народа,изображение «шоколадного» мужика- Злотоврадский, Засадинский. Анализ противоречий народного сознания исследование сильных и слабых сторон его миропонимания. Глеб Успенский,Лесков, Щедрин. Происходит смена русских литературных типов. Исчезает тип лишнего человека,если он и изображается,то либо иронически,либо сатирически. У чехова «Цветы запоздалые»и т д.
Тип героя нигилиста замещается антигероем антинигилистического романа. (романы лескова «На ножах»). Выдвигаются новые типы героев: люди дела, мирные экспериментаторы, федоров-омулевский,благовещенский и др.героями нового периода становятся правда-искатели и бога-искатели Дост и Толст, праведники и подвижники лескова и некрасова, подвижники-революционеры,тургенев новь, некрасов кому на руси жить хорошо, степняк-кравчинский.
Ведущим органом рус демократич литературы стал журнал отечественные записки. С 68 года журнал перешел в аренду к некрасову. В 66 были закрыты современник, и русское слово.
В отечественных записках сотрудничали многие писатели. после смерти некрасова журнал издавал салтыков-щедрин, и был закрыт в 84 году. На смену закрытому русскому сову пришел журнал дело, с 66 по 86. издавался Благосветловым. Журнал Вестник Европы. Был солидным,ориентируются на западный путь развития России.,печатаются труды Буслаева, Веселовского, Пыпин, Соловьев,Костомаров.
Постоянным консерватизмом отличалась позиция журнала «Русски йвестник» редактор до 88 г М Катков,публицист.
2. переломность исторической эпохи 70г. В россии совершается непростой переход от феодализма к капитализму. Образованное общество воспринимало капитализм как губительное общественное явление. Он разрушал сельскую общину, грозил массовым обнищанием, подрывал традиционные крестьянские устои. Капитализм в россии казался не только чуждым явлением,но и гневным. Его не хотели признавать круги русского общества.
Это породило иллюзию миновать скверну, они были различного типа. Мечты о возвращении помещий и вотчин,о возвращении крестьянского послушания при помощи правительства сверху. После покушения на Александра 2. после этого выстрела начались ограничения гласности,свертывания судебной реформы,были закрыты многие журналы, начинается новый этап в развитии освободительного движения. Вхождение в народ русской молодежи,все-таки убили царя. Народничество-это теория русского социализма,который верил,что россия может избежать буржуазного развития. Из этой утопии вырастал энтузиазм 70-ков. Готовность революц молодежи жертвованию народу,которому нужно заплатить свой долг перед ним,ибо народ всех их кормит,возникает мысль о жертвенности,ставшей свойством целого молодого поколения. Жертвенность Породила в нац сознании особые понятия русский интеллигент-выросло на почве больной совести. Это личность,озабоченная проблемами общества в целом, сопереживание народу, интеллигент не способен мириться со злом,это жертвенность сродни религиозным движениям. степняк-кравчинский «Подпольная Россия» оправданием ру3сского терроризма стала готовность заплатить за него жизнью. Хотели добиться радикального переворота в обществе. Народники настаивали на исключительной роли субъективного фактора в историческом процессе, в активности героев-одиночек,народникам пришлось осознать свои иллюзии. Утопизм русской мысли и его горькое преодоление- это характерная особенность нескольких поколений россиян. Центр фигурой становится Достоевский. Он воспринимал политическую борьбу только в нравственном аспекте,понимая ее как путь к созданию человека. Надежды на мирный исход нац кризиса были разрушены убийством царя. В 70 гт осознается новой фазой развитие русского национального самосознания. Об этом свидетельствует книга историка Данилевского «Россия и Европа». Отказался от идеи единого поступательного движения истории. Он дели человечество на замкнутые культурно-исторические типы. Славяно-русский тип, римский,германский. В славяно-рус типе очень сильны охранительные начала,а не революционные. Книга данилевского «О закате западной цивилизации и о конструктивно характере восточно-слав культуры» предвосхитил концепцию другой книги — Шпендлера«Закат Европы». Россия- не Европа. Русская община консервативна. россия призвана создать всеславянский союз. Славяне-выполнит свое историческое предназначение. Пансловизм тюбтчеваи данилевского-разновидность русской идеи-разновидность религиозно-культурного развития россии!
Другим вариантом русской идеи стала концепция В С Соловьева. Он прогнозировал возможность достижения всеединого бога человеческого общества. Идеи соловьева были изложены в публичных чтениях. По мысли соловьева человек может притворят в жизнь божественный порядок, т к природа человека двойственна,как и в христе в человеке живут 2 начала: естественное, земное и божеское. Задача человека и человечества-развить начало,достичь цели.
Н Федоров. Доказывал необходимость конкретных дел направленных на спасение мира и подготовку к царству божьему. Важнейшим делом является борьба со смертью и воскрешение умерших предков. Устранит небратство. его идеи нашли отражение в творчестве Платонова «Челенбур». Сборник статей в 2 томах «русская идея в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья» М 1994.