double arrow

Теория философии

07.11.2011 Лекция 10

«Гносеология»

Гносеология – учение о познании.

Познание – это процесс приобретения и развития знания.

Объект гносеологии – природа человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности (процесс перехода от мнения к знанию).

Главный вопрос гносеологии – вопрос об истине, о ее постижении, критерии истинного знания. Так как человек склонен впадать в заблуждение, следовательно, то гносеология исследует также, как человек впадает в заблуждение и чем отличается истина от заблуждения.

Субъект – тот, кто познает; объект – то, на что направлено познание. Отражение объективной реальности – основной принцип познания.

Начиная с Платона, всех теоретиков начинают делить на тех, кто не сомневается в процессе познания, и тех, кто высказывает сомнение относительно познания мира (агностики).

Исторические формы агностицизма:

° скептицизм (основной тезис Перрона – Человек – мера всех вещей)

° мнение Юма – выйти за границы разума невозможно

° классическая форма агностицизма связана с именем Канта (мир – вещь в себе)

Познание – всегда определенный акт, в котором нечто познается как таковое. В познании всегда содержится узнавание.

Кант пишет: «На долю человеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой. Но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума.». В данное затруднение разум попадает не по своей воли; он начинает с основоположений, которые выводятся из опыта, но, поднимаясь к вершинам познания, замечает, что перед ним возникают все новые и новые вопросы, на которые он не может дать ответа. Агностицизм, или по меньшей мере просто скептицизм, - это логическое состояние разума.

Френсис Бэкон считал, что есть 3 вида познания:

1. Пусть паука. Истина выводится из чистого сознания. Данный путь был особенно актуален в средние века, и в первую очередь в схоластике. С точки зрения Бэкона, этот путь не совсем истинный: в нем не учитываются все тонкости процесса познания.

2. Путь муравья. «Узкий эмпиризм»: собираются разрозненные факты, логической концептуальной системы не получается.

3. Путь пчелы. Соединяет первые два: опыт и разум.

Формы гносеологии (уровни познания)

· Эмпирическое познание: ощущение, восприятие и представления

· Теоретическое познание: понятие, суждение и умозаключение

· Обыденно-практическое познание – задает специфику любого вида восприятия

· Мифологическое

· Религиозное

· Эстетическое

· Философское

· Научное

Обыденно-практическое познание связано с непосредственным опытом человека; передается из поколения в поколение; недостаточно структурировано; значительная часть его не объединена ни в каких концепции; здесь нет никаких проектов или планов; оно существует в форме слабо связанных и даже разрозненных идей, в форме эмоциональных стереотипов; оно зачастую весьма противоречиво, это противоречие определяется разными социальными ролями, которые человек выполняет в обществе. Основной недостаток – не существует «всезнания», это поверхностное знание о реальности, но человек может полагать, что этого знания достаточно.

Гносеологические потребности человека имеют свойство резко меняться в периоды социальных трансформаций. Обыватель нуждается в градуированном знании, которое стратифицируется в соответствии с социальной важностью объекта, тем самым мир предстает в сознании поделенным на разные уровни значимости (человек водит автомобиль, не зная принципов его работы; покупает продукты, не интересуясь процессом их производства; платит деньгами, не имея представления об их сущности). Но как только социальная реальность меняется, как только происходят серьезные социальные трансформации, обыденное познание начинает интересоваться данными процессами. То есть, обыденно-практическое познание релятивно.

Знание во многом определяется информативностью, степенью познания. «Знаю – вижу».

Виды гносеологических представлений, которые определяются субъектно-объектными связями:

· Индивидуальный субъект - способный к объективному, истинному видению реальности.

Наивный реализм: субъект обладает способностью к чистому восприятию, умеет (как кажется представителям) воспринимать реальность такой, какая она есть на самом деле. Но каким образом возможно познание объектов, принципиально не доступных чувственному восприятию? Каким образом возможно индивидуальное познание объекта в его всеобщих и необходимых характеристиках, которые должны иметь одинаковое значение для каждого человека? Если содержание сознание субъекта обусловлено совокупностью чувственных впечатлений, состав которых меняется с течением времени, то что тогда гарантирует самотождественность человеческого Я, или его Самости? Поиск ответов на эти вопросы привел к отказу от наивного реализма, потому что, если ему следовать, то возникает угроза солипсизма (направление, которое рассматривает человеческое Я как некую сущность).

· Антропологический субъект – природный человек, телесная организация человека. Все то, что отличает человека от любых других веществ.

· Субъект как сообщество ученых – субъект науки, научного сообщества, которое обращается к реальной практике научного познания.

· Экзистенциальная трактовка субъекта – особые внутренние переживания человека: забота, страх, любовь. Эти чувства наполняются личностной экзистенциальной ситуацией, но свойственны всему человечеству.

Объекты познания:

ü На что направлена деятельность субъекта?

ü Каким образом получает субъект знание о внешнем по отношению к нему объекте?

Типы гносеологического представления:

· Объект как сущее. Наиболее ранняя концепция объекта, присущая еще античным мыслителям. Они исходили из того, что объект существует независимо от человека.

· Объект как феномен. Кант: объект себя являет, но сущность его остается вещью в себе.

· Объект как «бытие для другого». В рамках этой концепции ответ на вопрос «Что есть эта вещь на самом деле?» определяется тем, что она значит для человека в контексте его конкретной жизненной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: